Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Читаем Евангелие вместе с Церковью

По слову святителя Иоанна Златоуста, «кто регулярно ходит в церковь, тому достаточно года для приобретения богатого познания, ибо мы не читаем здесь сегодня одни, а завтра другие писания, но всегда те же и непрерывно». Действительно, человек, приходя в храм и посещая регулярно богослужения, вместе с Церковью прочитывает все Евангелие и Апостол. Сегодня в нашей церковной школе мы постараемся рассмотреть порядок и смысл чтения Священного Писания — одного из главных моментов Литургии оглашенных.

Чтение Апостола

Подготовка к чтению Апостола (посланий апостольских) происходит после восхождения на горнее место священника и диакона, когда диакон произносит возглас «Вонмем», что переводится как «будем внимательны». В этот момент молящихся призывают быть внимательными к происходящему далее. После этого возгласа священник преподает всем мир, на что чтец отвечает ему: «И духови твоему». А диакон в ответ возглашает: «Премудрость». Это означает, что мы будем внимать премудрости Божией.

Затем чтец, стоящий напротив Царских врат перед иконой, держа в руках Апостол, произносит прокимен. Это слово переводится с греческого как «то, что поставлено перед чем-то, предшествует чему-либо».

Сначала чтец читает первый стих прокимна и называет соответствующий глас (определенный напев). В ответ хор пропевает также первый стих согласно гласу. Чтец следом читает второй стих прокимна. А хор также отвечает ему пением первого стиха. И в завершении чтец читает первый стих до половины, а вторую половину допевает хор.

Пример:

Чтец: Прокимен, глас первый: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Чтец: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Хор: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Чтец: Буди, Господи, милость Твоя на нас!

Хор: Якоже уповахом на Тя.

Существует множество прокимнов, и все они соответствуют дню или определенному празднику. Например, в воскресный день, когда начинается новая седмица, читается соответствующий прокимен этому дню. Всего их восемь. Существуют также прокимны дневные, которые читаются каждый день седмицы. Понедельник посвящен святым Ангелам и именуется ангельским днем. Вторник посвящен святому Пророку и Предтече Господнему Иоанну, а в его лице всем Божиим пророкам. Среда посвящена памяти предательства Господа Иудой Искариотским. Ради этого установлен пост. Четверг посвящен памяти святых апостолов и святителя Николая, ахиепископа Мир Ликийского, а в его лице всех святителей Христовых. Пятница посвящена памяти крестных страданий нашего Спасителя Иисуса Христа и Его смерти. Суббота посвящена Пресвятой Госпоже Богородице и всех святых, а также поминовению усопших.

Существуют также прокимны, посвященные Богородичным праздникам или воспоминаниям святых. Прокимен составлен из стихов псалма и в древности пелся целый псалом, а впоследствии ввиду усложнения музыки пение целого псалма сокращалось. В итоге сейчас поется два стиха. Причем почти всегда стих прокимна и есть первый стих того псалма, из которого заимствован сам прокимен.

Бывает так, что на одной службе читается два прокимна — например, дневной и тому святому, которому служат службу. Тогда вместо половины первого стиха читается первый стих прокимна святому.

После прокимна диакон возглашает «Премудрость», и чтец оглашает соответствующее надписание апостольского отрывка: «Деяний святых апостол чтение», или «Соборнаго послания Иаковля чтение», или «К Римляном послания святого апостола Павла чтение».

Во время чтения Апостола священник сидит, показывая тем самым равночестность своего сана с апостольским.

Всегда во время чтения Апостола совершается каждение. Сначала кадят престол кругом, жертвенник, горнее место, иконы в алтаре, икону внутри алтаря над царскими дверями, как и иконы на раскрытых царских дверях, местные иконы, весь иконостас, чтеца, читающего Апостол, клирос, народ и, вернувшись в алтарь, еще раз святой престол. Если кадит диакон, то после этого кадит и священник.

Каждение во время чтения Апостола символизирует, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств.

Чтение Евангелия

После окончания чтения Апостола поется аллилуарий. Священник, обращаясь к чтецу, говорит: «Мир ти». Чтец отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец провозглашает: «Аллилуиа, глас такой-то». Певцы поют «аллилуиа», a чтец произносит, согласно указаниям церковного устава на тот день, соответствующие стихи или припевы, которые называются аллилуариями.

Это пение является подготовительным к чтению Евангелия, увеличивает его торжественность. Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву «прежде Евангелия». В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь: «Воссияй в сердцах наших (2 Кор. 4, 6), Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи (Еф. 1, 18) во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше (2 Пет. 2, 18), духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще. Ты бо еси Просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Евангелие обычно читает иерей. И поэтому на Литургии, когда диакон готовится к чтению его и принимает на себя служение, превышающее его силы, он испрашивает y священника благословение быть благовестителем такого-то евангелиста. Если служение особо торжественно, как в храмовый или другой праздничный день, то диакон, по аналогии с архиерейской службой, испрашивает это благословение не тихим голосом и не в алтаре, a громогласно с амвона, положив уже Евангелие на аналой для чтения. Священник «знаменует» диакона со словами: «Бог, молитвами святого славного, всехвального Апостола и Евангелиста такого-то, да даст тебе глагол, благовествующему силою многою (Деян. 4, 33), во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа». Диакон отвечает: «Аминь» — и возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Священник, благословляя, говорит: «Мир всем». На что хор отвечает ему: «И духови твоему».

Затем диакон произносит имя евангелиста, чей отрывок сейчас будет прочитан, например: «От Иоанна Святаго Евангелия чтение».

Начинается чтение Евангелия согласно положенному на этот день зачалу. Зачала — это отделы, на которые разделены Евангелие и Апостол для чтения при богослужениях. Каждое зачало представляет нечто цельное и законченное. Каждое Евангелие имеет свой особый счет зачал: от Матфея — 116, от Марка — 71, от Луки — 114, от Иоанна — 67.

Евангельские зачала, которые читают ежедневно в течение всего года за Божественной литургией, представляют собой полный круг. Характер чтения отличается друг от друга — первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста.

В двунадесятые праздники Господни читаются только праздничные зачала, а рядовые опускаются. В случае двунадесятого Богородичного праздника и в великие праздники святых, а также в храмовые праздники святого читаются рядовые и праздничные зачала.

В воскресенья, кроме совпадения воскресений с двунадесятыми Господними праздниками, предваряется всё воскресное, то есть сначала читаются воскресные зачала.

Священник Артемий Добрынин



Оставить комментарий
Поделиться в: