Истинную свободу дает Христос

Истинную свободу дает Христос

В мире современных нематериальных ценностей первое место всерьез и надолго заняла свобода. Не счесть, сколько войн и сочинений посвящены понятию, которое на протяжении веков манит к себе людей и в котором каждый человек видит то, что хочет. Что мы вкладываем в слово «свобода», правильно ли его понимаем, оправданны ли наши ожидания на этот счет? Об этом и многом другом рассуждает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.


— Владыка, как Вы думаете, почему тема свободы так популярна сегодня?

— Для человечества эта тема была актуальна всегда. Беда в том, что термин «свобода» понимается превратно. Свобода — одно из достояний, которое даровал нам Бог. Он сотворил человека абсолютно свободным, с бессмертной душой и предоставил право выбора — следовать за добром, соблюдать Его заповеди или же, ложно понимая свою свободу и тем самым исполняя волю врага, идти путем греха и порока.

История человечества — арена, где сражаются добро и зло, попытка обрести свободу в том виде, в котором ее понимает человек. Свобода — это оставление греха, возможность быть добродетельным и поступать так, как подсказывает совесть. А в наше время свободу понимают как избавление от каких-либо обязанностей. Люди говорят, что ищут свободы, а на деле пытаются сбросить с себя нагрузки в виде семьи, общества, государства и Церкви в том числе. То есть хотят освободиться, как им кажется, от гнета естественного закона, о котором пишет апостол Павел. Что такое естественный закон? Это здравый смысл, это то, что Самим Богом вложено в нас. Как писал раннехристианский богослов Тертуллиан, душа человека по природе своей христианка. Нам свойственно стремиться к добру. В случаях, когда человек извращает понятие свободы, происходят страшные события в жизни общества.

— Некоторые люди, провозглашая себя членами свободного общества, требуют свободы в самых разных вопросах. Почему?

— Когда я слышу слово «общество», у меня сразу возникает множество вопросов. Один из них: а что это за общество? Я тоже считаю себя членом общества, но не хочу от чего-либо освобождаться. Общество условно и неоднородно. И когда какие-то отдельные одиозные личности начинают идти против общественной морали, то кроме ужаса и сожаления это ничего не вызывает. Я уже упомянул естественный закон. О нем и Господь говорит в Евангелии: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Это закон любого общежития. А некоторые представители современного общества считают, что свобода — абсолютное и безграничное царствование собственного «я», их не заботит, что их свобода нарушает свободу других людей.

Человек всегда должен думать о том, как его стремления и желания могут отразиться на окружающих. При виде каких-нибудь нетрадиционных парадов подавляющее большинство людей испытывает неприятные ощущения, но почему-то никого не волнует, что подобные выходки нарушают свободу этого большинства. Конечно, многие ситуации, о которых мы узнаем из СМИ и видим вокруг, являются политическими проектами. Идеи, настроения — пропаганда нетрадиционных ценностей, материалистического образа жизни — вбрасываются в массы заинтересованными кругами. Нужно отдавать себе в этом отчет и бороться. Ни в коем случае не озлобляться, не впадать в истерику, а прежде всего сохранять трезвость мысли и обязательно проповедовать, что истинная свобода заключается в отказе от страсти и греха.

— Тем не менее люди на проекты покупаются. Они все-таки считают себя несвободными?

— Действительно, все ложные идеи, навязанные извне, довольно успешны и все больше захватывают умы и сердца. Так происходит потому, что сознание человека, не ограниченного никакими правилами, традициями, нормами, является абсолютно контролируемым. Человек, считающий себя свободным от какого-либо гнета, прежде всего и попадает под влияние.

Сегодняшние события — попытка выжечь из сознания человека представления о традиционных ценностях, без которых он станет беззащитен. Его сердце и разум больше не будут ничем ограничены, он лишится истинного понимания жизни, а значит, станет абсолютно управляем, ему можно будет внушить все что угодно. Какие можно привести примеры? Вспомните хотя бы войска янычар, существовавшие в Османской империи. Из кого они состояли? Из взятых в плен христианских детей — албанцев, армян, боснийцев, болгар, греков, сербов и русских, которые потом воспитывались в строгих исламских традициях и становились фанатичными воинами, безжалостно уничтожавшими и подавлявшими всякое инакомыслие на своих некогда родных землях.

То же самое сегодня происходит в современном обществе. Пропагандой нетрадиционных ценностей пытаются раздавить и растоптать традиции семьи, религиозные взгляды, чтобы в дальнейшем сделать человека беззащитным и безоружным, чтобы самые бредовые идеи воспринимались как норма, а не как нарушение естественного закона и искажение собственной природы. Бог так устроил, что для продолжения рода человеческого должны быть муж и жена, мужчина и женщина, и чтобы ребенок был счастлив, он должен называть своих родителей папой и мамой. Чем может закончиться ситуация с родителем № 1 и № 2? Только огромной трагедией. Потому что естественному закону подчиняется Вселенная, и человек не может ему сопротивляться. Это просто самоубийство. Можно не верить в закон всемирного тяготения, но будем ли мы свободны от него? Нет, конечно. И сколько ни митингуй, отстаивая свою свободу, этот закон все равно работает и будет работать.

— Представление о свободе среднестатистического человека отличается от представления человека верующего?

— Повторюсь, что для верующего настоящая свобода — это свобода от греха. В принципе никакой человек никогда не сможет сказать, что он абсолютно свободен. Любому из нас необходимо склонять голову перед определенными жизненными обстоятельствами, перед своим долгом. Возьмем, к примеру, долг перед семьей. Мать хочет быть свободной — отдохнуть, выспаться, а дитя не дает ей этого сделать. Можно ли сказать, что мать не свободна? Думаю, что нет. Мать обретает истинное счастье, жертвуя собой. А вот если она будет искать ложной свободы, то в итоге не только не обретет истинного счастья, да еще и навредит и себе, и своим близким, и своему ребенку.

Верующий человек должен стремиться к свободе от греха и страсти. Эту свободу можно обрести, только склонив голову перед Творцом, Его величием. Господь говорит: Иго Мое благо и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Слово «иго» людьми воспринимается как абсолютное зло, которого нужно всячески избегать. Но Господь говорит, что Его иго, то есть Божественное иго, — благо для человека. Оно может дать больше, чем человек имеет на сегодняшний день. Поэтому для христианина это иго — взращивание добродетелей, исполнение заповедей, следование учению Господа — и есть настоящая свобода.

— Может ли христианин достичь абсолютной свободы?

— Это сродни вопросу, возможно ли человеку достичь абсолютной святости. Абсолютной, конечно, нет. Никто не свят, кроме Бога. Все люди грешны и обременены теми или иными страстями. Но мы знаем многих подвижников нашей Церкви, людей святой жизни, вот они-то и обладают абсолютной свободой.

Нередко некоторые жизненные обстоятельства нам нельзя преодолеть, от них нельзя освободиться, но с ними можно смириться, изменить к ним свое отношение, отчего всегда делается легче. В этом тоже проявляется наша свобода.

— А вообще, возможно ли человеку стать свободным или хотя бы почувствовать себя таковым? Если да, то как, благодаря чему?

— Истинную свободу человеку дает Христос. Интересно, что в Евангелии Господь говорит и о свободных людях, и о рабах. Но нигде не сказано, что человек, находящийся в определенных условиях, например, в рабском положении, не может быть свободен. Почему? Потому что Господь дает внутреннюю свободу, свободу душе. Христос обещает нам Царствие Божие, вечность. Никто и ничто на земле не может пообещать и дать нам того, о чем говорит Господь. Поэтому, где бы мы ни находились, кем бы ни были, чтобы ни делали, истинная свобода возможна только в обретении и познании Бога. И, кстати говоря, именно поэтому религиозная жизнь настолько естественна и закономерна для человека. Глупо ее игнорировать и спорить с ней, поскольку прошли века и тысячелетия, но нет ни одного народа, нет ни одной культуры, ни древней, ни современной, в которой не было бы проявлений религиозной жизни, потому что только религиозная, Божественная идея дает истинное знание человеку и открывает ему путь к свободе.

— Владыка, как Вы думаете, может ли свобода быть бременем?

— Может, конечно. Часто люди пытаются освободиться от определенных правил, моральных устоев, от давления, например, со стороны своих родителей, начальства и так далее. На практике же оказывается, что человек, получив свободу, не может и не умеет ею пользоваться. Самый распространенный пример — отмена крепостного права. Крестьяне всю жизнь провели в подобных условиях, сформировались в них, а получив свободу, все ли смогли правильно ею воспользоваться? И сейчас не каждый может это сделать.

Я встречал семьи, где ребенок ведет себя отвратительно, кричит, оскорбляет родителей и окружающих. Но на вопрос, что с ребенком происходит, родители отвечают: «Он настолько индивидуален, одарен и талантлив, что мы не хотим его ограничивать и предоставляем полную свободу волеизъявления и самовыражения». Здравому человеку это покажется ужасным, потому что родители вместо того, чтобы научить ребенка, пока он готов что-то воспринимать, обрекают его на страдания. Да, ребенку придется потерпеть, пока его будут воспитывать. Но в итоге он научится жить в обществе, смиряться перед людьми и обстоятельствами. Все равно рано или поздно он столкнется с житейскими трудностями, только справиться с ними будет намного тяжелее. Этот пример учит: мы всегда должны задумываться о последствиях, которые могут возникнуть, если снять все ограничения.

Беседовала Дарья Хохлова

Фото Ивана Привалова

* * *

Читателю

На сайте «Православное Заволжье» (www.pravpokrov.ru) в разделе «Архиерей» в рубрике «Вопрос Архиерею» вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, о Священном Писании и о церковной жизни нашей епархии

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи