Духовник: совместный путь к Богу

Духовник: совместный путь к Богу  Каждый христианин нуждается в опытном и чутком наставнике, способном укрепить его в вере и помочь возрастанию в духовной жизни. Найти такого руководителя сложно. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий дает несколько полезных советов, которые помогут не только в поиске духовника, грамотному общению с ним, но и в понимании цели своих исканий — пути ко Христу.


— Владыка, скажите, как найти духовника?

— Самая распространенная ошибка, которую совершают верующие, это поиск святого и прозорливого старца. Люди идут в монастырь и пытаются увидеть там преподобных Серафима Саровского или Амвросия Оптинского. Но важно понимать, что священник — человек со своим характером и душой, и разделять человеческое и Божественное.

Христианин должен искать не волшебника, не целителя, не пророка и даже не святого, который будет утешать, ободрять и потакать ему, а священника, доверяющего Богу, стремящегося к святости и готового в этом помочь другому человеку. Поэтому нужно молиться и просить у Бога помощи в стремлении к совершенной жизни, в трудах, совершаемых ради Него, в поиске единомысленного батюшки.

— Можно ли обратиться к батюшке с просьбой стать духовником и как это сделать?

— Конечно можно. Но не стоит с этим торопиться. Новоначальному христианину следует не только молиться Господу с просьбой послать духовника, но и ждать часа, когда откроется воля Божия. Это будет настолько явственно и ощутимо, что человек сам поймет — этот момент настал. И тогда можно, не стесняясь, подойти к священнику, сказать, что исповедуетесь у него, общаетесь с ним и хотите, чтобы он стал вашим духовником. Если батюшка имеет такую возможность, понимает, что готов взять хотя бы часть ответственности на себя, то тогда, он, наверное, может согласиться.

К примеру, известный старец Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) на просьбу стать духовником никогда не давал прямого согласия. Он только отвечал, что будет стараться делать все, что от него зависит, а остальное управит Господь. Когда я стал священнослужителем, и ко мне шли люди с такими же просьбами, я говорил им то же самое, потому что отношения между духовником и чадом должны состояться по воле Божией.

— Скажите, как складываются отношения между духовником и его чадом?

— Никто из нас не застрахован от искушений. В любой семье бывают радостные моменты, но бывают и трудности, острые ситуации, в которых нужно проявлять смирение и терпение. Точно так же складываются отношения у духовника и исповедника. Во многом они зависят от того, что мы ждем от духовника. Нельзя рассчитывать, что он будет потакать нашим интересам, страстям, постоянно хвалить, брать на себя ответственность и решать за нас все вопросы. У священника нужно искать наставничества во Христе. Священник должен идти к Богу и показывать эту дорогу жаждущим спасения. Если в отношениях духовника и чада главным является совместный путь к Богу, то ради этого можно потерпеть немощи священника, который, как и любой человек, имеет недостатки, а также потрудиться над собой. Только в этом случае отношения будут укрепляться. Ну, а если по какой-то причине они рассыпаются, то нужно, ничего не скрывая и не утаивая, прямо об этом сказать священнику. Это касается и исповеди. В грехах и страстях можно каяться любому священнику, а вот помыслы, чтобы никого не смутить, следует открывать только духовнику, знающему все уголки сердца и души человека.

— Существуют ли правила общения с духовником?

— Конечно, в церковной жизни есть этикет. Я всегда удивляюсь, когда люди говорят о батюшке или обращаются к нему, не называя сан. Если мы обращаемся к архиерею, то называем его владыка, священника — отец, диакона — отец диакон. Естественно, в отношениях между духовным отцом и чадом тоже существуют определенные правила, которые свидетельствуют об уважении и почтении. И снова их можно сравнить с теми, что действуют в семье при общении детей и родителей. Это не раболепство, не слепое следование каким-то устаревшим нормам, а обыкновенные человеческие отношения с учетом церковного этикета.

— Как Вы думаете, каким должен быть духовник и какими он обладает правами и обязанностями в отношении духовных чад?

— Исповедник сам делегирует права своему духовному отцу. При этом священник может требовать послушания своего чада ровно настолько, насколько тот готов слушаться духовника и священнослужителя вообще. Повторюсь, что священник в своих словах, проповедях, общении с народом должен быть, прежде всего, путником, идущим к Царствию Божиему и ведущим за собой желающих. Те, кто следует за батюшкой, не только наделяют его полномочиями, но и получают от него определенные послушания, о выполнении которых духовник может спросить по мере духовного возрастания. Но ни в коем случае недопустимо, чтобы священник принуждал человека, давая благословения, нарушающие свободу и подавляющие волю. Послушание может быть только добровольным.

— Владыка, скажите, о чем стоит советоваться с духовником, а что можно и нужно решать самому?

— Подобную ситуацию можно сравнить с отношениями детей и родителей. Одни дети родителям полностью доверяют и советуются по всем вопросам, которые по мере возрастания меняются. Другие дети своевольны, абсолютно закрыты и от своих родителей, и тем более от окружающего мира. То же самое может быть и в духовной жизни. Все зависит от степени доверия и характера отношений, сложившихся между духовником и чадом. В этом случае доверие должно быть взаимно, как и мера ответственности.

Прежде всего, духовника нужно спрашивать о том, как исполнить волю Божию, как найти путь к спасению. Конечно, опытные духовники могут дать очень мудрые жизненные советы. Но в первую очередь они, как делатели заповедей Божиих, как молитвенники, исходя из своего опыта, должны учить христианина молиться, каяться, обращаться к Богу и спасаться, то есть наставлять именно в духовной жизни, а потом уже помогать в вопросах, которые беспокоят человека в повседневной суете. При этом нужно хорошо понимать, что общение с духовником не снимает с человека личной ответственности.

— Как поступить, если в каком-то вопросе человек не согласен с духовником?

— Нужно сказать об этом своему батюшке. Если это вопрос не принципиального характера и не касается заповедей Божиих, то можно с духовником и не согласиться.

Вообще, священник не должен нарушать свободу человека, потому что этого не делает даже Господь, но он может высказать свое мнение, предположение, поделиться мыслями и чувствами, а в остальном все зависит от верующего: примет ли он слово своего духовника или же нет. Ответственность за это решение полностью будет лежать на человеке.

Бывают ситуации, когда чадо не согласен с духовником, но верит ему и знает, что батюшка не пожелает зла, и поступает так, как тот советует. Человек, смирив себя и, как наш Господь, послушлив был даже до смерти (Фил. 2, 8), получает гораздо больше пользы, нежели ожидал. И я знаю множество примеров, подтверждающих, что послушание творит чудеса.

— Духовник является проводником воли Божией, но нередко источником нашей воли становится страсть. А может ли страсть руководить советами духовного отца?

— Жизнеописания православных подвижников Палестины и Египта, которые содержатся в патериках, отечниках и лавсаиках, полны примеров того, как духовники, одержимые страстями, давали своим чадам послушания. Вот один из них. Духовник, у которого некий монах нес послушание, был раздражителен и гневлив. Он часто давал поручения и благословения, руководствуясь страстью гнева. И что же оставалось делать бедному послушнику? Получается, что, выполняя волю старца, он поступал по его страсти и уподоблялся ему? Ничего подобного. Даже данное в гневе и раздражении послушание, которое чадо воспринимает как волю Божию, способно указать путь к исправлению. И в первую очередь это зависит от человека веры. Но существует одно условие: мы должны выполнять все, что нам говорят, только в том случае, если это не противоречит заповедям Божиим. То есть мы всегда должны опираться на здравый смысл и думать своей головой, а не просто слепо нести данное нам послушание.

Хочется верить, что в наше время нет духовников, которые требуют слепого и бездумного выполнения поручений от своих чад. Христианин, когда берет благословение на то или иное дело, всегда должен иметь мужество и желание его выполнить. Человек должен что-то делать самостоятельно, прикладывать определенные усилия. В противном случае духовничество теряет смысл. Но если тебе дали заведомо абсурдный совет, противоречащий Закону Божиему, то, конечно, как минимум в этом совете нужно усомниться и не следовать ему. Однако тогда возникает вопрос: что это за духовник, который дает невыполнимые послушания?

К сожалению, наше время скудно на примеры послушания, хороших духовников стало меньше. Но верующему Господь всегда поможет и пошлет единомысленных братий и сестер и, конечно, духовника по сердцу.

— Если у человека все же нет духовного отца, то к кому он может обратиться за советом и помощью?

— Сейчас у каждого есть замечательная возможность — обратиться к трудам святых отцов, по крайней мере, на первоначальном этапе духовного пути. Например, святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что именно святые отцы должны быть нашими наставниками. На сегодняшний день существует огромное количество литературы, которая позволяет познакомиться с опытом Православной Церкви и ее подвижников. Нужно только читать и разбираться, получая ответы на многие вопросы. Следующим шагом должна стать молитва и поиск духовника, потому что живое общение со священником невозможно ничем заменить.

Беседовала Дарья Хохлова

* * *

Читателю

На сайте «Православное Заволжье» www.pravpokrov.ru в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.







Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи