Грех побеждается добродетелью

Грех побеждается добродетелью

Великий пост настраивает человека на глубокие и серьезные размышления о себе и своем образе жизни. Молитвы и песнопения, несмотря на свой сдержанный характер, все громче призывают нас к покаянию, исправлению и борьбе с грехами. О том, каким грехам и страстям подвержен человек, что значит греховная жизнь и как ее оставить, рассказывает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.


— Владыка, мы знаем, что грехи делят на смертные и несмертные. Скажите, что есть смертный грех?

— Действительно, существует деление на смертные и несмертные грехи. Об этом можно прочитать в Первом Соборном послании святого апостола Иоанна Богослова. Он пишет: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16–18). Можно подумать, что за человека, совершающего грех не к смерти, нужно молиться, и тогда он исправится, а за того, кто совершает грех к смерти, нет. Но в данном случае речь не об этом. За всякого человека можно и нужно молиться. Апостол указывает на то, что смертный грех — это состояние души, при котором человек живет грехом, отрицая бытие Божие и Его Промысел о себе, питая недоверие к своему Создателю.

Возьмем, к примеру, грех уныния. Почему он является смертным? Человек во всем должен полагаться на Бога и Его Промысел, а унывающий забывает об этом, отчаивается в своем спасении. Уныние и ведет к отчаянию, потере всякой надежды. Нередко отчаявшиеся люди завершают жизнь самоубийством или впадают в другие тяжкие и страшные грехи. Если говорить о несмертных грехах, то их, как правило, человек совершает по неведению, неразумию. Это не означает, что несмертные грехи простительны, просто человек может легче искупить их.

— Часто можно услышать, что всего существует семь смертных грехов, а в творениях многих святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Так сколько всего грехов или страстей?

— Для начала разберемся, в чем разница между грехом и страстью. Грех — это производное страсти. Поселяясь в душе, страсть становится обычным состоянием человека и доводит его до грехопадения. Например, страсть сребролюбия настолько порабощает человека, что тот не знает ничего, кроме жажды денег и богатства. Производными этой страсти становятся такие грехи, как обман, клевета, неправедное приобретение, преступная нажива и прочие поступки, приводящие к серьезным негативным последствиям и для человека, и для его ближних.

Святые отцы говорят, что непрестанно совершаемый грех через какое-то время обращается в страсть. В книге «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника представлено очень интересное исследование грехов и страстей. Святой пишет: человек так устроен, что одна страсть рождает другую, затем производит грех, а укоренившийся грех превращается в новую страсть. Таким образом, получается замкнутый круг, в который попадает человек, не радеющий о своем спасении.

В духовной литературе действительно можно встретить упоминание о семи или восьми смертных грехах или греховных страстях. На мой взгляд, за этой условной классификацией кроется перекличка с семью таинствами Церкви и не более чем любовь к красивым цифрам. Но число — это не главное. Главное — тот вред, который страсти наносят человеку и его жизни.

— В молитве преподобного Ефрема Сирина есть такие слова: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему говорится именно об этих страстях?

— Многие святые отцы, в том числе и преподобные Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, учат, что праздность — одна из родоначальниц страстей и греховных состояний. Праздный человек пытается превратить свою жизнь в сплошной выходной. Но Господь создавал мир и человека в течение нескольких дней. И лишь один день Он повелел посвятить не повседневным заботам, а служению Ему. Так вот человек, движимый желанием иметь как можно больше свободного времени, попирает заповедь Божью, превращая день, предназначенный для совершения богослужения, в день безделья. Более того, он стремится проводить так и все остальное время.

Всем хорошо знакомо такое слово, как тунеядство. Оно имеет церковнославянское происхождение и образовано словами «туне», что значит «даром», и «ясти», что значит «питаться». Так вот тунеядец ничем не занят и тратит свою жизнь впустую. Он находится под действием страсти и, как следствие, отучается понуждать себя к труду, подвигу, молитве. Его душа расслабляется и становится прибежищем для других пороков. И, прежде всего, уныния, ведь человек праздный недоволен всем, он не получает удовлетворения от жизни, не считает нужным благодарить Бога, родных и близких людей.

Порождением праздности является страсть празднословия. Почему? Господь сотворил величественный, красивый мир, множество живых существ, но никого, кроме человека, Он не наделил даром слова. Через слово человек открывает миру и окружающим свою бессмертную душу. Дар слова — великий дар, которым нужно учиться пользоваться. «Духовная беседа — серебро, а молчание золото», — говорят святые отцы. Это значит, что человек должен не только красиво говорить, но и красиво молчать, беречь великий дар.

Дар слова делает нас подобными Христу, Сыну Божию, который в Священном Писании, в православном богословии назван Логосом, Словом Божиим: И Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин. 1, 14). Бог, придя на землю, стал человеком и через Христа — вторую ипостась Святой Троицы — явил себя миру. Так и человек через слово являет себя миру. Если же человек не бережет величайший дар, использует его не по назначению, то разрушает Промысел Божий о себе, грешит.

Русский народ богат на мудрые изречения. Например, пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Произнесенное слово невозможно поймать, вернуть, изменить. Через слово материализуются наши чувства, мысли, желания, поэтому необходимо внимательно относиться к тому, что, кому и как мы говорим, думать перед тем, как сказать. Но, к сожалению, мы забываем об этом и расточаем дар, превращаясь из образа и подобия Божия в нечто иное.

Преподобный Ефрем Сирин упоминает страсть любоначалия — желание начальствовать, властвовать. Этот порок порождается гордостью, а гордость, по словам святых отцов, есть матерь всех страстей. Человек, желая обладать властью, готов выступить против Бога и Его воли. Он превозносит себя над ближними, оценивает, судит, чем тяжко согрешает. Имея о себе слишком высокое мнение, человек стремится во что бы то ни стало занять определенное положение. Добившись цели, он не получает удовлетворения, потому что никакая страсть не может насытить душу по-настоящему, только разорить.

— Владыка, скажите, как эти грехи подступают к человеку?

— В большинстве случаев люди не понимают, что ими обладает страсть. Враг предлагает человеку греховное состояние, а тот его принимает и начинает себя жалеть, считать несчастным. Нельзя предаваться этим мыслям, потому что так мы открываем сердце другим грехам. Человек всегда задается вопросами, почему его не ценят, не уважают, не любят — разве он хуже других? Он думает не о своих обязанностях, а о своих правах. Но человек духовный в первую очередь должен помнить именно об обязанностях, спрашивать себя, чем он может помочь ближнему. Мне вот кажется, что эгоизм — состояние, близкое к унынию. Унывающий ищет каких-то возможностей пожалеть себя, получить личную пользу. Но как можно унывать, когда в жизни есть столько всего интересного, столько возможностей принести пользу и себе, и окружающим?

— Как распознать эти грехи и как их побороть?

— Научиться распознавать страсти можно только читая Священное Писание, творения святых отцов, например, преподобного Иоанна Лествичника, ведь он не просто пишет о страстях, а приводит примеры из жизни, показывая, что может представлять из себя страсть.

Как понять, является ли грехом поступок, который ты собираешься совершить? В свое время один священник дал мне ответ. Батюшка сказал, что человеку в этом должна помогать совесть, а если сомнение все равно возникает, то нужно испросить у Господа благословение на этот поступок. Вряд ли Господь благословит поругаться, украсть что-то. Такая просьба будет звучать странно. Соответственно, что тут думать? Все и так ясно.

Бороться со страстями сложно. Допустим, человек часто ругается с ближними, раздражителен, нетерпелив, невоздержан в словах и суждениях. Как ему не грешить? Способов много, но нужно понимать, что подобные ситуации — порождение страсти гнева. Что делать? Отказаться от страсти и взрастить в сердце добродетель, попросить Бога даровать эту добродетель, упражняться в ней, совершая добрые дела. Гневу, а также любоначалию противопоставить кротость и смирение, блудным страстям — воздержание, чревоугодию — тоже воздержание, пост, сребролюбию — милосердие, унынию — доверие Богу, праздности — трудолюбие. Причем важна не только физическая, но и духовная работа — чтение молитвенного правила, ведь именно молитва — лучшее средство борьбы со страстями. Празднословию нужно противопоставить молчание. В житии преподобного Серафима Саровского рассказывается о подвиге молчальничества. Современному человеку трудно понять, что это за подвиг и для чего он нужен. А святые хранили молчание, так как внешний покой рождал покой внутренний, давал возможность молиться и созерцать Бога.

Хотелось бы еще отдельно сказать о посте. Это не просто отказ от пищи, это состояние души, при котором человек учится терпеть и трудиться, сохранять трезвенность — важную добродетель рассуждения. Святые отцы учат, что человек, умеющий рассуждать, трезво оценивать ситуацию, не только избежит ошибок, но и сделает много доброго. Мы же сначала что-то совершаем и только потом думаем. Рассуждение или трезвение как раз помогает оценивать себя и мир, сравнивать свою жизнь с жизнью Христа и складывать этот опыт в своем сердце.

Беседовала Дарья Хохлова

* * *

Читателю

На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии.








Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи