Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О доброй обеспокоенности и мире души

Когда Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам по Воскресении, Он приветствовал их словами: «Радуйтесь! Не бойтесь! Мир вам!». О том, что такое мир души, как его обрести и сохранить, мы беседуем сегодня с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, наверное, каждый верующий человек испытывал ощущение внутреннего мира и радости. Обычно этот мир приходит к человеку в храме, во время молитвы, в дни праздников, особенно на Пасху, которую мы встретили недавно. Что же такое этот мир? Можно ли сказать, что это дар Божий?

Мир Божий, который превыше всякого человеческого ума (Флп. 4, 7) — это действительно дар, но человек должен заслужить его. Чаще всего тот мир, о котором мы сегодня говорим, приходит к человеку в результате его очень долгих, целожизненных усилий. Потому что мир, который дает Христос,— это мир души человека с чистой совестью, с крепкой верой и доверием Богу. Этот мир не могут поколебать никакие внешние искушения, проблемы, трагедии.

Лишь очень редко, в целях, ведомых только самому Богу, Он дает возможность испытать чувства близости к Себе, богообщения человеку, который совершенно не стремился к этому. Но и это бывает, потому что Господь каждому человеку желает спастись и ими же веси судьбами каждого пытается привести к Себе.

Более естественным, правильным для христианина является чувство, которое преподобный старец Паисий Святогорец очень точно назвал чувством доброй обеспокоенности. Человек должен все время проверять себя Евангелием, стремиться к единству с Богом. Для этого он должен самым беспощадным образом бороться с тем, что шепчет и подсказывает ему его ветхий человек. И если человек старается так жить, у него появляется возможность насладиться таинственным, непостижимым, особым чувством бытия вместе с Богом и в Боге.

— Обычно в миру совсем другого рода беспокойства терзают человека: бесконечные проблемы, заботы, и, наверное, поэтому мы так быстро утрачиваем душевный мир. Но есть ведь множество примеров, когда не только святые, но и обычные христиане сохраняли мир души в самых тяжелых обстоятельствах — в болезнях, в ссылках, в тюрьмах… Как такое возможно для человека?

— Главная причина беспокойства современного человека — то, что он живет без Бога и пытается разрешить все проблемы своими собственными силами. Обеспокоенность тут действительно совершенно не добрая. Наоборот, постоянное уныние, отчаяние сопутствуют жизни такого человека. Он или не верит в Бога, или, может быть, считает себя верующим, но не понимает, как правильно выстроить отношения с Богом. А это можно сделать только одним образом — доверять Богу во всем.

Вы упомянули о людях, которые сохраняют спокойствие духа в тяжелых обстоятельствах, порой даже смертельной болезни. Действительно, вокруг нас множество таких примеров. Так происходит в жизни верующих христиан, для которых Бог является центром их жизни. И если человек доверяет Богу, то он говорит: «Господи, мне больно, но то, что Ты делаешь, Ты делаешь для моей пользы. Я это знаю, я в это верю и поэтому принимаю от Твоей руки все, что мне надлежит принять. Как раньше принимал хорошее, так сегодня принимаю плохое».

То же можно сказать в отношении тех, кто сохранял душевный мир в тюрьмах и лагерях в период жестоких гонений на Церковь. А.И. Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» замечает, что люди оставались людьми в двух случаях: если они осознавали и принимали свое положение («Все, я сюда попал и я здесь умру, и теперь мне нужно только достойно приготовиться к смерти») и если они верили в Бога. Те же, кто пытался своими силами что-то исправить или выжить любым способом, теряли человеческий облик, но все же, как правило, умирали в лагерях.

— Но как стяжать это упование, когда ты понимаешь, что все, что с тобой ни случится,— от Господа, и нужно это просто достойно принять?

— Это результат веры, а вера в человеке, есть такое хорошее слово, возгревается. Человек должен прилагать усилия для того, чтобы свою веру укрепить. Для этого нужны и молитва, и чтение Священного Писания, и добрые дела. Это настройка всей своей жизни по камертону Священного Писания, когда человек старается мыслить и поступать так, как ему заповедано в Евангелии. Тогда вера становится настолько крепкой, что не колеблется в зависимости от настроения человека или обстоятельств его жизни.

Иногда можно услышать: «Я два года ходила, свечки ставила, и никакого эффекта, ничего мне не помогло»… Вот это, конечно, не вера, а попытка получить помощь не важно где и не важно от кого. К сожалению, сегодня много людей, которые стараются только что-то взять — от своих родных, от Бога, от Церкви, а если не получают желаемого, то начинают злиться. Это печальная особенность нашего времени.

— В Псалтири говорится: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним»… Как же нужно искать душевный мир?

— Уклоняться от зла и творить благо — это и есть способ найти мир, чувство уверенности в Боге. Уклоняться от зла — значит очищать себя от ветхого человека, от его требований, которые постоянно звучат в нашем сердце. Творить благо — значит делать дела милосердия и стараться приобрести добродетели, которые на самом деле даются достаточно сложно. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Добродетель — не груша, ее вдруг (то есть сразу) не съешь». Чтобы ее усвоить, нужен определенный труд. Собственно говоря, во всех книгах Священного Писания, в святоотеческой литературе говорится о необходимости постоянно трудиться над собой.

— Владыка, у нас в почте есть вопросы, связанные с сегодняшней темой. Например, Людмила пишет: «Наш батюшка говорит, что в душе христианина должна быть радость, а у меня страхи. Всегда волнуюсь, накручиваю себя изо всего, дохожу до уныния. Пожалуйста, дайте совет, как быть, что делать?».

— Уважаемая Людмила, советы нужно стараться исполнять, и я думаю, что батюшка уже давал Вам этот совет. Он очень простой: перестать накручивать себя. В годы моей учебы в Болгарии я был близко знаком с одним болгарским старцем, замечательным духовником, архимандритом Назарием (Терзиевым). И в подобных случаях он применял интересный термин — «овчедушие». Я даже не уверен, что есть такое слово в болгарском языке, по-моему, он сам его придумал, но оно мне очень нравится, потому что точно характеризует состояние людей, которые все время живут в состоянии «страха перед всем». Таких людей много вокруг нас: они все время боятся, как бы чего не произошло плохого. А когда они приходят в Церковь, то часто церковное учение становится для них поводом к еще большим страхам: как бы чего не нарушить, не согрешить, не сделать что-то неправильно...

Надо обязательно бороться с этим чувством. Надо помнить, что Господь по Воскресении действительно говорил Своим ученикам: «Радуйтесь!». И это Его заповедь всем нам. Но радоваться надо, конечно, не той радостью, которой радуется мир, хохочущий над юмористическими телепередачами, а той внутренней, духовной радостью, которая преисполняет сердце человека, который старается жить с Богом. Самое главное произошло — Господь Иисус Христос воскрес, мы спасены. Ради нас, ради каждого человека Он пошел на Крест, сошел в ад и воскрес из мертвых. И глубокое, искреннее осознание этого приносит радость, несмотря на все наши недостатки.

Поэтому Людмиле нужно услышать эти слова и обязательно стараться исправляться. Это не произойдет в одночасье. У человека нет тумблера, повернув который он может наутро проснуться совершенно другим человеком. Очень часто люди идут к священнику, спрашивают его совета и просят о помощи, думая, что вот священник что-то скажет, сделает — и у них все изменится, без их собственного участия. Но так не бывает. Человеку нужно очень много трудиться над собой.

— Еще вопрос: «Две мои подруги постоянно жалуются на жизнь. Все им плохо, хотя множество людей были бы счастливы поменяться с ними местами. Слушая это, я тоже теряю душевное равновесие и впадаю в грех осуждения, раздражительности, пытаюсь вразумлять их, но они меня не слышат. Как мне быть? Татьяна».

— Есть хорошее святоотеческое правило: если есть необходимость кого-то вразумить или предостеречь, нужно делать это до трех раз. Если и в третий раз человек не откликнулся — больше не вмешиваться. Мы не можем никого заставить силой исправиться или спастись. Даже Бог отступает перед человеческой свободой. И ни в коем случае не надо раздражаться. Если человек, которому мы хотим сказать что-то очень полезное, видит наше раздражение, он никогда, ни при каких обстоятельствах наших слов не примет. Поэтому говорить с людьми нужно кротко, мягко, необидно, с максимально возможным смирением.

— Владыка, вопрос от Анны: «Прошу, помогите разобраться: очень ждала пост, хотела провести его с пользой, настраивала себя на покаяние. Но на душе было тихо, спокойно, радостно. Чувствую, что душа оживает от ран греховных, силы душевные появляются, уверенность и спокойствие. Есть горячее желание не совершать прежних грехов. Хорошо ли это, или я впала в мечтательность и расслабление?»

— Это очень правильные, хорошие, добрые мысли, и дай Бог придерживаться их. Собственно говоря, пост для того и существует, чтобы дать человеку возможность исправиться и не повторять прежних грехов.

— Владыка, в продолжение вопроса Анны, а можно ли спутать душевное спокойствие и равнодушие?

— Да, конечно. А аввы Дорофея есть рассказ про монаха, который был абсолютно спокоен, когда его кто-то обижал и злословил. Наблюдая за ним, авва Дорофей подумал: «Вот настоящий смиренный монах»,— и решил поучиться у этого брата, спросить у него, как он достиг таких замечательных результатов в духовной жизни. А тот ответил: «Да что на них обращать внимание? Это лающие псы». И тогда авва Дорофей отошел от него с поклоном: «Да, нашел брат свой путь»… Бывает, что за внешним спокойствием скрываются окамененное нечувствие и равнодушие к другим людям. Но это всегда видно со стороны. И если человек старается внимательно смотреть на самого себя, то он тоже это поймет.

— Вопрос от Марины: «Иногда даже после исповеди не проходит чувство раздражения, обиды, острого осознания своей вины. Можно ли причащаться в таком немирном состоянии?»

— Если это чувство есть только по отношению к себе, если нет злости на других людей, если на исповеди не было сознательного утаивания греха, то можно.

Однажды преподобного Амвросия Оптинского один из его посетителей спросил: «Батюшка, я грех исповедовал, не повторял его, но у меня болит о нем сердце». Преподобный показал ему свой палец со шрамом и сказал: «Видишь? Когда я был мальчишкой, топором ударил. Все давно зажило, а шрам остался». Так и грех на сердце человека оставляет рану, которая может долго болеть. Хоть Господь и прощает его, а человек может помнить о своем грехе, смущаться, переживать. И, в общем-то, это нормальное чувство, если человек не занимается осознанно растравлением своих болячек. Такое тоже бывает, к сожалению, и от этого надо отучаться.

— «Я знаю, что в любых обстоятельствах, и особенно в скорби нужно благодарить Господа,— пишет нам Галина.— Но я только говорю слова благодарности, а сердце ничего не чувствует. В унынии мне очень трудно, как я ни пытаюсь уговорить себя, что на все воля Господа, получается плохо».

— Благодарить Господа в скорби действительно нужно. И когда человек достигает того доброго устроения, о котором мы говорили в начале, то, действительно, в скорби, так же, как и в радости, он будет благодарить Бога. Но если человек пришел в Церковь совсем недавно и, может быть, от какого-то несчастья, требовать от него, чтобы он тут же начал радоваться скорбям — совершенно неправильно. Думаю, надо сначала учиться переносить скорби с терпением. И нужно при этом просить Бога о помощи: «Господи, помоги мне вынести это». А иначе будет получаться фальшиво, неискренне. Когда окрепнет вера, у человека сложится совершенно иное отношение к миру. Но это результат долгого и трудного пути.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин,

Подготовила Наталья Горенок

Православие и современность



Оставить комментарий
Поделиться в: