Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

В секту легко попасть, а выйти из нее трудно

В том, какую опасность таят в себе секты, довелось убедиться воочию, когда жертвой одной из них стала племянница моей приятельницы. Для красивой, успешной девушки, окончившей с золотой медалью школу и поступившей в вуз, оказалось чужим всё, что было в ее жизни, — близкие люди, друзья, интересы, нравственные ценности. Семья в буквальном смысле теряла ее и не знала, что делать. Было это в 90-х годах, когда вместе с мощной советской державой рухнули в одночасье все ее идеалы и освободившуюся духовную нишу заполнили различные псевдорелигиозные организации. Они действовали открыто, легально. Сегодня, по оценкам специалистов, в мире от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Конечная цель любой сектантской организации — контроль над многими, а в идеале над всеми сферами жизни человека. Сектанты приносят в жертву секте свое здоровье, имущество, а иногда и свою жизнь.

Предлагаем вам интервью с экспертом в области деструктивного сектантства, руководителем регионального отделения центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, священником Александром Кузьминым. Проблемой сект он занимается уже двадцать лет. Этой теме была посвящена его дипломная работа, впоследствии она легла в основу кандидатской диссертации и, в конечном итоге, определила направление дальнейшей деятельности.

— Отец Александр, прежде чем приступить к теме нашего разговора, давайте определим само понятие слова «секта».

— По своему происхождению слово «секта» означает нечто отделенное, отсеченное от целого, и вот эта часть от целого начинает ему себя противопоставлять. В случае религиозных сект — это организации, которые противопоставляют себя основной, культурообразующей религии, от которой они произошли. Для России такой религией является христианство, и многие секты в своем учении противопоставляют себя христианству и Церкви или маскируются под него.

Секты в России существовали всегда, как и во всем мире. Однако секты можно разделить на два основных вида — на классические и деструктивные. Я занимаюсь изучением деструктивных сект. Они в основной своей массе появились в середине XX века и от классических отличаются тем, что членство в них наносит вред человеку на трех основных уровнях: на уровне самого индивида, когда идеи и мировоззрение секты меняют человека и его сознание до патологических проявлений в поведении, на уровне семьи, когда членство в секте является причиной распада семей (чему предшествуют возникающие непонимание, скандалы, обиды, а как следствие — разводы, дележ детей, имущества, отчуждение имущества в пользу секты), и на уровне всего общества, когда секты причиняют вред государству, устоям, культуре и духовности общества в целом.

Деструктивные секты появились на основе оккультизма, магизма, астрологии и эзотерики в начале XX столетия, на базе теософского движения, ориентированного на получение некоего нового знания, новой веры. Деструктивные секты — это организации, в которых нарушаются свобода и права человека, включая право на получение информации о той организации, членом которой ему предлагается стать. Тем, кого пытаются привлечь в эти секты, всей правды об их истории, основателях и подлинном вероучении не сообщают. Распространение своего учения и вербовку новых членов они ведут назойливо, путем сокрытия информации, обмана, с применением специальных методик психологического воздействия.

— В одном из своих телевизионных интервью, посвященных проблеме сект, Митрополит Волоколамский Иларион сказал, что Господь стучится в двери наших сердец, Он не вламывается в нашу жизнь, как это делают секты. Он приглашает нас к Себе, не нарушая нашей свободы.

— Это действительно так. В Церкви нет никакого насилия над человеком, над его убеждениями. А в секты ведь никто сам не приходит, в секты приводят, вовлекают, причем нечестными способами. Они могут маскироваться под что угодно. Уловок у вербовщиков деструктивных сект масса, и фасад секты всегда обманчив.

Например, вас могут пригласить на семинары и фестивали по вопросам семейной жизни (это будет секта Муна), на курсы по изучению Библии (Свидетели Иеговы), на курсы по бесплатному изучению английского языка (мормоны), на различные психологические тренинги карьерного роста или разрешения проблем в сфере общения или бизнеса (секта сайентологии), на семинары по вопросам педагогики и медицины (секта Акбашева) и т. д. Секты могут заявлять о себе как о реабилитационном центре, детском саде, кружке рукоделия, фитнес-центре… Существует целый религиозный маркетинг — слаженный, со своей инфраструктурой.

— Лидер сайентологов, писатель-фантаст Рон Хаббард, откровенно говорил о том, что для того, чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию.

— Под видом религии, каких-то идеологий человека заманивают в полукриминальное общество, главная цель которого — власть и деньги. Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но вполне с определенными целями — господствовать над душами людей. Почему секты, о которых мы ведем речь, и называются деструктивными. Они, как я уже сказал, наносят вред на уровне индивида, семьи, общества и в конечном итоге направлены на разрушение российской культуры, исторических традиций.

5.2.jpgВред причиняется вследствие применяемых сектами способов обработки сознания человека. Людей, вовлекаемых в секты, окружают таким гипервниманием, такой гиперлюбовью, что они забывают, зачем туда пришли. Есть даже специальный термин в одной из сект — «бомбежка любовью». А если учесть, что мы живем в обществе, которое отличается дефицитом внимания и любви, то все это приводит к тому, что человек, испытывая жажду быть любимым и востребованным, принимает суррогат любви, который предлагает ему секта, как возможность утолить эту жажду. Новичка ни на минуту не оставляют наедине со своими мыслями, переживаниями. Это так называемый «метод сэндвича» (тоже сектантский термин), когда два сектанта постоянно находятся рядом с вербуемым, не оставляя его ни на минуту один на один со своими размышлениями, которые могут привести к критике секты и всего того, что ему там с воодушевлением говорят.

Сектанты убеждают вас, что готовы помочь найти выход из любой вашей сложной ситуации и сделать вас счастливыми. Но вы им нужны, пока с вас можно что-то взять. Секта ничего просто так не дает и обязательно попросит что-то взамен. Взамен она забирает вашу волю, ваш разум, интеллект, вашу веру, может забрать и все ваше имущество, а также психическое здоровье и семейное благополучие. Есть секты, где пожертвование квартиры секте обставляется как некий религиозный праздник. Человеку, решившемуся на такой шаг, дарят дорогие букеты цветов, покупают большущий торт, молятся вместе с ним «об укреплении веры», убеждают его в том, что этот поступок достоин уважения…

Сектантов, использующих при вербовке в свою секту методику агрессивного маркетинга, можно сравнить с цыганкой на рынке. Только цыганка, получив деньги, от вас рано или поздно отстанет, а сектанты вас не оставят сами, потому что им нужны, как я уже говорил, ваша воля, все свободное и несвободное время, ваши руки и ноги, личный автотранспорт, ваши сбережения, недвижимость, им нужно, чтобы вы работали на секту. Вас будут убеждать привести в секту и ваших детей, навязчиво приглашать ваших родителей, друзей, коллег. Статистика 90-х годов свидетельствует о том, что каждый десятый бомж в Москве был сектантом, а в итоге жертвой сект, оказавшись на улице, потому что секта отняла у него квартиру.

— Как мне помнится, тогда был настоящий всплеск сектантского движения. Представители сект приставали к людям на улицах, ходили по квартирам, не останавливались ни перед чем. Сейчас этого нет. Сект стало меньше?

— Сект не стало меньше. Просто они перешли к новому этапу своего развития, качественно иному уровню своей деятельности. Они укрепились, укоренились и с улиц перебрались в офисы, в коридоры власти, в СМИ, в интернет-пространство, на телевидение, в сферу медицины и педагогики, в армию и общественные структуры. Сегодня у них есть своя недвижимость, свои журналисты, адвокаты, свои лоббисты в политических кругах. Они используют новые технологии. Секты вербуют нашу молодежь с помощью социальных сетей. Сектанты идут в школы и вузы под видом борцов с наркоманией, с экстремизмом, даже с сектами, под видом проповедников нравственности. Они берут, как знамя, все что модно, злободневно в данный момент для нашего общества. Любой кризис, нестабильность приводят к активизации сектантского движения, потому что в этот период люди находятся в состоянии социальной аномии и наиболее уязвимы перед новой идеей, оптимизмом религиозного мировоззрения или новой психологической методикой.

Беседовала Наталья Абрамова

Продолжение следует

*

«Никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью — есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…

Когда мы узнаем, что родители теряют детей, что кто-то теряет жилплощадь, деньги только потому, что некто, прикрываясь религиозной фразеологией, все это умело отобрал, одурачил, превратил своих жертв в легко управляемых несвободных личностей, — это, конечно, представляет не только духовную, религиозную, но и общественную опасность».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

*

Если нужна помощь

Если вы или ваши близкие столкнулись с этой проблемой, звоните по телефону: (8452) 25–22–12 или пишите на адрес anticekta@yandex.ru. На этом сайте вы можете найти много полезной информации: www.anticekta.ru.

Оставить комментарий
Поделиться в: