Проповедь Епископа Пахомия в Неделю о Страшном Суде

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы с вами приближаемся к Великому посту. Всего лишь одна неделя разделяет нас с этим удивительным временем, которое святые отцы называли весной покаяния. Для того чтобы войти в Великий пост, Церковь устанавливает особое подготовительное время. Зная непостоянство человеческой природы, Церковь предлагает нам поучения, притчи, образы, молитвы, чтобы мы день ото дня всё глубже понимали, для чего человеку необходимо покаяние.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение о Страшном Суде. Мы знаем, братья и сестры, что духовная жизнь, приход в храм, начало жизни во Христе начинается с покаяния. Премудрый Соломон говорил, что «начало премудрости – страх Господень» (Притч.1, 7).  И, действительно, в большинстве случаев, обращению к Богу часто предшествует какое-то тяжелое испытание, которое вызывает боль, страх, переживания. И только в некоторых случаях человек приходит к Богу от радости. Зная непостоянство и лукавство человеческого сердца, нам предлагается поучение о Страшном Суде, чтобы напомнить нам о том, как будет судить нас Господь. Мы слышим с вами потрясающие, восхитительные, даже не столько страшные, сколько поразительные слова нашего Спасителя, который говорит, что человек будет судим по тому как он поступал по отношению к ближнему. Был ли милосердным, милостивым, кротким, смиренным, имел любовь или всего этого не было у него в сердце.

Мы, братья и сестры, верующие люди, ходим в храм, знаем, что такое заповеди, церковные правила, традиции, обычаи. Мы молимся, исповедуемся, причащаемся и даже каемся. Но если внимательно вслушаться в слова сегодняшнего Евангелия, то тех дел, по которым Господь будет судить человека, не так уж и много в нашей жизни. Господь говорит удивительные слова, что по правую руку от Господа окажется тот, кто накормил голодного, напоил жаждущего, посещал больного в больнице, заключенного в темнице, сотворил милость своим ближним. А по левую руку станут те, кто этой милости не творил, кто проходил мимо боли человека, оставался равнодушным, невнимательным, забывал о чужой боли, скорби, болезни.

Порой, братья и сестры, мы забываем, что Господь, на самом деле, не требует от нас многого. К сожалению, мы, православные люди, христиане, очень часто не помним о самых простых, элементарных, человеческих, нравственных нормах, о том, что нужно накормить, напоить, помочь, выслушать, поддержать. Бог не будет спрашивать у нас, насколько сильно мы постились, сколько поклонов делали, быть может, даже не спросит, как часто мы ходили в храм.  Хотя, братья и сестры, мы с вами знаем, что и пост, и молитва, и хождение в храм, и все другие христианские добродетели и подвиги нужны не для того, чтобы ими спасаться, а чтобы через них усовершенствовалась, умягчалась наша душа.

Но Бог судит человека за то, как он поступает по отношению к тем людям, которые рядом с нами. Если мы постимся, но при этом «едим» своих родных, если мы каемся, но при этом ругаемся, гневаемся, раздражаемся. Если мы говорим о смирении и делаем поклоны, совершая молитвенное правило, но при этом обижаемся и гневаемся на наших родных, если мы жадничаем, тщеславимся, гордимся, если мы проходим мимо боли другого человека –  не будет нам никакой пользы от нашей веры.

А как часто сегодня можно видеть, как христиане проходит мимо того, кто скорбит, болеет, кому нужна помощь. Лежит человек на земле,  и мы все думаем, что этот он пьян. И только немногим приходит в голову мысль: «А может, он болен, и ему нужна помощь?».

Как часто мы проявляем равнодушие, холодность. Как часто мы делаем вид, что происходящее в соседней квартире, в соседнем подъезде, а порой даже в соседней комнате, нас не касается. Даже в храме Божьем мы делаем вид, что тот, кто молится рядом с нами не имеет к нам никакого отношения. Когда в храм приводят много детей, и они шумят, бегают во время службы, а мы делаем вид, что это дети не наши и не проявляем ни заботы, ни внимания, ни строгости.  Мы приходим в Церковь, чтобы получить что-то для себя, а не отдать и не поделиться.

Как часто, братья и сестры, мы видим тех людей, которым нужна наша помощь. Больной человек, который сам страдал, всегда сможет понять больного. Человек, который прошёл через какие-то испытания как нельзя лучше поймёт того, кому сегодня больно и тяжело. Мы можем поступать так, как говорится в Евангелии, а можем сделать вид, что это нас не касается, и мы не будем за это отвечать. Но Евангелие вечно, оно и две тысячи лет назад, и сегодня говорит об одном: что Бог судит человека на Страшном Суде за то, как мы относимся к окружающим нас людям.

Сегодня не так много среди наших близких, знакомых тех, кто находится в темнице и возникает вопрос: «Как мы можем оказать милость? Я могу накормить голодного человека, подать милостыню, но как ухаживать за больными, когда есть медицинские работники и, тем более, как пойти в темницу?»  Святитель Игнатий, епископ Кавказский, в одном из своих поучений приводит замечательное толкование этой притчи о Страшном Суде. Он говорит, что если тебе не с кем поделиться куском хлеба, если ты не хочешь или не можешь кому-либо помочь, если нет того, кто находится в темнице, или нет возможности посетить больного – сделай это по отношению к самому себе, к своей душе. Ибо твоя душа находится в темнице, твой внутренний человек на самом деле болен, его нужно накормить, обогреть, дать напиться ему живой воды Слова Божьего. Мы, братья и сестры, знаем, что порой наши сердца находятся в тяжелом состоянии, а наши лица – это выражение наших сердец. Мы порой пренебрегаем самыми элементарными возможностями, которые даёт нам Господь для покаяния и исправления своей жизни.

Сегодня в доме каждого христианина лежит Евангелие, полки магазинов ломятся от духовной литературы, открыты библиотеки, есть интернет, где можно скачать любую духовную книгу. Но это не вызывает почти никакого интереса. Все смотрят телевизор, читают газеты, обсуждают последние новости, но как мало тех людей, которые готовы найти силы и время, чтобы открыть Священное Писание. А ведь Слово Божье питает душу человека. Мы просим у Бога в молитве «Отче Наш», чтобы он дал нам хлеб насущный на сей день. Но, однако же, мы слышим от Бога и другое слово: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Лк. 4,4).  Это очень важно помнить. Именно поэтому Господь говорит об этом, чтобы наш пост и встреча Пасхи была предваряемы покаянием, стремлением напитать наши души духовной пищей. Ибо когда человек заботится о своей душе, его сердце расширяется. И в этом сердце уже есть место для боли и скорби ближнего, соседей и родных.

Что греха таить, часто люди ещё не церковные, но интересующиеся церковной жизнью, смотрят и недоумевают, обвиняя нас в том, что мы плохие христиане. Человек приходит в храм и встречается здесь с непониманием, грубостью, равнодушием, невнимательностью и говорит: «Ну, какие же здесь христиане, если в Евангелии говорится об одном, а те, кто ходит в храм, живут совершенно по-другому!» Потому что человек хочет найти в Церкви Царствие Небесное, ещё здесь, на земле. Но Церковь – это больница для грешников, а не собрание святых. Мы все больны, все немощны. Но если, братья и сестры, мы, по крайней мере, это понимаем, то должны приложить все усилия, сделать все возможное для того, чтобы исправить свою жизнь. Великий Пост как раз и предоставляет нам эту возможность, позволяет на какое-то время оторваться от своих повседневных забот, от рутины, которой обременен каждый человек, и мирянин и священник, накормить свою душу Словом Божьим, молитвой, духовным поучением. Чтобы от этого сердце наше смягчилось и стало способным почувствовать Божественную благодать, чтобы мы увидели тех людей, которые рядом с нами. Потому что нельзя помочь другим, если ты не искоренил грех и страсти в себе. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

И, дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы Господь дал нам силы, мудрость и терпение так поступать. Чтобы когда придет день Страшного Суда, мы увидели себя по правую руку от Христа и услышали: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34).

Аминь.

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска, 19 февраля 2012 г.


Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи