Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иверская обитель в Выксе

Муром и Дивеево привлекают внимание паломников не только из России, но и со всего мира. Однако в маршрут паломнической службы Покровской епархии входит еще один пункт — г. Выкса. Паломников ожидает знакомство с Иверской обителью. Чем же она так примечательна?


Иверский женский монастырь был основан в Выксе старцем Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Варнавой (Меркуловым) в 1863 году по благословению святителя Филарета Московского. Отец Варнава по просьбе местных купцов подобрал место в лесу недалеко от Выксы для постройки богадельни, которая и положила начало женской обители. 25 мая 1865 года старец прислал Иверскую икону Божией Матери, и новая обитель стала называться Иверской.

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, вмещавший до 6000 человек, который имел два придела: правый — в честь Вознесения Господня и левый — Всех святых.

Монастырский комплекс включал в себя также гигантскую колокольню, на которой большой колокол весил 1076 пудов, прекрасные белокаменные корпуса и прочие постройки, окруженные фруктовыми садами, аллеями и лесами. Стены храмов были украшены палехской росписью.

Старец-основатель монастыря неусыпно заботился о процветании основанной им обители и совершенствовании монахинь-насельниц. Тысячи его духовных чад горько оплакивали кончину отца Варнавы в 1906 году. Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Сандлер и купец В. Н. Муравьев (ныне известный как преподобный Серафим Вырицкий) решили довести дело преподобного до конца. На их средства были отстроены приделы собора Живоначальной Троицы.

После Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи огромного количества российский монастырей — в 1919 году обитель была закрыта. Многие здания забрали власти, часть построек была использована под жилье. В 1927 году были взорваны колокольня и собор Живоначальной Троицы. Взрывы были такой силы, что местных жителей пришлось эвакуировать в леса. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях.

В 1991 году, 26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, была зарегистрирована возрожденная религиозная община. Первая служба после долгого перерыва состоялась здесь 25 февраля 1993 года.

Радостным событием в жизни прихода стало возвращение на территорию монастыря уцелевшей святыни — Иверской иконы Божией Матери. При расчистке завалов в Троицком соборе из-под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Богородицы, что еще больше укрепило веру в помощь Небесной Заступницы.

Непосильные труды по восстановлению обители легли на первых ее насельниц. На сегодняшний день в Иверской обители проживают 29 насельниц. Обширен круг их работ — сеют, сажают, ведут подсобное хозяйство и занимаются строительством. В монастыре устроен детский приют. В своем нелегком труде сестры надеются на помощь Небесной Покровительницы, верят, что собор Живоначальной Троицы, а затем и весь монастырь будут восстановлены.

С ноября 1999 года действует Попечительский совет по восстановлению притвора Троицкого собора монастыря. Чин освящения притвора в честь преподобного Варнавы Гефсиманского совершен 27 ноября 2003 года. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерние богослужения. Сюда перенесены главные святыни монастыря — чудотворная Иверская икона Божией Матери. Не менее почитаемая святыня — частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и его личная епитрахиль.

Монастырь всегда готов принять паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители Божией Матери на Выксунской земле.

Подготовила Марина Шмелева

* * *

Мнение батюшки

Священник Аркадий Махсумов: Когда звучит слово «паломничество», невольно могут возникнуть аналогии с мирским понятием «туризм». Хочется только отмахнуться и сказать: «Ну, что вы!». А между тем у паломничества и туризма много общего. Благодаря туристической поездке человек меняет обстановку, получает новые знания и впечатления. Он отдыхает, восстанавливается для дальнейшей жизни. Паломничество сродни туризму, только помимо прочего еще помогает найти в себе новые духовные силы. Ведь всем известно, что мы и падаем, и устаем, и выгораем. Тем, кто только начинает воцерковляться, паломническая поездка дарит возможность открыть мир Православной Церкви. Воцерковленным — заручиться молитвенной помощью, благодатью святых, чтобы продолжать духовную жизнь.

Каждый человек обретает в паломнической поездке что-то особенное. Зрелый христианин в паломничестве ищет ответы на духовные вопросы. Новоначальный — помощи в житейских обстояниях: успеха на работе, мира в семье, крепкого здоровья. Не надо смотреть на это свысока и считать потребительским подходом. Зачастую исполнение таких просьб и приводит человека к Богу.

Оставить комментарий
Поделиться в: