Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Разве я сказал, что небо пусто?»

В паломничество — не покидая Саратова

 
У православных христиан издревле было в обычае путешествовать по святым местам. Для чего? Во-первых, такое путешествие, или, как стали его называть, паломничество уже само по себе было молитвенным трудом, во-вторых, у людей была потребность приближаться к святыне, видеть ее, поклоняться святым на месте их христианских подвигов, которые бывают очень разными. В ХХ веке в России воистину просиял подвиг мученический — подвиг страдания за веру от безбожной власти. И нам, саратовцам, не нужно покидать родного города для того, чтобы оказаться на месте этого подвига. Мучениками и исповедниками Христа в годы жестокого богоборчества стали наши земляки.

 

В преддверии празднования Собора Саратовских святых, который в этом году отмечается 18 сентября, мы с прихожанами саратовских храмов отправляемся в такое паломничество. Не все, о ком мы сегодня будем говорить, канонизированы, но все — достойны преклонения.

Первая остановка автобуса — в Свято-Алексиевском женском монастыре. Здесь покоится игумения Антония (Заборская). Она была настоятельницей Крестовоздвиженского монастыря, стоявшего на самом берегу Волги: сейчас большую часть его территории занимает гостиница «Словакия», а об уничтоженной обители напоминает Крестовоздвиженский храм, действующий в сохранившемся от всего комплекса здании, и большая мемориальная икона святителя Николая — на месте снесенного Никольского монастырского храма.

Крест на месте захоронения игумении Антонии в Свято-Алексиевском женском монастыреКрестовоздвиженский монастырь был по тогдашним меркам не очень большим (на момент ликвидации его большевиками, в 1919 году, в нем насчитывалось 269 насельниц, считая девочек-воспитанниц) и совсем не богатым: выживал он только постоянным нелегким трудом сестер, большинство из которых происходило из крестьянства или мелкого городского мещанства. Но мужество и верность монашескому призванию, проявленные этими женщинами, удивляют нас, сегодняшних. После закрытия монастыря они не разошлись по домам, не вернулись к «нормальной» жизни. Ради сохранения общины игумения Антония (избранная настоятельница с 1912 года) регистрирует в установленном новой властью порядке трудовую артель; эта артель существует довольно долго, но в 1927 году в органы ГПУ поступает донос, автор которого доводит до сведения власти, что под видом Крестовоздвиженской артели фактически продолжает существовать монастырь; что монахини «по-прежнему посещают церковь», что к монахиням стекаются все, не- довольные советской властью, что в артели собирают продуктовые посылки для сосланных и находящихся в заключении представителей саратовского духовенства; наконец, что в Крестовоздвиженской артели совершаются монашеские постриги. Все это было правдой. Иеромонахи СпасоПреображенского мужского монастыря, закрытого точно так же, как женский, постригали крестовоздвиженских послушниц в иноческий чин, и это было, по сути, благословением на Голгофу…

Возле строящегося храма Воскресения Христова В 1927 году Крестовоздвиженская артель была закрыта, шесть монахинь во главе с настоятельницей отправились в ссылку в Марийскую АССР. Там они провели пять лет: оставшиеся в Саратове сестры не оставляли их без помощи, выручали посылками. Вернувшись в Саратов, игумения Антония не обнаружила в городе ни одного действующего православного храма — все были закрыты. Верующие поддерживали связь меж собою, тайком собирались для молитвы у кого-то дома; если находили священника, то совершалась и Евхаристия. Началась война, и в связи с этим органы НКВД усилили свою и без того недреманную бдительность. В ноябре 1941 года родилось второе уголовное дело «гражданки Заборской Антонины Станиславовны» — игумении Антонии. Вместе с нею было арестовано восемь женщин (четыре из них — крестовоздвиженские монахини) и один мужчина, заводской слесарь. Всем им вменили «организованную антисоветскую деятельность», выражавшуюся в основном в частных разговорах о тяготах жизни в СССР. Одна из проходивших по этому делу монахинь, Варвара Глотова, была расстреляна, остальные получили большие сроки, а матушка Антония, которой было уже 73 года, просто не дожила до приговора – умерла в тюрьме, по некоторым данным — во время допроса.

На могиле епископа Вениамина (Милова)Кладбищенский сторож показал остававшимся еще на свободе сестрам монастыря, где закопали их матушку, завещавшую своим духовным дочерям всегда, что бы ни случилось, не терять друг друга и держаться вместе. Могила игумении Антонии оберегалась и почиталась верующими на протяжении всех советских лет. А в ноябре 2012-го по благословению митрополита Саратовского и Вольского Лонгина игумения-мученица была перезахоронена в Свято-Алексиевской обители.

Из монастыря едем на старое Воскресенское кладбище. Здесь восстанавливается разрушенный кладбищенский храм Воскресения Христова — глядя на эту стройку, поговорим о его клирике — священномученике Петре Покровском. Этот священник мужественно противостоял захватившим храм раскольникам-обновленцам и многих из тех, кто был увлечен их пропагандой, привел к покаянию и возвращению в лоно матери Церкви. Крестный путь отца Петра похож на сотни тысяч других: арест, ссылка, возвращение из ссылки в Саратов, новый арест, еще одна ссылка, и уже там, в Восточном Казахстане — последний арест и расстрел…

Мы стоим у могилы епископа Вениамина (Милова): он был саратовским правящим архиереем всего полгода. Его здоровье было подорвано лагерями и голодными ссылками, и 2 августа 1955 года он умер, но тропа к его могиле — так же, как и к могиле игумении Антонии, — не зарастала никогда. Владыка Вениамин — один из самых известных и почитаемых духовников и богословов безбожных лет. Возможность познакомиться с его проповедями и письмами есть: в издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения» (редактор-составитель Наталья Горенок), посвященная епископу Вениамину.

Захоронение саратовских новомучеников на месте расстрельного рваДалее наш маршрут несколько усложняется. Кладбище старое, огромное и запущенное; только благодаря Евгению Леонидовичу Лебедеву, учителю физики и руководителю общества потомков репрессированных христиан «Возрождение», нам удается выйти к месту захоронения священномучеников иерея Михаила Платонова и епископа Германа (Косолапова). Где-то рядом с ними лежит протоиерей Андрей Шанский — летом 1892 года саратовские газеты писали о нем как о герое: его слово остановило холерный бунт и спасло жизнь студента-медика, ухаживавшего за больными (толпе казалось, что доктора намеренно заражают людей холерой). Здесь же — протоиерей Геннадий Махровский: он прослужил в Старом, как говорили саратовцы, в Свято-Троицком, то есть, соборе 37 лет, и был отцом восьми детей. Рядом с ним — священник Олимп Диаконов… И еще десятки имен на могильной плите.

Но это далеко не все, кто здесь закопан: под нашими ногами расстрельный ров. Все перечисленные люди убиты без суда и следствия: кто- то в порядке так называемого Красного террора (это была официально принятая Совнаркомом практика расстрела заложников, то есть заведомо ни в чем не повинных людей), а кто-то просто в связи с приближением к городу частей белых армий.

Икона священномученика Михаила ПлатоноваНо, оказывается, не все в «молодой Советской республике» делалось без суда. Священника Михаила Платонова — создателя общества «За веру и порядок», яркого проповедника и публициста, защитника веры и нравственных устоев — именно судили: вместе с епископом Германом и другими членами епархиального совета. Процесс занял два дня — 5 и 6 октября 1918 года. Председательствовал слесарь Яков Аникеев. Суду предшествовали следующие драматические события: в августе 1918-го, услышав о расстреле государя императора Николая II (расстрел царской семьи и слуг большевики очень долго скрывали, а информация о смерти царя была запущена ими в народ намеренно), настоятель Серафимовского храма в Саратове отец Михаил Платонов в своей проповеди напомнил прихожанам о словах 104-го псалма — «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла». Затем он возгласил царю-страстотерпцу вечную память… Конечно, власти это не понравилось, и отец Михаил был арестован. Узнав об его аресте, 36-летний викарный епископ Саратова Герман (Косолапов) вполне официальным указом вменяет в обязанность общине Серафимовского храма сделать все для освобождения пастыря: но люди уже и без того собирают подписи под обращением с просьбой отдать им отца Михаила на поруки. Епископ Герман принимает радикальное, может быть, спорное решение: запретить богослужения в церкви Серафима Саровского впредь до освобождения настоятеля. В результате Владыку арестовывают, обвинив его в том, что он намеренно закрыл церковь с целью возмутить народ против советской власти…

«Суд над попами», как называла это действо газета «Известия Саратовского совета» стал воистину духовным противостоянием. Обвинитель Семен Васильченко говорил, что «для советской власти небо — пустое место», а отец Михаил в своей речи отвечал ему: «…обвинитель очень раздосадован тем, что я очень спокойно вел вчера себя здесь, что мне предъявляются такие обвинения, и я так спокоен, высказываю свои монархические убеждения. (…) Но, товарищи, я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор: разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь — и я не верю в смерть…»

Законнобразие кончилось быстро: приговоренные к 20 и 15 годам лишения свободы отец Михаил и владыка Герман были вопреки этому приговору расстреляны, как уже сказано, ввиду приближения к Саратову белых. В храме во имя святого преподобного Серафима Саровского, у иконы его настоятеля — священномученика Михаила Платонова — мы заканчиваем первую часть своего паломничества…

Продолжение следует

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото Андрея Самохина и из архива Саратовской епархии


Марина Бирюкова

Православие и современность



Оставить комментарий
Поделиться в: