Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Сладкопевец

В день Покрова Пресвятой Богородицы мы празднуем также память преподобного Романа Сладкопевца — автора многочисленных песнопений в честь Пресвятой Девы. Его жизнь и творчество — один из самых ярких примеров того, как Бог отвечает на искреннюю и чистую любовь человека к Нему и Его Матери, щедро одаривая Своих верных чад.

«Сосуд многоценнейший»

Достоверных сведений о жизни преподобного Романа сохранилось немного. Известно, что будущий певец Церкви Христовой родился во второй половине V века в Западной Сирии, в городе Эмессе (ныне — Хомс), в иудео-христианской семье. «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим», — говорится о преподобном Романе в дошедшем до нас древнем каноне.

С юности святой Роман вел чистую и целомудренную жизнь, стремясь угодить Богу. Он получил полное классическое образование, хорошо знал греческую философию и литературу. Известно также, что преподобный изучал медицину: тексты его песнопений изобилуют древними медицинскими терминами. Но в результате конфликта с эмесскими врачебными сообществами он оставил это занятие. Святой Роман не мог смириться с «растленным собранием лжеврачей, чрез мзду души человеческих изымающих». Сам он лечил больных за очень умеренную плату или вообще безвозмездно, чем, естественно, вызывал гнев остальных врачей.

Переехав в Бейрут, он стал пономарить в местном Воскресенском храме. Бейрут в те времена был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, но, несмотря на соблазны большого города, юноше-провинциалу удалось сохранить чистоту души.

Удивительный дар

При императоре Анастасии Дикоре святой Роман перебрался в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии –главной Константинопольской святыне. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Столичные собратья-клирики не упускали случая посмеяться над неудачником-провинциалом. Негодование клириков усилилось после того, как патриарх Евфимий приблизил преподобного Романа к себе за искреннюю веру и добродетельную жизнь и назначил ему жалование наравне с чтецами и певцами.

Однажды на торжественном богослужении под Рождество Христово, где присутствовал сам император, озлобленные клирики силой вытолкнули святого Романа на амвон, выставив его невежество на позор со словами: «Пой, если ты получаешь равную с нами часть». Со стыдом и позором преподобный покинул амвон, ведь он совсем не умел петь.

Униженный и расстроенный, ночью юноша горячо молился перед иконой Божией Матери, и произошло чудо: Сама Пречистая Дева явилась ему в сонном видении и, подав свиток (по-гречески «Кондакион»), повелела съесть его. Со свитком Богородицы святой получил голос и поэтический дар, после чего сразу же составил свой первый знаменитый кондак в честь праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает».

На следующий день во время всенощного бдения святой Роман настоял, чтобы его допустили к пению на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь…», что вызвал всеобщий восторг. Изумленный патриарх спросил у певца, откуда у него появился столь удивительный дар. После того как святой Роман рассказал о том, что с ним произошло, его рукоположили в диаконы, а потрясенные клирики попросили у него прощения.

За удивительное вдохновенное пение люди стали называть преподобного Романа Сладкопевцем. Он стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял уровень благолепия православного богослужения. Святой Роман составил около тысячи духовных песнопений, многие из которых по сей день употребляются в богослужениях. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его подобию составлялись и многие другие.

Свое земное существование величайший гимнограф византийского мира окончил около 560 года в монастыре Авасса, располагавшемся недалеко от Константинополя. Вселенская Церковь причислила его к лику святых.

Частица мощей преподобного Романа находится в киевском храме, освященном в его честь.

Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году при содействии страстотерпца царя Николая II в родовой усыпальнице его предков, находящейся в подклетье Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве, был устроен храм во имя святого Романа. После революции храм был осквернен большевиками и восстановлен уже в 90-х годах XX столетия, когда началось возрождение Новоспасского монастыря.

Творец кондаков

Преподобный Роман справедливо признается отцами Церкви творцом кондаков. Само название кондаков напоминает о том чудесном случае с пергаментным свитком («кондакионом»), который вручила ему Богородица. С тех пор кондаками стали называться краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающие сущность праздников и составляющие тему для всего богослужебного их чинопоследования.

Все творения преподобного Романа Сладкопевца отличаются богатством и изящностью стихотворной формы. По содержанию очень просты и совсем не аллегоричны. Его гимны, как правило, содержат вариации на тему какого-либо библейского сюжета. Картинные подробности и диалоги помогали слушателям живее воспринимать события Священной истории. Например, кондак «На усопших» прославляет блаженную жизнь обитателей рая. Кондак «О предательстве Иудином» посвящен новозаветному сюжету. Деяние Иуды в глазах автора столь ужасно и немыслимо, что даже непонятно,

Как море гнев сдержало,

Как небо на землю не пало,

Как мира строение устояло…

Святой Роман сочинял свои произведения не только для эстетического наслаждения любителей поэзии и музыки. Это был отклик на волновавшие его современников проблемы церковной и общественной жизни. Например, на бушевавшую в то время монофизитскую ересь он отвечает поэмами «Мария и волхвы» и «Мария у Креста», в которых создает глубоко психологический образ Марии-Матери и тем самым утверждает совершенную человеческую природу Богочеловека. В поэме «Мария у Креста» святой Роман описывает тяжелые переживания Пресвятой Богородицы как Матери, теряющей Сына.

Известный библеист С. С. Аверинцев писал: «Естественность и уверенность, с которой творил преподобный Роман, казались современникам чудом». В самом деле, это и было чудо, ведь Сама Пресвятая Богородица сообщила ему дар сложения кондаков.

Помимо кондаков, святой Роман Сладкопевец считается творцом икосов, которые, по свидетельству святого Марка, митрополита Эфесского, «вместе с кондаками петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. oikos — «дом, покой»), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении. Отсюда-то они и получили такое название». «Икосами» называются в Церкви пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним размером и поются на один глас. Икос всегда следует за кондаком, так как представляет развитие последнего.

Церковь в своих песнопениях воспевает преподобного Романа «гуслей сладковещанной», «сладкогласной цитрой Божественного Духа», «свирелью церковною», «соловьем божественных песней», «струной преславных слов Духа»… А мы обратимся к преподобному словами, которые написал святой Герман, патриарх Константинопольский, на день его памяти: «Самый ранний, первый плод прекрасных гимнов ты показал как средство для спасения, Романе, отче наш; составляя ангельские песни, ты беседовал с Богом. Умоли Христа Бога избавиться от искушений и бед прославляющим тебя».

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: