Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Секты — проповедь, обращенная к страстям

Мы продолжаем публикацию беседы с экспертом в области деструктивного сектантства, руководителем регионального отделения Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии священником Александром Кузьминым.

— Кризисы, нестабильность в обществе — один из факторов образования среды, благоприятной для деятельности сект. Существует много и других, в том числе связанных с характером, наклонностями человека. Но что, на Ваш взгляд, в первую очередь определяет их удивительную живучесть даже в странах, не потерявших своих православных традиций? Мы с ними плохо боремся? У нас плохие законы?

— Ни то, ни другое. «Русь крещена, но не просвещена», — писал русский писатель Н. С. Лесков. Первая и главная причина такой популярности сект — в жуткой безграмотности нашего населения. У нас в стране, наверное, процентов восемьдесят граждан крещеных, а тех, кто знает, в чем великий смысл и содержание этого Таинства, кто знает православное вероучение, кто следует в своей жизни христианским заповедям, исповедуется, причащается, и двух процентов не наберется. У нас абсолютно безрелигиозное общество, общество потребителей, и сектанты этим пользуются. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, а к его страстям, к подсознанию.

Православный христианин, который живет церковной жизнью, духом Евангелия, читает святых отцов и Евангелие, постоянно исповедуется у духовника и причащается Святых Христовых Таин, никогда не окажется в сектантской ловушке. Он находит свои ценности, обретает жизненно важные для него истины в Евангелии. И если ему что-то непонятно, то он задает вопросы своему духовнику, а не кому попало на форумах в Интернете.

f3d0fe5fd0_77286[1].jpgКогда человек начинает искать истину там, где ее нет, то все это обязательно заканчивается разочарованиями, а иногда и страшной трагедией. За каждой деструктивной сектой тянется длинный и кровавый шлейф скандалов и человеческих страданий. Вот что дает не только секта, но и увлечение оккультизмом, магией, астрологией, а в целом — потребительское отношение к жизни.

Никто не говорит о том, чтобы человек абсолютно отказался от материальных благ, не пользовался в разумной мере удобствами. Но трагично, когда на первое место в жизни человека ставится не Бог, а что-то другое. Тогда можно оказаться в такой ситуации, когда на место Бога станет лидер секты, который нередко оказывается наркоманом, педофилом, мошенником или маньяком.

— В ходе подготовки к этому интервью с удивлением узнала, что в 1921 году появился проект ближайшего соратника Ленина, государственного деятеля В. Д. Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового богоборческого режима. То есть уже тогда религиозный фактор был одним из инструментов в политической борьбе. Сегодня не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами, что за ними стоят крупные финансовые империи, стремящиеся получить власть над миром.

— Что далеко ходить. Сегодня ярким примером того, что могут сделать со страной секты, является Украина. Первый Майдан — это результат усилий тех сект, которые действовали в этой стране не одно десятилетие, не без помощи Запада.

Когда мы высказываем свою обеспокоенность по поводу разрушительной деятельности деструктивных сект, мы имеем в виду, прежде всего, наших детей, нашу молодежь, которых они вербуют. Именно они в первую очередь находятся в группе риска в силу сложившейся неустойчивой ситуации в нашем обществе, различных социальных проблем. Радует то, что наши политики и правоохранители сделали, наконец, соответствующие выводы и стали принимать меры по борьбе с деструктивными сектами в России. Немаловажную роль в этом сыграла и Русская Православная Церковь, которая до недавнего времени по сути одна боролась с сектами на всем постсоветском пространстве.

— Каким образом боролась?

— Церковь забила тревогу с конца 80-х годов, когда сектанты лавиной хлынули на улицы наших городов после падения «железного занавеса». Церковь стала информировать людей об опасности сектантства, говорить об этом с молодежью, с журналистами, с правоохранительными органами, занималась просвещением и начала реализовывать социально-направленные проекты, объектом которых были незащищенные слои населения.

В начале 90-х годов по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в столице был создан Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, занимающийся проблемой сект. В ряде городов, в том числе и в Саратове, открылись его региональные представительства. В Саратове отделение центра существует уже двенадцать лет.

— Расскажите, пожалуйста, о его деятельности.

— Мы занимаемся сбором, анализом информации о деятельности деструктивных сект и предоставлением этой информации самой широкой аудитории. Ведем профилактическую работу, направленную на предотвращение разрушительной деятельности сект, оказываем помощь людям, пострадавшим от сектантской деятельности, и их родственникам. В секту легко попасть, но очень трудно из нее выйти. Наши специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической. Человек оказывается в полной зависимости от вероучения секты, от указаний ее лидеров и учителей, его в буквальном смысле зомбируют. Наш основной принцип в этой работе — настоящая любовь близких. Именно она должна победить ту псевдолюбовь, которую показывают человеку в секте фальшивыми улыбками и напускной плаксивостью.

Мы работаем в тесном взаимодействии со всеми здоровыми силами нашего общества. Однако тех, кто занимается проблемой сект, в России немного, и большинство из них входят в нашу Российскую ассоциацию центров изучения религии и сект (РАЦИРС), которую мы создали 10 лет назад. К нам за помощью обращаются люди из других городов и даже стран.

— Вы сказали, что тех, кто занимается проблемой сект, в России немного. Почему специалистов по сектам так мало, с чем это связано?

— Тема не из приятных. Ведь это горе и страдания тех, кто стал жертвой сект, и их отчаявшихся близких, постоянное участие в судебных процессах по защите прав пострадавших от сект — не у всех выдерживают нервы, да и дохода это никакого не приносит.

— Суды выигрывали?

— За всю деятельность нашего центра по всей России не было ни одного проигранного судебного процесса. Законы у нас есть, и они неплохие, проблема в другом. За помощью к нам обращаются, пострадавших десятки, но мало кто идет на то, чтобы предать огласке факты разрушительной деятельности сект.

— Боятся?

— Не верят в действенность наших властей, в то, что за этим последует какой-то результат. А напрасно.

— В завершение нашего разговора, какие советы самозащиты от сект Вы бы дали?

— Как я уже говорил, чтобы не попасть в секту, нужно быть религиозно грамотным человеком. Если человек далек от христианства, надо вооружиться информацией, которую сегодня можно легко найти в Интернете. И что очень важно, необходимо быть внимательными к своим близким людям, находиться с ними в доверительных и тесных отношениях. Ведь сейчас спроси многих родителей, какие сайты читают их дети, какие фильмы они смотрят, и мало кто ответит на эти вопросы.

Если же вы заметили кардинальные изменения в поведении близкого человека и у вас возникли подозрения, что он может быть в секте, звоните, приходите к нам в центр, заходите на наши сайты. Мы постараемся вам помочь консультационной, юридической, психологической поддержкой.

Беседовала Наталья Абрамова

* * *


Если нужна помощь

Если вы или ваши близкие столкнулись с этой проблемой, звоните по телефону: (8452) 25–22–12 или пишите на адрес anticekta@yandex.ru. На этом сайте вы можете найти много полезной информации: www.anticekta.ru.

Оставить комментарий
Поделиться в: