Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Соработники Бога

Служение апостола играет важную роль в становлении Новозаветной Церкви. Благодаря апостольскому труду слово Божие сохранилось на века, и мы имеем возможность обрести путь, ведущий к счастливой, блаженной, вечной жизни. Вспомним о том, кого называют апостолами и что представляет собой это служение.

Посланники Христовы

Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга». Апостолы были посланниками Христа. Также они назывались Его учениками, потому что были к Нему ближе всех и имели возможность чаще, чем другие, слушать Его святое учение. Спаситель избрал апостолов на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому — за три года до Своей крестной смерти.

Христос был послан для спасения мира: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21). Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 17). Христос возвещал то, что слышал от Пославшего Его Отца, и апостольское служение является продолжением этого служения, то есть частью Божественного плана спасения мира. Это служение предполагало полную преданность воле Божией, готовность отдать даже свою жизнь, потому Господь сравнивает своих посланников с агнцами посреди волков (см.: Лк. 10, 3). Апостол Павел также говорит о ежечасных бедствиях, сопровождающих его служение.

Выходу на апостольский подвиг предшествовала длительная подготовка, общение с Господом. Это общение и слушание Его слов и поучений не только давало ученикам новые знания, но было началом того очищения и обновления Святым Духом, которого они сподобились в Пятидесятницу. Таким образом, апостольское служение осуществляется при участии всех Трех Лиц Святой Троицы: избрание от Отца и через Сына, обновление и просвещение Святым Духом.

Проповедь Благой вести

За время Своей земной жизни Христос собрал около Себя множество слушателей и последователей. Но более всего нам известны двенадцать ближайших учеников Христа. Согласно Евангелию от Матфея к ним относятся: Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда (брат Господень, или Фаддей), Симон Зилот и Матфий.

Число двенадцать не случайно. Оно имеет символический характер и соответствует числу колен Израилевых (по числу сыновей Иакова, от которых и произошел весь народ Божий). Двенадцать было священным числом, обозначающим «число совершенства». Именно это число в сознании иудеев стало обозначать полноту народа Божьего. Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т. е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому. Двенадцать составляют навеки основу Церкви: Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр. 21, 14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать является причиной избрания апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота.

Особым делом апостолов, возложенным на них Господом, было запечатлеть жизнь, дела и учение Иисуса Христа и передать это знание всей Церкви. Будучи свидетелями Слова, они составили книги, принятые Церковью как священные и ставшие основанием христианской веры и жизни. Богодухновенные писания апостолов собраны Церковью в единый корпус Нового Завета. Сюда входят: из двенадцати апостолов — Евангелие апостола Матфея, Евангелие, три Послания и Откровение апостола Иоанна Богослова, Послания апостолов Иакова, Иуды, Петра. Из семидесяти апостолов — одно Евангелие апостола Марка, одно — апостола Луки. Четырнадцать Посланий принадлежат апостолу Павлу.

Существует ряд древнейших памятников послеапостольского времени (II–III вв.), надписанных именами двенадцати апостолов («Учение двенадцати апостолов», Апостольские постановления, Апостольские правила, Апостольское предание) и продолжающих апостольскую традицию.

Помимо двенадцати апостолов были и другие, о которых нам известно чуть меньше. Избрал… и других семьдесят [учеников] и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти (Лк. 10, 1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам.

Их имена в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен позже, в V–VI веках. Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10, 2), — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.

Использование числа семьдесят в кругу учеников Христа отражает характер их миссии — проповедь язычникам. По преданию, именно на семьдесят языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение. По мнению толкователей Священного Писания, 70 апостолов также соответствуют количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (см.: Чис. 11, 24).

Помимо апостола Луки, к кругу семидесяти относятся евангелист Марк, а также многие другие проповедники, обращенные позже за их великие миссионерские труды.

Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел, хотя он и не встречал Иисуса Христа при Его жизни, но стал христианином уже после Вознесения Христа. При жизни апостола Павла находились люди, которые оспаривали его притязание на апостольское звание, что видно из его посланий. Но Церковь признала за ним это звание и величает его Апостолом язычников, а также особо — наравне с апостолом Петром — Первоверховным. Это звание святые Петр и Павел получили за особые труды в проповеди Христовой веры.

Апостолами называют и других святых, распространявших христианство среди язычников. Это святой Григорий Просветитель, апостол Армении, святой Стефан, апостол Перми, святые апостолы Фаддей и Варфоломей и др.

Некоторых святых, особенно потрудившихся в распространении Благой вести об Иисусе Христе, Церковь называет равноапостольными. Это святые равноапостольные Мария Магдалина (проповедь в Галлии — нынешняя Франция), просветительница Грузии — святая Нина, император Константин с матерью царицей Еленой (Италия и другие земли), князь Владимир с княгиней Ольгой (Русь), епископ Николай (Касаткин) (Япония), учители Словенские — братья Кирилл и Мефодий.

Основание Церкви

Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий Церковь и реализующий ее полноту. Они поставляют других служителей Церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть. Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства — передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные Церкви. Эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней.

На иконах святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы. Первоверховного апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18–19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Празднуя память каждого из двенадцати апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов 13 июля. Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Соборная память семидесяти апостолов совершается 17 января. Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти.

Апостольство — служение, которое в разное время несли не только священнослужители, но и миряне. Здесь сбываются слова, которые приводит апостол Павел, что во Христе нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3, 11), ни мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Дух Святой совершает во всех верующих дело спасения — но настолько, насколько мы имеем веру и усердие, в том числе и в деле проповеди Христовой веры.

  Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: