Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Первосвятитель Русской Церкви

Период первосвятительства Митрополита Петра, святителя Московского, чью память Православная Церковь чтит 3 января, — один из самых значимых в истории Российского государства. Святитель Петр почитается как небесный покровитель не только Москвы, но и всей земли Русской. Именно благодаря его трудам Москва стала духовным центром Руси, столицей Российской державы. А благодаря его молитвам и стараниям его преемников на первосвятительской кафедре вокруг этой столицы объединялось государство.

Начало праведного пути

О жизни святителя Петра нам известно из двух древних литературных источников — его житий. Первое житие написал его современник, епископ Ростовский Прохор, сразу после смерти святителя. Второе — составлено одним из его преемников — святым митрополитом Киприаном и помещено в памятнике русской исторической литературы XVI века — «Степенной Книге».

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (западная часть Украины) в семье благочестивых родителей. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь, где с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Особенно полюбил он обучение иконописи. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

После многолетних подвигов иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На берегу реки Рата (на границе Львовской и Волынской областей Украины) он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Но недолго оставалось это место уединенным. Слух о святой жизни подвижника распространился по всей округе.

После того как святитель Петр основал в этом месте церковь во имя Спаса и небольшую обитель, в монастырь в большом количестве стали приходить богомольцы. Многие оставались, желая научиться у святого отшельника «спасению души». Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Игумен Петр был щедр и милостив к нищим и убогим, согрешивших обличал без гнева. Если нечем было подать милостыню, раздавал просящим подаяния свои иконы и отдавал свои одежды.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим и предрек игумену Петру великое будущее. Принимая святительское благословение, он принес в дар митрополиту написанную им икону Пресвятой Богородицы, которая впоследствии получила название «Петровская».

К сожалению, до наших дней монастырь не сохранился, но старожилы могут указать на Петровский лес, который стоит на возвышении на берегу, где когда-то существовала обитель.

Митрополит всея Руси

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский святой Михаил направил к Патриарху Константинопольскому Афанасию своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Господь судил избрать для окормления Русской Церкви святого Петра, и в 1308 году он был рукоположен в митрополита всея Руси.

В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву. В то время по сравнению с Новгородом, Тверью и Владимиром Москва была незначительным городом. Но святитель Петр увидел особый Божий Промысл. На берегу реки Неглинки для уединенной молитвы он основал Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь, куда затем переехал окончательно. Сегодня это один из наиболее узнаваемых символов российской столицы.

Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию, утверждая тем самым единство Руси под единым первосвятительским омофором.

Сохранился драгоценный литературный памятник, принадлежащий перу митрополита Петра, — послание к духовенству «Поучение игуменам, попам и дьяконам». Этот труд, посвященный проблемам веры и нравственности, написан кратко и просто: «Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется…», «…отсеките <…> от сердец ваших всякую отрасль пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство». «Если сами вы <…> будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных». И в заключении митрополит призывает помнить, что «блага света сего ничто пред Богом сравнительно с единою душою человеческою».

На протяжении всей своей жизни святитель Петр испытывал различные скорби: зависть, лжесвидетельство и клевету. Но всегда он проявлял удивительное смирение и кротость, иногда даже ходатайствовал за своих обидчиков.

В 1325 году митрополит Петр, предвидев будущее возвышение Москвы как центра всей России, совершает, казалось бы, безумный для того времени шаг — официально переносит митрополичью кафедру из пусть и разоренного, но все же более авторитетного Киева через Владимир в глубинку Руси, в Москву. Ошибка здесь могла иметь большие последствия, однако митрополит Петр смело идет на это, как просвещенный «знанием свыше». И это пророчество сбылось — Москва становится первопрестольным градом. Именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси и ее освобождение от Ордынского ига.

По совету митрополита Петра 4 августа 1326 года великий князь Иван Данилович Калита заложил в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, — сказал святитель великому князю, — успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным. Однако Успенский собор был освящен уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

Умер митрополит Петр во время пения вечерни с молитвой на устах и с воздетыми к небу руками. Случилось это 21 декабря (ст. ст.) 1326 года. Его погребли в Успенском соборе в каменном гробу. Глубокое почитание первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. У места его захоронения происходили чудеса. Многочисленные свидетельства стали основанием для того, чтобы в 1339 году по ходатайству князя Ивана Калиты митрополит Петр был причислен к лику святых, став первым канонизованным московским святым.

Благословение первосвятителя

В древности ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались русские первосвятители.

Благословение святителя Петра до сих пор присутствует на первопрестольном граде. В Успенском соборе хранятся его панагия, пастырский жезл с надписью на серебряном ободке: «Смиренный Петр, митрополит всея Руси» — и некоторые иконы, написанные его рукой. В Оружейной палате хранится саккос (святительское одеяние), изготовленный в XIV веке. Когда его исследовали, то выяснилось, что в нем служили еще как минимум в течение трех столетий после кончины святителя Петра — его подшивали, выправляли вплоть до XVII века. Там же находится посох святителя — с ним восходит на свое служение каждый новый патриарх.

Сегодня мощи святителя Петра почивают в самом сердце столицы — Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В обители святого Петра — Высоко-Петровском монастыре — хранится частица его мощей, помещенная в большую икону святителя. Пожелав быть погребенным в основании Успенского собора, митрополит Петр сквозь века объединяет нас своим телесным и духовным присутствием, давая нам видимое благословение на единство Церкви.

  Подготовила Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: