По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ради Божественных целей

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, священномученик Серафим (Чичагов) оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Церкви. Его память верующие чтут 11 декабря.

Неожиданный поворот

Будущий митрополит Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович) родился 21 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье генерал-майора. В детстве потеряв обоих родителей, «привык искать утешение в религии». Леонид Чичагов получил блестящее образование. Сначала он обучался в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в 1870 году поступил в Пажеский корпус, который был одним из лучших образовательных учреждений того времени, готовивших элитные военные кадры Российской империи. 25 декабря 1874 года юноша был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако он отдал предпочтение службе воинской.

В 1877 году, как только началась Русско-турецкая война, молодой солдат уже на фронте, на Балканах. Он проявил себя настолько выдающимся военным, что только за эту войну получил около десятка орденов. У молодого офицера намечалась прекрасная военная карьера. Но, получив чин полковника, Леонид неожиданно уходит в отставку, избрав путь священства. «Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей», — писал он впоследствии.

Женившись, Леонид Михайлович переезжает с семьей в Москву, усердно изучает богословские науки. Желание максимально помогать страждущим подтолкнуло его заняться медициной, и настолько добросовестно, что, не имея специального образования, он разработал свою систему лечения, не потерявшую своего значения и в наши дни.

В 1893 году после знакомства со святым праведным Иоанном Кронштадтским Леонид Михайлович Чичагов был рукоположен в сан диакона, затем в иерея и стал служить на приходе. Беседа с кронштадтским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно важные решения отец Леонид принимал лишь по его благословению.

Блестящий офицер — и простой батюшка на приходе… В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым. Его устремлений не поняла и не разделила даже супруга. Только после бесед с отцом Иоанном удалось восстановить мир в семье.

Офицерская закалка, патриотизм, энергичность и строгая дисциплина помогали отцу Леониду и на новом поприще. Он реставрировал храмы, развивал приходское движение и очень быстро стал известен как очень серьезный священник.

Через некоторое время отец Леонид овдовел, оставшись с четырьмя малолетними дочерьми. Тяжело переживая эту потерю, он принимает монашество. Его приписывают к братству Троице-Сергиевой Лавры, а в 1898 году постригают в мантию с именем Серафим.

В 1899 году после смерти настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита Досифея на этот пост назначают иеромонаха Серафима (Чичагова). В том же году он был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. Новый настоятель нашел древнюю обитель в значительном упадке, обновил ее на собранные им пожертвования и за пять лет своего управления привел в цветущее состояние.

В эти годы не прекращалась и литературная деятельность будущего владыки, которую он начал еще в военные годы. Он работает над составлением известной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге преподобного Серафима послужили основанием для канонизации святого. Благословение на этот труд архимандрит Серафим получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши: «Вот, хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». В смущении отец Серафим уверял старицу, что по положению своему не может быть принят государем, но она и слушать ничего не хотела. В 1896 году «Летопись» была издана и преподнесена государю, что и повлияло на решение вопроса о канонизации.

После того как работа была завершена, преподобный Серафим явился архимандриту в видении. Старец поклонился ему в пояс со словами: «Спасибо тебе за Летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». Архимандрит только и мог вымолвить: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас». Святой улыбнулся и стал невидим.

28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим (Чичагов) был хиротонисан в епископа Сухумского. На Сухумской кафедре он прослужил недолго, в 1906 году он был переведен в Орел. В Орловской епархии владыка провел три года, деятельно занимаясь устройством церковно-приходской жизни.

В 1907 году Преосвященного Серафима назначают членом Святейшего Синода, а в 1908-м — епископом Кишиневским и Хотинским. Здесь он так же, как и в Орле, со всей своей энергией начал заниматься возрождением приходов. Владыка прослужил здесь до 1912 года и был переведен в Тверь архиепископом Тверским и Кашинским.

Во славу Божию

Владыка Серафим отличался необыкновенно разносторонней одаренностью. Он был прекрасным музыкантом: хорошо пел и играл, сочинял церковную музыку. В 1999 году в архиве были найдены его прекрасные инструментальные произведения для органа-фисгармонии и фортепиано. Большое внимание владыка уделял церковному пению: где бы он ни служил, всегда подбирал певчих для хора, проводил спевки.

Он был также талантливым художником, работавшим в области станковой живописи. В Москве в храмах во имя святителя Николая Чудотворца в Старом Ваганькове и во имя пророка Илии в Обыденском переулке, а также в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры сохранились его работы — иконы и настенные росписи. Они поражают высоким профессиональным мастерством. В московском храме во имя пророка Илии при входе можно увидеть замечательный образ Спасителя во весь рост в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, вверху над входной аркой в главном приделе.

Владыка все свои таланты претворял в жизни во славу Божию. Его военные подвиги, литературная деятельность, организаторские способности — все служило Богу.

По словам его современников, владыка Серафим был красив, высок ростом, голос у него был какой-то особый, мягкий, как бы приглушенный, манера говорить — слегка насмешливо, но не резко. Военная выправка наложила отпечаток на весь его облик. В облачении на службе он был величественен и естественен.

В конце пути

После Собора в 1918 года владыку Серафима возводят в сан митрополита и он получает назначение митрополитом Варшавским и всея Польши. Но из-за сложившейся политической ситуации ему не удалось отправиться к месту нового назначения, и он два года прожил в Черниговском скиту Троицкой Лавры.

В 1920 году владыка поселился в Москве и служил в различных храмах. С 1921 года последовала череда арестов. Они были непродолжительными: год, полтора, но ведь он был уже пожилым человеком, и, конечно, это постоянное напряжение сказалось на его здоровье.

В 1928 году владыку Серафима назначают на Ленинградскую кафедру, где в тот момент сложилась самая сложная ситуация: это центр большевистского движения, центр борьбы с Православием и огромное количество обновленцев. Только усилием воли, своим убеждением и верой митрополит Серафим за пять лет приводит эту кафедру вновь под управление Московского Патриархата.

Но тучи сгущались, и в 1933 году по решению Синода его отправили на покой. Последние четыре года жизни владыка проживал в Подмосковье. К этому времени он уже был сильно болен, но, тем не менее, к нему приезжали его прихожане, архиереи за благословением и отеческой поддержкой. Он оставался центром притяжения для многих.

В 1937 году неизлечимо больного, почти обездвиженного 80-летнего старца обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора». Из-за болезни его не могли увезти на «черном вороне», пришлось вызвать карету скорой помощи. Есть свидетельства о том, что над этим старым человеком издевались, требуя отречься от Православия, от своего сана, обещая за это сохранить жизнь. Он отказался. К месту казни его, истерзанного пытками, но несломленного духом, палачи принесли на носилках. После расстрела тело бросили в братскую могилу.

В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви митрополит Серафим был причислен к лику святых как новомученик. Приезжающие на бутовскую землю люди порой становятся свидетелями чуда — в день памяти владыки Серафима мироточат его образ и икона исповедников и новомучеников Российских. Это знак живого присутствия святого и его молитвенного предстательства за нас, за свою «российскую паству» перед Богом.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: