Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Основатель христианской империи

В церковных святцах много имен, известных нам или почти позабытых. За века, которые разделяют нас с Днем Сошествия Святого Духа на апостолов, с которого и началась история новозаветной христианской святости, прославлено Церковью множество монахов, благочестивых мирян, мудрых епископов. Но в огромном сонме святых не так уж и много равноапостольных – тех, чьими трудами пришли ко Христу целые страны и народы. Святой равноапостольный царь Константин – один из них.

Победивший силою креста

Гай Флавий Валерий Константин (274–337) родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Нише). Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм – культ Непобедимого Солнца. Но со временем Непобедимое Солнце язычников уступило в его душе место Христу, которого с древности христиане именовали Солнцем Правды.

По желанию императора Диоклетиана Константин с 18 лет в качестве заложника жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, будущий святой император возвратился в Галлию.

К принятию христианства он был расположен своей матерью – святой равноапостольной царицей Еленой. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, также были христиане. И Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых. Впоследствии равноапостольный Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, потому что видел дикость их нравов».

В 305 году августы Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку. На Востоке стал августом Галерий, на Западе Констанций. Кесарями были назначены Севир и Максимин Дайя. Через год Констанций умер, и солдаты провозгласили императором Константина. В это же время в Риме сын Максимиана Максентий низверг Севира и провозгласил себя августом, правителем Италии и Африки.

В 312 году Константин со сравнительно небольшой армией быстрым броском перешел Альпы, вошел в Италию и атаковал Максентия в Риме. Победу в этой битве он объяснял исключительно помощью свыше: вместо того чтобы оставаться под защитой городских стен, Максентий вышел из города и устремился в бой на противника, находившегося по другую сторону Тибра.

Много лет спустя император рассказывал историку Евсевию Кесарийскому, что видел на небе крест, перекрывающий полуденное солнце, на котором были написаны слова «Hoc vince» («Сим победиши»). А церковный историк Лактанций повествует о том, что во сне накануне сражения Константину было дано повеление изобразить на щитах монограмму (соединенные «Х» и «Р»). Писатели конца IV века называют эту монограмму «лабарум». С 315 года лабарум начинает появляться на монетах Константина. В IV веке он повсеместно воспринимался как христианский знак (две начальные буквы имени Христа).

После этой победы император Константин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 году, предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи: Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел к открытому гонению. Оба императора готовились к решительной борьбе. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). С этого времени он стал единодержавным правителем империи.

Новый Рим

Святой Константин решил сделать Восток центром политической и религиозной жизни империи. Ветхий Рим, при всем своем авторитете, все больше утрачивал свое значение. Его богатое языческое прошлое стало тем грузом, с которым ему было трудно войти в христианскую империю.

Империя нуждалась в новой столице, новом Риме, свободном от гнета языческого прошлого. На месте древней мегарской колонии Византия (Византиума) император основал новую столицу – Константинополь. По преданию, император Константин с копьем в руке шел впереди землемеров, определявших границу города. «Как долго ты будешь идти, господин?» – спросили у него царедворцы. «Пока не остановится Идущий впереди меня», – ответил император. Он явно осознавал Божественную волю в основании нового города.

Первым делом император заложил две роскошные базилики: святых апостолов и Агия Ирини, посвященную Христу — миру Божию. Стены Константинополя останутся неприступными в течение долгих веков. Город, основанный Константином, более чем на тысячелетие станет столицей империи и всего христианского мира. А Византийская империя – образцом христианского государства.

Царь во Христе

Святой Константин остро осознавал несовместимость императорской должности с христианской жизнью, потому принял Крещение в конце жизни. Однако содержание писем императора, написанных после 313 года, не оставляет сомнений в том, что он считал себя христианином, чьей имперской обязанностью является сохранение единой Церкви.

Равноапостольный Константин очень много сделал для Церкви. Христианские идеи нашли отражение в новом законодательстве. Например, император запретил ставить клейма на лица преступников, так как лицо отражает образ Божий. В 315 году он отменил чудовищную казнь через распятие. Указом 321 года воскресенье было объявлено нерабочим днем.

Благодаря трудам святого Константина появилась христианская империя, официальным титулом правителя которой было «правоверный царь во Христе Боге». С IV по VI век различные императоры, в особенности сам Константин, Феодосий I и Юстиниан I, даровали Церкви громадные привилегии разного рода, отдали ей часть юридической власти государства и оставили за ней всю сферу социального обеспечения. Хотя византийцы никогда не забывали о непрочности отношений между Церковью и миром, между Царством Божиим и падшим миром.

Подготовила Марина Шмелева

Оставить комментарий
Поделиться в: