Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святая вода

Православная Церковь отмечает 19 января великий двунадесятый праздник Крещения Господня. В этот день множество народа приходит в православные храмы для того, чтобы набрать святой крещенской воды. Освященная вода есть образ благодати Божией. Она освящает верующих и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Понять, как важна эта великая святыня в жизни каждого христианина, нам помогут святые отцы и церковные проповедники.

 

О празднике

«Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник Божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в Таинстве Святого Причащения, в других Таинствах Церкви, а также и в освящении воды».

Митрополит Иларион (Алфеев)

«Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно Таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обо/жение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и погибающаго грехом человеческаго рода Таинство Божественнаго Крещения; и одно другому помогает, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

О святой воде…

«Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.

Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется Великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела.

Ее употребляет Церковь при освящении мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо Причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от Причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от Великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление святой водой для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги.

Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред Литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении».

Г. И. Шиманский

«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился вверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, с того времени — то есть со времени Крещения — Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Крещением Своим Иисус Христос потопил в водах Иордана грехи всего мира, освятил водное естество».

Святитель Кирилл Иерусалимский

…ее значении и свойствах

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу».

Святитель Иоанн Златоуст

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Затворник Георгий Задонский

«Важнейшей стихией для христианина является вода. Почему? Потому что вода Господом нашим Иисусом Христом была избрана материей первого из семи Таинств Святой Церкви, т. е. Крещения, чрез которое мы возрождаемся в жизнь новую, благодатную и которое служит для нас дверью в благодатное Царство Христово. Ибо образ крещения, который заповедан Господом Его апостолам, состоит в троекратном погружении крещаемого в воду с произнесением слов: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Вода очищает нечистоту нашего тела, и в этом отношении она весьма точно изображает благодать Духа Святого, которая очищает души наши от их греховных нечистот».

Епископ Иеремия Затворник

«Для чего же вновь и вновь освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? Для того, — отвечает на этот вопрос святитель Димитрий Херсонский, — что падший, хотя и обновляемый благодатию Божией человек всегда, до смерти, носит в себе семя древней нечистоты греховной, и потому всегда может грешить, а тем самым снова вносит в окружающий его мир нечистоту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который пребывает в Церкви Христовой вовеки, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни… Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью. Это значит — возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».

И о нашем отношении к святой воде

«Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — пишет святитель Феофан Затворник, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

«Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само — только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека… Освящение должно дойти до самого сердца. Только когда самое сердце начнет омываться потоками умиления от слышания песней праздничных, когда оно будет окропляться и “помазываться” словесами Божественными, сопровождающими освящение воды, пить сладчайшее питие Христовой любви, когда и из самой себя душа будет изводить “реки воды живой”, токи смиренных покаянных мыслей и чувств, благодатного умиления, утешения и любви к окружающим людям, — тогда, значит, вода Богоявления не осталась простою водою, но освящающее действие ее проникло глубоко внутрь души, до сокровенных недр сердца, и вода сделалась “источником воды, текущей в жизнь вечную”».

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Подготовила Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: