Любить, молиться и смиряться

Любить, молиться и смиряться

Родственники, которых, как известно, не выбирают, — наши самые близкие и дорогие люди. Несмотря ни на что — убеждения, вкус, мировоззрение — они часть рода, часть семьи, часть нас самих. Но что делать, если вдруг возник разлад, да еще и на почве веры? Поговорим об этом с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.


— Владыка, как Вы считаете, какие ошибки совершает человек, только что пришедший в храм, по отношению к окружающим людям?

— Человек, открывший для себя православную веру, еще вчера жил совсем по-другому, руководствовался совсем другими принципами. И вот теперь ему кажется, раз он увидел красоту веры, церковной жизни, то и все вокруг в то же мгновение должны это увидеть и стройными рядами пойти в храм, на исповедь и Причастие. Это в принципе невозможно, потому что каждого человека Господь посещает в свое время.

Читая Евангелие, мы видим, что Христос проповедует, исцеляет, но за Ним идут единицы. Господь — совершенство, к которому мы все должны стремиться. Однако не каждому это под силу. Вспомним притчу о юноше, вопрошавшем, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21), — ответил ему Господь. Для юноши этот подвиг оказался слишком велик. Потому что, повторюсь, у каждого человека своя мера, свой предел духовного роста.

Ошибки, которые совершает новоначальный, могут быть разными, но есть у них и общие черты. Представим, что некий юноша обратился к Богу и решил соблюдать все, что предписано. В том числе пост. Обычно последнее у родителей вызывает непонимание, шок. Что здесь можно посоветовать? Детям — почитать родителей, а родителям — не раздражать своих детей, по слову апостола Павла (см.: Еф. 6, 4). А еще я советую родителям оставаться хорошими родителями: уважать выбор ребенка, видеть в нем не только объект пристального внимания, но и свободную самостоятельную личность; не просто беспокоиться и налагать запреты, а разбираться, что происходит и почему. Я уверен, любящие родители все правильно поймут и сделают так, чтобы их дети духовно возрастали, а может, и сами придут в Церковь.

— А что обычно делают не так нецерковные родственники?

— Бывает, не пускают домочадцев в храм, насмехаются, унижают детей и их веру. Это проявление страстей. Такие поступки могут глубоко ранить ребенка и погубить душу родителя. Мудрый человек так не поступит. Если уж переживаешь за ребенка, узнай, почему он пошел в храм. Известны случаи, когда родители считают, что дитя попало в секту, и в данном случае их страхи оправданы, ведь опасные деструктивные культы действительно существуют.

Если говорить о супругах, то в данном случае церковная жизнь накладывает некоторые ограничения на отношения. Представьте: живут два человека, и вдруг кто-то, чаще супруга, начинает руководствоваться не только взаимными интересами, волей мужа, но еще и Господа или какого-то батюшки. Появляется ревность, соперничество. Если в семье назревает подобный конфликт, важно, чтобы и сама женщина повела себя правильно. Она как никто знает немощи, положительные качества мужа, поэтому и должна сгладить ситуацию. При этом важно не только полагаться на свои силы, но и уповать на помощь Господа, молитву. Молитва может многое изменить, впрочем, как и время, которое никогда не нужно торопить.

— Когда верующий говорит, что испытывает давление со стороны семейства, он описывает реальную ситуацию или все-таки преувеличивает? Ведь с приходом в храм его мировоззрение меняется, какие-то вещи он видит уже в ином свете?

— Пожалуй, сколько людей, столько и мнений. Иногда неверующие родственники пытаются создать верующему проблемы, а иногда и церковные люди по излишней внимательности к себе видят во всех и всем вражеские происки. Преподобный Паисий Святогорец на эту тему однажды рассказал замечательную притчу. Некий старец увидел бездельничающего беса и спросил, почему тот не работает — не искушает людей. Бес ответил, что так было в прежние времена, а сейчас люди сами все за него делают. Если мы видим проблему в ближних, то стоит задуматься: только ли они в этом виноваты? И еще, если кажется — лучше всего помолиться, обратиться к священнику за советом, вспомнить, что такая добродетель как любовь творит чудеса.

— Как же определить, действительно ли в отношениях наступил критический момент?

— Обычно это слишком очевидно. Но никогда не стоит доводить ситуацию до логического конца, до полного и окончательного разрыва отношений. Острый конфликт будет для нецерковного человека лишним поводом к размышлению: почему верующий, который молится, читает Евангелие, ходит в храм, ведет себя подобным образом? Вот какой, оказывается, христианин.

— Иногда родственники пытаются воспрепятствовать верующему жить церковной жизнью: соблюдать пост, ходить в храм. В чем причина такого поведения?

crop_7694143.jpg— В привычке, в нежелании меняться. Все было нормально, и вдруг в размеренную жизнь с телевизором, работой, дачей, застольями врываются какие-то молитвы, богослужения, посты. Для большинства людей перемены — это негодование и расстройство. Воцерковление — это тоже перемена, отказ от привычного. Это трудно, но лучше не нервничать, а уважительно отнестись к выбору как церковных, так и нецерковных людей. И потом часто церковная жизнь у тех, кто с ней не знаком, вызывает подозрения и страхи, сковывающие сознание. Если вы собираетесь держать пост, то спокойно поговорите об этом с родными, поделитесь мыслями, начните свою миссию по проповеди Евангелия и церковного образа жизни. Если же вас спрашивают, почему вы поститесь, молитесь, объясните, но с учетом познаний спрашивающего, используя простые, искренние слова.

— Но это касается поста, а если человек заявил, что хочет уйти в монастырь? Как быть и родственникам, и самому человеку?

— В монастырь никто никого просто так не возьмет. Особенно человека, принявшего такое решение на второй день своего воцерковления. Обычно желание уйти в монахи возникает потому, что вера христианская призывает к идеалу, совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 8), — гласит Евангелие. Человек, обращающийся к Богу, хочет достичь этого и завышает планку. В христианстве монастырь есть образ рая, совершенства, а монастырская жизнь — попытка здесь и сейчас обрести его. Новоначальный это чувствует, и ему, естественно, хочется, минуя прочие стадии духовного развития, оказаться в монашестве. Как правило, он быстро понимает, что все не так просто. Вот если бы у новоначального был духовный руководитель, то он бы объяснил, что сначала нужно научиться жить молитвой, богослужением и таинствами. Также стоит упомянуть случаи, когда прославленные подвижники, услышав Евангельское слово, бросали все, преподобный Антоний Великий даже сестру-сироту оставил, и уходили в пустыню. Это примеры совершенные, а человек в первый день своей церковной жизни не сможет и не станет преподобным. Для этого ему нужно долго трудиться.

Как на такие заявления реагировать родственникам? Когда маленького ребенка спрашивают, кем тот хочет стать, он выбирает специфические и опасные профессии. Обычно родители спокойно отвечают: «Подрастешь, станешь». Ну, а с возрастом желания, само собой, меняются. Так и в этом случае. Родителям не нужно переживать. Дайте ребенку время и возможность ощутить перемены в сердце, поискать чего-то возвышенного и прекрасного. Православная Церковь — не секта, никто просто так неопытного человека в монахи не пострижет. В Церкви много опытных пастырей, которые дадут наставление и уберегут от ошибки.

Как поступить человеку, желающему принять постриг, покажет время. Если верующий в своем желании стать монахом укрепился, то он выберет этот путь. Родители все равно могут не понять и очень переживать из-за этого. Здесь нужно вспомнить пример преподобного Сергия Радонежского. Он стал монахом, но сначала исполнил свой сыновний долг — был со своими святыми родителями до самой их смерти.

Родителям, чей ребенок все-таки выбрал монашество, советую сходить в храм и поговорить со священником, лучше с тем, который окормляет ребенка. Обычно понимание приходит, а потом и сами родители воцерковляются и перемены в своей жизни видят.

— Часто верующие стараются привести в храм родственников, порой слишком настойчиво. Скажите, а как нужно? И нужно ли?

— Новоначальным кажется, если они приведут близких в Церковь, все проблемы сами собой разрешатся. Благодать сотворит чудо, о котором и мечтать нельзя. Это неправильный подход. Особенно, если хотите воцерковить родственников ради решения их проблем. Поверьте, трудности только увеличатся, но не в наказание нам, а для смирения, изменения жизни. Не все это понимают. Да, христианин должен заботиться о своих близких — молиться и мягко вести к храму. Но не нужно искать легких путей, нельзя заставлять механически исполнять обряды. Это не даст результатов.

— Владыка, что Вы посоветуете делать родственникам, церковным и нецерковным, чтобы наладить отношения и постараться понять друг друга?

— Во-первых, любить друг друга. Если любишь, то уважаешь свободу ближнего. Если любишь, то принимаешь человека таким, какой он есть, ищешь точки соприкосновения. Во-вторых, не обижать друг друга и, несмотря ни на что, сохранять мир. Нельзя быть верующим и при этом быть в конфликте с родными и близкими. В-третьих, молиться и смиряться. Кто-то справедливо скажет, что Богу нужно повиноваться больше, чем людям. Это так, и если родные от нас требуют совершения греховных поступков, этому нужно противостоять. Но если же они просят нас о чем-то простом, ради сохранения мира и понимания, ради любимых, можно и потерпеть.

Беседовала Дарья Хохлова


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи