Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Бунт против воли Божией

Такое меткое определение дал кто-то «играм в смерть», в которые вовлекают сегодня детей и подростков в социальных сетях так называемые группы смерти, подталкивая их к суициду. По данным контролирующих органов, только за полгода в прошлом году покончили с собой 130 детей, состоящих в одних и тех же сообществах – виртуальных клубах самоубийц. С христианской точки зрения, у любой жизни есть свой смысл, даже если существование приносит человеку боль и нелегкие испытания. Приводит нас в этот земной мир и уводит из него Христос, и мы не должны идти против Его воли. Самоубийство – это духовная смерть, гибель души. Подстрекательство подростков к суициду – тема нашего интервью с руководителем регионального отделения религиоведческих исследований имени Иринея Лионского, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, священником Александром Кузьминым.

– Отец Александр, как получилось, что Вы обратились к этой новой для Вас проблеме – склонению детей к уходу из жизни в социальных сетях?

– Занимаясь последние двадцать лет проблемой деструктивных сект, я неминуемо сталкивался и с проблемой суицида. В процессе реабилитации сектозависимых у них формируются определенные депрессивные состояния, которые иногда приводят к суицидальным настроениям. Поэтому тема суицида не была для меня незнакомой, и какие-то наработки в этом направлении были.

Когда я стал священником и возглавил центр, ко мне стали обращаться за помощью руководители школ с просьбой провести профилактические беседы с детьми, которые достаточно часто начали говорить о смерти, о самоубийстве. А как об этом вести с ними разговор, чтобы не навредить? И помня слова Антона Семеновича Макаренко, что нужно быть уверенным в том, о чем ты говоришь, стал вникать в эту проблему, изучать ее. И здесь мне очень помогли рекомендации и советы протоиерея Димитрия Смирнова. Он считает, что детский суицид – это область манипуляции детей своими любящими родителями, которые ведутся на угрозы собственных чад что-то с собой сделать в случае отказа выполнить ту или иную их просьбу.

– Как и о чем Вы говорите с детьми на эту деликатную, таящую в себе определенный риск тему?

– Когда я встречаюсь с детьми, мы говорим с ними о смысле жизни. И в этом разговоре я затрагиваю темы и сект, и наркотиков, и табакокурения, тему абортов, создания семьи, суицида. Есть еще одна очень важная составляющая в наших беседах – духовная. Когда человек игнорирует эту сторону своего существования, он деградирует, начинает превращаться не в зверя – в демона. А демоны все нечистые – мозги у них в хаосе, все у них плохо, все перед ними виноваты. И здесь перспектива суицида — само собой разумеющееся явление.

Сейчас Церковь проводит активную кампанию по сбору подписей против абортов, которую поддержали многие общественные организации, депутаты Госдумы и сам Президент России. Наш народ потонул в крови своих младенцев, мы прокляты этой кровью – 6 миллионов абортов в год! Наша страна занимает первое место в мире по их количеству, и разве она может жить нормально, быть благословенной Богом? Все это следствие бездуховности нашего общества, образа жизни семей.

– И этот грех, проклятье довлеет над нами?

– Конечно! Все взаимосвязано в природе, которая создана Богом. Как говорил святитель Василий Великий, все, что происходит в жизни людей, отражается на их жизни. Суицид детей – симптом, который очень ярко показывает все сумасшествие жизни, в условиях которого они сегодня живут. Я вообще удивляюсь, что эта проблема появилась только сейчас, не раньше.

Во время общения со школьниками мы обязательно говорим о Боге, это самая действенная реабилитация. И я всегда переключаю их на литургическую жизнь Церкви, потому что без приобщения к участию в священных таинствах Церкви не вижу смысла в таких профилактических беседах. Когда к человеку приходит осознание того, зачем он был крещен, он начинает понимать, что такое духовная борьба, кто он такой – воин Христов. Понимать, что проблема суицида – это борение с бесами, со своими помыслами, проблема только его духовного здравия, что все можно решить молитвой, исповедью и причащением. И когда это понимание приходит, человек становится сильным настолько, что способен помогать и другим. Способен, наконец, создать крепкую семью. Суицид – проблема семей, у которых все есть, но нет Бога, семей, где ребенок страдает, где нет диалога, взаимопонимания детей и взрослых. Сегодня дети очень часто оказываются брошенными, потому что родители заняты зарабатыванием денег, своими проблемами.

16022016-01-480x573[1].jpg– В общем, корни этой проблемы, прежде всего, в семье.

– Однозначно! Человек был создан по образу и подобию Божию. Вслед за отцом Димитрием Смирновым скажу, что образ – это дух, душа и тело, подобие – это человек, это женщина, мужчина и ребенок, трое есть одно целое. А у нас, даже если посмотреть по моим знакомым, какая-то война против семьи идет. Семьи неполные, сплошь и рядом второбрачие, сожительство, называемое почему-то гражданским браком… В данной кризисной ситуации наши храмы должны стать оплотом семейных ценностей, нужно, чтобы в каждом из них были созданы инициативные группы из прихожан, которые бы занимались проблемами семьи. Наше общество обуреваемо духом потребления. К сожалению, и Православие для большинства людей, даже для тех, кто считает себя христианами, заканчивается потребительским отношением к Богу.

– Есть мнение экспертов, что проект по вовлечению молодежи в суицидальные группы связан с некими экстремистскими организациями нацистского толка.

– Я бы не стал концентрироваться на этом и заниматься поиском врагов. Если оглянуться вокруг, у нас в обществе все уже было готово к тому, чтобы возникла такая проблема. Ненависть, которая существует сегодня между людьми, разобщенность и расслоение общества способствуют этому. Данная проблема –только в нашей духовности.

– Но кто-то же стоит за группами смерти, провоцирующими подростков к самоубийству?

– Для того чтобы покрыть сеть такими группами, достаточно и одного человека. А что у нас, мало психически больных?

– И в завершении нашего разговора вопрос о том, как прекратить моду на «детский суицид, защитить детей от «игр в смерть»?

– Если у родителей что-то заболит, они весь Интернет просмотрят, пойдут к врачу. А когда их ребенок смотрит по монитору все, что угодно, на это они почему-то не обращают внимания. Ребенок приходит к суициду, потому что он одинок, у него проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и нет поддержки в семье, ему элементарно не с кем обсудить все это и отреагировать свои негативные эмоции. В результате он идет в виртуальную действительность, в группу, в которой получает эту поддержку и советы, там он чувствует себя своим среди своих. И в это время у него очень тонко формируют убеждение о бессмысленности жизни, о том, что она не представляет никакой ценности. Пользуясь негативным психологическим состоянием детей, их подталкивают к уходу из жизни. У подростков гипертрофированное восприятие эмоций, их очень легко увлечь. Тема смерти – таинственная и загадочная, мистицизм часто свойственны молодежи в силу наивности и отсутствия жизненного опыта, на чем и «играют» манипуляторы и мошенники, героизируя и романтизируя суицид.

Родители должны контролировать поведение своих детей в социальных сетях, ведь по закону вся ответственность за их действия лежит на них. Макаренко говорил родителям: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома… Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка».

Необходимо обращать внимание на то, какую музыку он слушает, какие смотрит фильмы, на символику, которой он себя окружает, и бить тревогу при малейшем появлении у него депрессивных мыслей, интереса к теме смерти, надо наладить с детьми доверительные отношения. Дома при необходимости. Нужно поставить фильтр на компьютер, а в школах установить безопасный Интернет. Нужно занимать детей самим, чтобы их не заняли другие, и занимать в первую очередь их помыслы. Нужно вернуться к Православию и воспитывать человека в уважении к обществу через уважение к Богу.

Беседовала Наталья Абрамова


Точка зрения

Преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Сергий Ксенофонтов:

– Проблема детского суицида – это в большей степени проблема больших городов, мегаполисов. В сельских школах у нас не было ни одного подобного случая. Там близость к корням духовности, нравственности, к традициям еще сохраняется. А в принципе это результат кризиса семьи, школы и общества в целом. Есть такая русская пословица: «Когда Бог на главном месте, тогда и все остальное на своем месте». Если говорить людям о Боге, решается проблема и семьи, и абортов, и суицида.


Решение на государственном уровне:

Группа депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Ириной Яровой предложила снабдить Уголовный кодекс понятиями «доведение» и «склонение» к самоубийству. Ирина Яровая заявила, что законопроект, вводящий уголовную ответственность за склонение детей к самоубийству, отправлен в Верховный суд и Правительство РФ для получения отзыва. Инициативу поддержал Президент РФ В.В. Путин: «Преступники – а иначе их не назовешь, прежде всего нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации».

Оставить комментарий
Поделиться в: