Дорогой пилигримов

Дорогой пилигримов

В слове «паломничество» есть особый смысл, от него веет стариной. Представляешь бредущих по пыльным дорогам людей с нехитрыми пожитками за спиной, с посохами в руках. В наше время паломники пешком уже не ходят, они отправляются в путь на автобусах, машинах, самолетах. Что же объединяет современных паломников с древними странниками, ради чего верующие люди отправляются за сотни, тысячи километров? Мы предлагаем нашим читателям беседу на эту тему с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Синим солнцем палимы

Идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

Голодны, полуодеты,

Глаза их полны закатов,

Сердца их полны рассветов.

И. Бродский

— Владыка, раньше христиане отправлялись в трудные путешествия по святым местам с четко определенными духовными целями. Зачем сегодня люди совершают паломнические поездки, что они дают современному человеку, каков в них духовный смысл?

— Как в древние времена, так и сегодня многие христиане или только прокладывающие свою дорогу к храму люди отправляются в паломническую поездку с одной целью — приобщиться к святыням всего христианского мира, напитаться Божественной благодатью, которая изобилует в святом месте. Через паломничество проявляется наше религиозное чувство, и в плане укрепления веры, а для кого-то и приобретения ее паломнические поездки имеют очень большое значение. Посещая святые места, люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, о подвижниках, чьи жизни были связаны со святынями.

— Стоит ли отправляться в путешествие людям, только начинающим свою христианскую жизнь, или лучше все-таки сначала приобрести необходимый опыт духовной жизни?

— На мой взгляд, это не столь важно. Главное, чтобы человек, собираясь в паломническую поездку, духовно к ней подготовился или, по крайней мере, понимал, зачем он едет за сотни километров. Паломничество — не простая экскурсия и не развлекательное путешествие, это — великий труд души. Не рассказы экскурсоводов, не фотографии на память, а молитвы и поклонение святыням, участие в богослужении, то есть все, что духовно питает и укрепляет, и должно стать содержанием паломнической поездки.

История возникновения паломнических поездок обусловлена желанием многих православных людей еще на заре христианской веры посетить святые места, связанные с земной жизнью Христа. На Святую Землю отправлялись паломники со всех концов сначала Римской империи, потом Византии. При римском императоре Константине Великом (начало IV века) и его матери Елене в Палестине на местах страданий, погребения и воскресения Господа стали строиться величественные храмы.

Во времена завоевания Святой Земли арабами, потом турками паломнические походы сопровождались большими опасностями. Христиане подвергались постоянным разбойничьим нападениям, в долгих походах испытывали голод, холод или жару, болели и умирали, но все равно шли. Паломник — это человек, полностью вверивший себя в руки Божии. Питался и согревался он тем, что Бог пошлет через добрых людей.

На Руси всегда считалось большой добродетелью встретить странника, дать ему кров и пищу, послушать рассказы о том, где он побывал и что видел. Не каждый мог сам оставить дом, семью и отправиться в далекий неизведанный путь, поэтому к паломникам относились уважительно. В дальний путь их собирали всем миром, в дорогу давали дары для передачи в монастыри.

— Если следовать христианским традициям, то паломничество должно сопровождаться постом и молитвой, дабы не превратиться в развлекательное путешествие. Многим из нас даже дома бывает сложно сосредоточиться на молитве, в поездке же, где собираются разные люди, это тем более неудобно.

— Паломник — это, конечно, прежде всего молитвенник. Он и отправляется в путь, чтобы помолиться, освятиться. И нужно выбирать, с кем ехать. Желательно, чтобы это были не случайные люди, а единомышленники, которые и в дороге, и по прибытии к святому месту вместе будут молиться, исповедоваться и причащаться. Когда говорят о Святой Земле, часто вспоминают игумена Даниила, паломника XII века. Оказавшись на Родине Христа, он повесил лампаду возле Гроба Господня «ото всей русской земли». И молился он за всю Русь, за всех своих соотечественников. Вот так и нам с искренней сердечной молитвой, соблюдая пост, нужно отправляться в паломничество. А вернувшись, сохранить в себе, не растеряв в повседневной суетной жизни, тот душевный настрой, который получен на святом месте.

— Чаще всего люди отправляются к святыням с личными проблемами. Вымолить ребенка для бездетной семьи, устроить свою личную жизнь, попросить здоровья и т. д. Это правильно или надо молиться только о спасении своей души?

— Во все века православные люди шли к святым местам, чтобы получить исцеление от душевных и телесных немощей. Господь никого от себя не отталкивал. Сказано в Евангелии: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Господь всех слышит. Порой человек едет к святому месту с определенной просьбой, а, приехав, получает от Бога гораздо больше того, о чем собирался просить. Почему уже более 600 лет люди нескончаемым потокам едут и идут к мощам преподобного Сергия Радонежского, другим почитаемым святым? Значит, святые слышат их боль, их скорби, помогают, утешают. Не надо только ехать за чудесами, а смиренно и с верой принимать все, что нам посылает Господь.

— Как подготовиться к паломнической поездке, о чем в первую очередь стоит побеспокоиться, особенно тем, кто отправляется в путь впервые?

— В стенах монастырей, храмов сосредоточено множество святынь, нужно знать их историю, духовно подготовиться к поездке. Всякое паломничество нелегко, в поездке могут быть и трудности, и неудобства, к этому надо быть готовым. Странники, пилигримы в прошлые века отправлялись в паломничество, чтобы не только помолиться за себя и своих ближних, но и помочь монашествующей братии в их трудах. Известно, как поддерживали богомольцы преподобного Сергия, когда он жил отшельником в пустынном радонежском лесу, предаваясь непрестанной молитве. На их приношения русский святой и мог только рассчитывать, чтобы не умереть с голоду. И сегодня можно потратить свой отпуск на то, чтобы потрудиться на благо какой-то обители, помочь в строительстве храма, не быть только сторонними созерцателями. Работа в любом монастыре всегда найдется. Зато и хлеб монастырский самый вкусный, потому что его пекут с любовью и молитвой.

— Как часто следует отправляться по святым местам? Иногда приходится слышать, как люди с упоением перечисляют, где и сколько раз они побывали, как будто речь идет не о духовном подвиге, а о туристическом соревновании.

— У святителя Феофана Затворника ответ на этот вопрос звучит так: «Нужно, чтобы в сердце твоем были теплота и вера, тогда не нужен будет ни Рим, ни Иерусалим. Ищите Бога в сердце своем». Конечно, хорошо, если есть возможность посещать святые места, обогащать свою душу. Но нельзя превращать паломничество в туризм и тем более соревноваться в количестве поездок. Тогда все, о чем мы говорили, теряет смысл.

Я советую своим прихожанам, да и священникам время от времени отправляться по святым местам. Это дает возможность увидеть церковную жизнь во всем ее многообразии, глубже узнать историю Русской Православной Церкви и Церкви Вселенской. Порой одна такая поездка может перевернуть всю жизнь человека.

— Скажите, Владыка, а можно ли совершить паломническую поездку, не покидая пределы Саратовской губернии? Наверняка и на нашей земле есть святые места, о которых мы мало знаем?

— Действительно, в Саратовской области есть свои святыни. В селе Алексеевка Хвалынского района на берегу Волги возвышается храм во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Святой пастырь в 1894 году во время путешествия по Волге отслужил здесь Божественную литургию. Та церковь до наших дней не сохранилась, но в июне 2013 года здесь был открыт единый комплекс женского монастыря с новой прекрасной церковью, келейными корпусами, гостиницей для паломников. Кстати, во время своего визита в Саратовскую митрополию осенью прошлого года Святейший Патриарх Кирилл посетил эту волжскую обитель и передал в дар монастырю ковчег с мощами угодников Божиих и Смоленскую икону Божией Матери.

Интересно побывать в саратовских женском и мужском монастырях, познакомиться поближе с монашеской жизнью. Я бы посоветовал всем саратовцам побывать на Иргизе в Свято-Иргизском Воскресенском мужском монастыре и в женском Свято-Никольском, расположенном тоже на реке Иргиз. На территории нашей Покровской епархии в Духовницком районе также есть небольшая монашеская обитель, которая, Бог даст, перерастет скоро в полноценный монастырь. И, безусловно, нужно посетить самое знаменитое место Саратовской митрополии — Вавилов Дол. Он находится в Ивантеевском районе, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход во имя памяти российских и саратовских исповедников и новомучеников. Когда-то в этих местах находился пещерный монастырь, в котором укрывались от преследования советской власти священники и монахи разоренных обителей. Однако они не избежали трагической участи своих собратьев, почти все были найдены и расстреляны. На этом месте есть святой источник, к которому ежегодно приезжают сотни паломников.

Не так давно в Покровской епархии была создана паломническая служба, чтобы жители нашего края могли совершать организованные паломнические поездки, как к зарубежным, так и к местным святыням, не забывайте о них. Перечень маршрутов большой, отправляться в дорогу можно в любое время года. Я бы только исключил время Великого поста, когда лучше молиться в том храме, где ты находишься в единении со своей общиной.

— Владыка, расскажите о Вашем паломническом опыте, что было его вершиной?

— В моей жизни было много разных поездок, и близких, и дальних. Еще ребенком вместе с родителями я часто бывал в Троице-Сергиевой Лавре, где и получил первые яркие впечатления. Повзрослев, ездил в Лавру уже самостоятельно, молился преподобному Сергию Радонежскому. Однажды во время поста увидел шедших на трапезу новопостриженных монахов. Это были мои сверстники, и я был поражен тому, как светились их лица, я бы сказал — лики. Среди буйного мира они нашли правильные ориентиры, свое пристанище, посвятив жизнь Богу. Мое сердце очень тронула эта картина, а вскоре я и сам встал на монашеский путь.

Потом я регулярно ездил в любимую мною Оптину пустынь. В то время обитель была на подъеме, завершалась ее реставрация. Для меня было огромной честью трудиться вместе с монахами и лучше узнавать их жизнь.

Особенно мне запомнилась первая поездка с монастырской братией и настоятелем нашего монастыря. Мы побывали в обителях Афона, послужили и помолились там. Пережитые в той поездке впечатления незабываемы. Есть чем напитать сердце.

Если же говорить о вершине паломничества, то, конечно, это поездки в Иерусалим. Кто хоть раз побывал на Святой Земле, непременно захочет вернуться в эти удивительные места хотя бы раз.

Беседовала Ольга Стрелкова

* * *

Паломнику

Паломническая служба Покровской епархии

Сайт: www.pokrovps.ru

Телефоны: (8453) 568–826, 8–937–301–31–41, 8–937–301–41–31


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи