Наставничество во Христе

Наставничество во Христе

На протяжении жизни человек задает себе вопросы, многие из которых остаются без ответа. И вовсе не потому, что ответа нет. Скорее, нет того, кто мог бы дать мудрый и добрый совет, укрепить и утешить. С первых веков существования Церкви Христовой верующих наставляли и в евангельском учении, и в духовной жизни более опытные христиане, впоследствии названные духовными отцами. О наставничестве и духовничестве мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


— В Евангелии сказано: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 9). Владыка, почему тогда ко всем священнослужителям мы обращаемся «отец»?

— Этот вопрос часто можно услышать в адрес духовенства от людей, скептически настроенных по отношению к Православной Церкви. Действительно, Евангелие учит: Отцом себе не называйте никого. А в Церкви принято называть духовенство, архиереев, священников и диаконов, как и своих родителей, отцами. Поэтому разберемся, с чем мы столкнулись — с противоречием или же со смыслом, который вложен в Священное Писание и который от нас скрывается. Вряд ли можно заподозрить Евангелие и учение Православной Церкви во лжи и самообмане. В данном случае мы сталкиваемся с противоречием, которое возникло вследствие того, что евангельская цитата вырвана из контекста. Нельзя разбирать какую-то фразу или слово, сказанное Христом или Его учениками, отдельно. Вот и в вопросе цитата не передает тот глубокий смысл, который имеет на самом деле.

В Евангелии от Матфея мы найдем эту фразу в главе о последних днях земной жизни Спасителя. Христос учил народ в Иерусалимском храме и совершал чудеса. И конечно, среди чистосердечных людей, любивших Иисуса, были книжники, фарисеи или учителя народные, которые завидовали и искали любой возможности оклеветать и осудить Его. Но больше всего они хотели, чтобы Спаситель попал в словесную ловушку, сказал что-нибудь, что противоречит Закону Божию, тем самым осудив Самого Себя.

Христос обличал лицемерие и ложь этих учителей народных. Он говорил: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2). Христос учил, что человек должен поступать по заповедям Божиим и слушаться Церкви. А если увидит противоречия, допустим, в словах и делах священнослужителя, то не должен осуждать его, но и не должен принимать образ мысли и поступать так, как поступает этот фарисей. Наконец Господь говорит: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос (Мф. 23, 8–10). То есть помимо слова «отец», появляются слова «учитель» и «наставник». Тогда, исходя из логики вопроса, мы не должны никого называть учителями и наставниками. Получается, что и в школе мы сталкиваемся с лицемерием. Да и более того, в таком случае и отношения в семье могут быть подвергнуты ревизии, ведь если мы родителей зовем мамой и папой, то фактически нарушаем заповедь Божию. Но это, конечно, не так. Господь этими словами обличал тщеславие, гордыню, надменность и самовлюбленность фарисеев.

Что же касается наставничества, то оно существовало и в дохристианские, и в христианские времена. Человек не может без наставничества, поэтому в школе всегда будут учителя, а в семье — родители. Но при этом Христос говорит, что человек, проповедующий Его учение, должен вести ученика к Богу, а не становиться объектом поклонения, занимая Его место. Повеление Спасителя не называть никого отцами не запрещает называть батюшку «отче», оно лишь указывает, что и священника, и родного отца, и учителя нельзя воспринимать как Господа, а только как проводника к благодати Божией, к самому Христу.

В Евангелии много эпизодов, которые, на первый взгляд, можно представить как некое противоречие. Например, апостолы Павел и Иоанн Богослов, обращаясь к своим ученикам, называют их детьми. Но нельзя ведь иметь детей, не будучи отцом. Это значит, что те, к кому апостолы обращались, считали их своими духовными отцами. Первые христиане вкладывали другой смысл в это понятие, которое, как я уже сказал, нельзя рассматривать вне контекста евангельского повествования.

— Перейдем к вопросу о духовничестве: как и в связи с чем оно появилось?

— В человеческом обществе всегда существовало учительство и наставничество, так же оно появилось в Православной Церкви. С первых веков христианства апостолы наставляли своих последователей, учили, давали определенные советы и объясняли суть учения Христова. Со временем появился институт духовничества. Считается, что он стал оформляться на рубеже III–IV веков, в период возникновения особого вида христианского жительства — монашества. Монахи подвизались и вели суровый аскетический образ жизни, который требовал не только внешнего, но и внутреннего глубокого подвига — исследования совести, трезвения. Братия открывала свое сердце, помыслы священнослужителям или старцам из числа монахов и получала утешение. Поэтому духовничество также называлось старчеством. Позднее старцев стали именовать духовниками, то есть людьми, к которым обращается либо прихожанин, либо братия, чтобы открыться и получить грамотные глубокие советы для борьбы со страстями и грехом.

— Духовник и духовный отец — одно и то же?

3.2.jpg— Между этими понятиями есть разница. Вообще, духовник в Православной Церкви имеет два значения. Духовник как человек, обладающий духовным саном, по сути, священник, который служит и исповедует. И духовник как духовный отец — человек, руководящий и наставляющий своих духовных чад в истинах Церкви и Евангельском учении. Если говорить о нашем времени, то понятия «духовник» и «духовный отец» близки по значению. Духовник — человек, чьими советами мы руководствуемся, чтобы тщательно, внимательно и без падений выполнять заповеди Божии, возрастая на духовном поприще.

— Зачем христианину нужен духовник?

— Мы прекрасно знаем из личного опыта и из Священного Писания, что человек не может руководствоваться собственными знаниями. Он обязательно должен обращаться за советом к более опытным христианам, точно так же, как дети должны обращаться к родителям за советом, получать некоторое вразумление, в том числе и наказание. В современном обществе слово «наказание» вызывает неприязнь, потому что его воспринимают как некое давление со стороны начальства, родителей или еще кого-то, а в церковнославянском языке оно происходит от слова «наказ», что означает поучение, побуждение человека к исправлению, выполнению определенных заданий. Без наставничества и доверия наставнику ничему научиться нельзя в принципе. Если хочешь обладать хорошей профессией, стать специалистом, то нужно идти в школу, вуз и перенимать опыт у профессоров. В христианстве, которое есть наука из наук, действует тот же принцип.

— Как Вы считаете, каждому ли христианину нужен духовник?

— Я считаю, что духовник христианину нужен. Другое дело, что современные условия церковной жизни не всегда дают нам такую возможность. Тем не менее, это не значит, что для человека, у которого нет духовника, нет и спасения. Но я уверен и знаю на личном опыте: когда мы ищем наставника в духовной жизни, просим об этом Господа, то Он посылает нам единомысленного священнослужителя, который, как врач, поможет справиться с нашими немощами. Сегодня много храмов и священников, исповедуясь у которых можно почувствовать некую связь, взаимопонимание и доверить им не только общие грехи на исповеди, но и решение каких-то серьезных, животрепещущих вопросов, касающихся нашей жизни.

— Каждый ли священник может быть духовным руководителем?

— Безусловно, не каждый может претендовать на роль духовника. Вообще, это абсурд, если священник ищет духовничества и хочет стать наставником для кого-либо. Он не может одним своим желанием, решением взять на себя обязательства, которые даются Господом. Мы все знаем, что есть хорошие учителя, а есть учителя от Бога. В настоящее время каждый священник должен исповедовать, говорить проповеди и быть наставником народа. Но для духовничества нужно иметь определенный дар, который, опять же, дается человеку по воле Божией. Единственное, нужно помнить, что на священника, ставшего духовником, возлагается огромная ответственность, и поэтому он должен иметь соответствующие качества.

— Владыка, почему отверждение своей воли и передача ее духовнику считается добродетелью?

— Действительно, все святые отцы и монашествующие говорят о первоочередности этой добродетели. Почему? Все очень просто. Мы прекрасно знаем, что человеческая природа повреждена грехопадением. И процесс разложения, который происходит с человечеством на протяжении всей его истории, фактически не в нашей власти. Будучи испорченным по своей природе, человек в принципе без покаяния, без исправления не может ничего изменить.

Для чего пришел Христос? Чтобы спасти род человеческий, чтобы исправить человека. Потому что без вмешательства Самого Господа нам невозможно найти спасения. Отсюда и следует, что в духовной жизни нельзя идти путем глубокого подвига, самоисследования, покаяния, опираясь только на свои мысли, опыт и знания. Велика опасность совершить ошибку, ведь кроме нашей искаженной природы есть еще и враг рода человеческого, который искушает и вводит в напасть. Поэтому, обучаясь духовной жизни, христианин начинает с отсечения собственной воли, чтобы принять волю Божию. Христос в Гефсиманской молитве говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). То есть Сам Господь отсекает Свою волю, чтобы исполнить волю Отца. Именно поэтому послушание и является главной добродетелью, через которую человек может принять все остальные.

Беседовала Дарья Хохлова

* * *

Читателям

На сайте «Православное Заволжье» (http://pravpokrov.ru/) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи