Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О монахе Иване и духовной брани

Гран-при XIV Международного фестиваля православного кино «Покров» (Киев, октябрь 2016 года) и еще четыре диплома за лучшие сценарий, музыку, костюмы к фильму и лучшему актеру, участник Московского международного кинофестиваля, VII Международного фестиваля «Вера и Слово» и множества других — все это про фильм Николая Досталя «Монах и бес». Кинокартина получилась очень многомерной и неоднозначной. Безусловно, есть в ней и спорные, и противоречивые моменты, которые режиссер оставил на суд зрителя.

Действие фильма происходит в одном из мужских монастырей первой половины XIX столетия. Однажды в монастырь приходит новый насельник — монах Иван по фамилии Шапошников, называющий еще себя Семеновым сыном. С его появлением в монастыре происходят довольно странные «чудеса». Настоятель монастыря дает монаху все больше новых послушаний, с которыми тот прекрасно справляется. Игумен не верит в чудеса, считая Ивана одержимым.

Монаха выгоняют из обители в небольшой домик посреди леса — лесной скит. Тут появляется бес по имени Легион, который с детства пытается погубить подвижника. И теперь мы можем воочию увидеть причины странного поведения монаха. Иван же не поддается бесовским уловкам.

По словам режиссера, прототипом главного героя стал архиепископ Иоанн Новгородский, святой XII столетия. Однажды он поймал в рукомойнике беса и перекрестил его, тот взмолился: «Отпусти». Святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к Храму Гроба Господня, и в ту же ночь они там оказались. Бес умолял святого оставить такой его позор в тайне, угрожая праведнику местью. Святитель осенил себя крестным знамением, и бес исчез. Святой рассказал эту историю другим. Бес со всей злобой и коварством старался оклеветать архиепископа: то подбрасывал святому в келью женские вещи, то выбегал оттуда в образе девицы. Братия монастырская соблазнилась, связали и положили святого Иоанна на плот и пустили по реке. Но плот поплыл против течения, доказав невиновность подвижника.

А второй прототип главного героя фильма — Иван Семенович Шапошников, рясофорный послушник Нило-Сорской пустыни XIX века, убогий, хромой, но большой праведник. Отличался необыкновенной простотой, младенческим незлобием, смирением, любовью ко всем. Нередко принимал на себя подвиг юродства, терпеливо перенося всевозможные обиды, насмешки, оскорбления и даже побои.

В фильме «Монах и бес» Иван вместе с Легионом тоже отправляются в Иерусалим к Храму Гроба Господня. Иван силой затаскивает беса в храм, после чего тот совсем теряет свою бесовскую силу, становится немощным. Обратно они добираются на корабле. Еще один момент: плот со связанным монахом Иваном тоже плывет против течения.

И все же, кто он — монах Иван — святой или одержимый? Он готов любить всех и вся, даже врага человеческого, говорит поговорками и пословицами, словно обличает, — так как же понять? Странный, непонятный для остальных, одним словом, юродивый. Подвиг юродства странен для окружающих, через юродивых Сам Господь обличает пороки людей. Поэтому юродивых не любили, гнали отовсюду. Вот вроде бы наглядный пример из фильма: во время трапезы Иван жадно, громко жуя и чавкая, очень быстро съел свою порцию гороховой каши, взял еще одну. У него тут же забрали тарелку, и настоятель начал интересоваться, хороша ли каша и откуда родом этот странник Иван. Заметив, что настоятелю хотелось побольше узнать о городской жизни, что скучно ему в своей пустыни, монах Иван стал с упоением рассказывать в подробностях о трактире и жареных котлетах. Монахи, сидевшие за столом, перестали кушать и с интересом смотрели на странника, даже чтец запнулся и перестал читать житие. После рассказов о котлетах настоятель с тоской посмотрел на разложенный в тарелках горох… И второй пример — обличения подданных императора во взяточничестве странными поговорками.

В этом Иван похож на юродивого. Но это именно похожесть. Многие чудеса выполнялись, как потом окажется, его тайным «помощником» — бесом. Героя как будто разрывает на части: он то кается, то одержим бесом, то горит, то молится. Одержимость монаха бесом почувствовал настоятель: «Не чудо, не чудо!» — восклицал он на очередные «странности», происходящие в обители. «Ты перспективный», — говорит Легион своему подопечному, отвечай на вопрос о том, зачем тот к монаху привязался.

Где и когда начинается святость и как ее можно достигнуть? Очень тяжело показать святость на экране, изобразить ее. Вот какая она? Как ее понять? Какими художественными средствами выразить? Попытку показать святого на экране предпринял Павел Лунгин в своем известном фильме «Остров». По словам сценариста фильма «Монах и бес» Юрия Арабова, святого на экране показывать можно лишь иллюстративно: «Любые рассуждения о его внутреннем конфликте могут смутить верующих. Святость, таким образом, остается за рамками драматического искусства».

В центре внимания фильма — духовная брань, выраженная в личной борьбе монаха со своим собственным бесом. На протяжении всей картины мы можем наблюдать противостояние христианина и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). На примере главного героя Ивана, Семенова сына, показана нескончаемая духовная брань на пути к Богу. Парадокс — бесы всячески вредят человеку, но помогают его спасению; искушают, но укрепляют в вере при наличии крепкого духовного стержня. И чем сильнее враг, тем более крепким нужно быть. Более того — в этом противостоянии и есть путь к святости, как замечает главному герою Легион. «Ведь непонятно, через что Бог может открыться. Не обязательно через человека, которого вы считаете добрым. В том случае, если у человека есть духовный стержень, контакт со злом ему идет в конечном счете на пользу. Страдание, болезнь, насилие, война есть зло. Но если у человека есть фундамент — это всё сделает его лучше», — говорит сценарист картины.

Хотелось бы отметить, что кинолента о монахе и бесе пронизана хорошим чувством юмора, иронией. Но при этом фильм не комедийный, а серьезный и глубокий. Директор фестиваля православного кино «Покров» протоиерей Александр Акулов замечает: «Если бы мы к ней (жизни. — Авт.) относились без веры в Бога и без чувства юмора, давно уже с ума бы сошли. Поэтому мне жаль людей неверующих и без чувства юмора… Чувство юмора нужно в себе воспитывать, как и чувство любви к ближнему».

В фильме есть размышления и о дорогах, произнесенные в XIX веке, но претендующие на злободневность («Не будет дорог — не проберется по ним неприятель в самое сердце России!»). Показан священный город Иерусалим с суматошным базаром, где продают якобы настоящий кусочек Креста Христова, гвозди, которыми Он бы прибит к Кресту, терновый венец и многое другое. Все, кто бывал в наши дни в Иерусалиме, думаю, сердцем откликнутся на слова Ивана: «А чего они Христом торгуют?», а также на желание этот базар прекратить.

Финал фильма довольно противоречив — как бес может стать человеком и прийти в монастырь?.. Ведь это противоречит основам нашей веры. Но это всего лишь режиссерское видение, художественный образ. Финал фильма остается открытым. Николай Николаевич Досталь отметил на фестивале «Вера и Слово», что бес не покаялся. Ему просто дан шанс, а как он им распорядится — вопрос открытый.

Заканчивается фильм словами «Не все свято, что в книгу вмято…». Их произносит настоятель монастыря в ответ на упрек своего помощника-писаря: «Принимаете в монастырь кого ни попадя… Всякую шваль да голь». На что настоятель укоризненно замечает: «Писарь ты, писарь… Латынь разумеешь, а Христа понять не можешь. Что ж мне, королей французских сюда звать? Если я эту голь не приму, то зачем я здесь? Зачем все это?»

Многие моменты в фильме трудно анализировать, потому что это особое видение режиссера. Как он сам отмечает, это не экранизация жития святого Иоанна Новгородского. «Это фильм о том, как человек победил черта. Своей праведностью, терпением и покорностью Божьей воле монах Иван Семенович в конце концов сделал так, что бес потерял дьявольскую силу. И бес становится человеком, а добрый человек — святым».

В одном из интервью Николай Николаевич рассказывает притчу — ключик к своему фильму. Монах пришел в келью после трудов праведных. Устал, утомился, прилечь бы и заснуть ему поскорее. Смотрит — а на его кушетке черт с рогами лежит! Подумал монах: «Надо же, ведь тоже устал, бедолага». Взял и лег под кушетку. И как только монах это сделал, черт пулей вылетел из кельи! «Можно любовью бороться со злом. Добро не только с кулаками, но и с любовью. Когда меня спрашивают, о чем фильм, я отвечаю: “О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть”», — поясняет режиссер.

Директор фестиваля православного кино «Покров» протоиерей Александр Акулов замечает, что в фильме любовь везде, в каждом кадре, любовь к христианству, к монашеству: «Там очень хорошо показана любовь к своим недостаткам. Любовь к ним, недостаткам нашим, и должна быть такой — немножко уничтожающей. Если не полюбим свои недостатки, если не полюбим себя со всеми своими грехами, от них не освободимся».

Наталья Сахарова

Оставить комментарий
Поделиться в: