Самый известный святой

Самый известный святой

Каждому русскому человеку, церковному и не церковному, живущему жизнью Церкви и находящемуся за ее оградой, знакомо имя Николая Угодника. 19 декабря — день памяти одного из самых любимых и почитаемых святых нашей Церкви. Трудно найти дом, в котором не было бы иконы святителя Николая, где бы ни чтили этого дивного святого как самого надежного помощника и заступника во всех житейских делах, бедах и нуждах. Почему именно его мы сердечно воспринимаем как своего русского человека, хотя он никогда в России не был? Почему он слышит не только нас, православных, но и отзывается на молитвы людей другой веры? Что это за личность такая, которой спустя 17 веков молятся во всех странах мира, на всех языках? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Владыка, в день смерти близких людей мы грустим и тоскуем о том, что никогда уже не увидим дорогого нам человека, которого любили простой земной любовью. Сегодня мы празднуем день смерти всеми почитаемого и любимого святителя Николая Чудотворца. Чему мы радуемся? Как это возможно: праздник о смерти?

— В христианской традиции отношение к смерти иное, чем в миру. Мы верим, что человек не умирает, а лишь переходит в иное состояние. Смерть — это рождение в «жизнь будущаго века», это — встреча с Господом. Человек, покидая этот бренный мир, переселяется в жизнь вечную. Поэтому для христианина день смерти — праздник. Простому человеку это трудно до конца понять, он этого не чувствует, но святые всю свою жизнь посвящают Богу и стремятся к встрече с Ним. Отсюда и традиция — совершать память святого именно в день его смерти.

Святитель Николай стоит особняком среди всех почитаемых Церковью святых, то, что он самый любимый святой, не вызывает сомнения. Нет другого такого святого, который был бы так любим народом, открыт и доступен каждому верующему человеку и при жизни, и после своей смерти. А если в Церкви кого-то любят особенной любовью, значит, Сам Господь особенно полюбил этого человека, приблизил его к Себе. Этот святой имеет такую огромную благодать и дерзновение перед Богом, что помогает всем, даже людям, далеким от Православия, и иноверцам. Когда первый православный епископ Иннокентий Московский (XIX век) отправился на восток для просвещения светом Христовой веры тамошних иноверцев, то почти в каждом жилище якутов, тунгусов и других народов, хранивших языческие верования и обычаи, он увидел иконы Николая Угодника.

Угождение Богу было самым главным делом жизни святого, и дело это было — милосердие. Чудеса святителя Николая широко известны, это настоящее творение добра. В памяти народной сохранились предания об избавлении им людей от самых страшных бед, страданий, нищеты, унижения и позора, от смерти. Он сам приходил на помощь страждущим, не ждал, когда его позовут. Это особенно трогало людей.

— Сегодня, наверное, мало кто способен помочь чужому человеку и не трубить о своем милосердии на каждом углу, не ждать славы и наград, а совершать добро тихо, тайно, как делал святитель Николай?

— К сожалению, в нашей жизни часто бывает — сделал человек что-то совсем незначительное и уже всем сообщил и ждет похвалы, не понимая, как это губительно для его души. Но я, как архиерей и бывший приходской священник, знаю также немало людей, которые отказываются рассказывать о своих добрых делах, даже когда их об этом просишь в назидание другим. Такие люди всегда есть и будут.

— Владыка, скажите, как могло такое случиться, что известный своим смирением и кротостью святой на одном из церковных Соборов, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке, за что был даже заключен в тюрьму?

— Это не исторический факт, а лишь предание. Но оно говорит нам о том, что в повседневной жизни, когда дело касается тебя лично, христианин должен быть смиренен. Но когда речь идет о Церкви, о Боге, молчать не надо, надо защищать свою православную веру. Как это и сделал святой Николай, который был действительно очень кроток, но в то же время и ревностен о славе Божией. Святитель Николай не мог стерпеть богохульства Ария, отрицающего Божественное происхождение Иисуса Христа, и своим ударом закрыл его богохульствующие уста.

— Сильна вера народа в великого Угодника Божьего, как в скорого помощника и молитвенника за всех православных христиан. В каждом храме возле его иконы всегда горят свечи, горячо молятся люди. Могли бы Вы рассказать об участии этого святого в Вашей судьбе?

— Скажу вам, что не знаю такого человека, которому святитель Николай не помог бы, если тот обращался к нему с искренней верой и молитвой. Это был первый святой, которого я узнал, о котором прочитал, придя в церковь. Меня поразила его жизнь, запало в душу, что ему можно молиться во всех нуждах, что он всем поможет, ибо добр и милостив. Я стал обращаться к Николаю Угоднику в ту пору с самыми наивными просьбами, но знаю, что молитвы мои не оставались без ответа.

— Тысячи богомольцев со всех концов мира непрестанно устремляются в итальянский город Бари поклониться мощам великого Чудотворца и потом с восторгом рассказывают об этих поездках. Поделитесь, пожалуйста, и Вы своими паломническими впечатлениями.

— Прошло уже более 15 лет, как я с братьями нашего монастыря побывал в городе, где покоятся мощи архиепископа Мир Ликийских. До сих пор хорошо помню то удивительное радостное чувство, которое довелось нам, молодым монахам, испытать в этом святом месте. Это Вам скажет каждый, кто побывал у великой святыни. И совсем неважно, что на обратный путь денег у нас почти не осталось и пришлось возвращаться на верхней палубе корабля без всяких удобств, спать на лавках под открытым небом. Мы были абсолютно счастливы, что помолились у мощей великого святого, послужили Литургию, получили великое утешение. Эти воспоминания остаются навсегда, греют душу, помогают в трудные периоды жизни.

Итальянцы более сдержанно относятся к Николаю Угоднику, чем мы, русские. Когда в 90-е годы в Бари стали приходить корабли из России, и на пристань сходили сотни русских паломников с хоругвями, иконами, батюшки во всем облачении, и потом через весь город они шли крестным ходом, то это производило на местных жителей огромное впечатление. Известен случай, он найден в архивах храма на русском подворье, когда в XIX веке русская паломница из Тобольской губернии добиралась в Италию к святителю Николаю на телеге. И это за тысячи километров, преодолев мыслимые и немыслимые препятствия и преграды. Только русский человек способен на такое рисковое путешествие. Такова сила его веры! Кстати, и в те времена, и теперь мало знакомые с историей Церкви люди продолжают считать святителя Николая русским святым. Я не раз сталкивался с этим искренним заблуждением, которое упорно живет в людях до сих пор.

— Чудотворцу Николаю на Руси посвящено множество храмов и монастырей, есть они и в нашей Покровской епархии. Хотя бы коротко расскажите о них.

— Нет, пожалуй, в России ни одного города без Никольского храма. В нашей епархии их достаточно много, поэтому в день памяти святого во всех побывать мне никак не удается. Недалеко от города Николаевска (Пугачева) в поселке Монастырский действует Никольский женский монастырь. Здесь совершаются постоянные богослужения, сестры молятся, приезжают в монастырь паломники. Особый интерес появился к этому монастырю, когда сюда была доставлена частица мощей святого Николая. Это радостное событие произошло совсем недавно. Теперь каждый может совершить паломническую поездку к любимому святому, помолиться и попросить Чудотворца о своих нуждах, духовных потребностях, не покидая пределы Саратовской области. Есть у нас Никольские храмы в г. Ершове, в п. Новопушкинское, сельские храмы в Узморье, Дьяковке, Пылковке, других селах Покровской епархии.

— 19 декабря у Вас, Владыка, двойной праздник. В день памяти святителя Николая Вы будете отмечать пятую годовщину Вашей архиерейской хиротонии. Ее совершил в 2011 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в подмосковном Николо-Угрешском мужском монастыре. В этот день уже в сане архиерея в первом своем интервью среди первоочередных задач Вы назвали доступность епископа для своих прихожан. Хватает ли сегодня Вам времени и сил для осуществления этой задачи?

— Я очень благодарен святителю Николаю, что он незримым образом избрал именно этот день, день его памяти, для важного в моей жизни события. Возможно, на такое решение Священного Синода повлияло то, что наша епархия называется Покровской и Николаевской? Не знаю. Но верю, что по молитвам святителя Николая Господь помогал и дальше будет помогать мне трудиться во вверенной епархии. Стараюсь делать все возможное, чтобы выполнить данное в этот день обещание быть ближе к людям, нашим прихожанам. Встречаюсь с ними не только на богослужениях, но и на различных общественных мероприятиях, много езжу по приходам, ко мне может прийти любой человек со своим личным вопросом. Все, что в моей компетенции, стараюсь выполнять, а как получается — об этом судить не мне, а людям.

— Владыка, что бы Вы пожелали читателям нашей газеты в день памяти Николая Чудотворца?

— Нашим читателям желаю любви к святителю Николаю Чудотворцу и чтобы они не просто удивлялись добрым делам и чудесам святого, но сами стремились подражать его поступкам. Всегда есть рядом те, кто нуждается в нашей помощи. Хотя бы в малом каждый из нас может кому-то помочь, доброе слово сказать, выслушать человека со вниманием, утешить. В Рождественские праздники есть давняя традиция дарить подарки, поздравлять друг друга. Эта традиция пришла к нам из глубины веков, и у христиан она ассоциируется с Николаем Угодником, который умел радовать людей как истинный святитель Божий. Так и мы должны встречать этот праздник — творя добро. В этом и есть смысл земной жизни человека.

Беседовала Ольга Стрелкова


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи