«Если люди недовольны, власть должна прислушаться»

«Если люди недовольны, власть должна прислушаться»

Известное изречение апостола Павла о том, что любая власть от Бога, часто интерпретируется не в пользу христиан. По этой причине многим кажется, что верующий человек априори аполитичен и не может быть полноценным членом гражданского общества. Но есть ощущение, что это именно вопрос неверной интерпретации. Разве может воин Христов быть пассивным? Разве должен он терпеть ложь и смиряться с неправдой? Этот вопрос особенно актуален сегодня, когда политика занялась даже теми, кто еще вчера и не думал ею заниматься. Но как быть в этой ситуации человеку верующему? Можно ли выражать протест и при этом не погрешить против своей христианской совести? Порассуждать на эту сложную тему мы попросили епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

По ту сторону баррикад

– Владыка, сегодня все говорят о том, что после долгих лет безразличия в России началось формирование гражданского общества, а Церковь, по мнению некоторых светских изданий, этот процесс проспала. И теперь стоит перед выбором: поддерживать и дальше теряющую доверие власть или встать на сторону народа. Как вам такая дилемма?

– Я принципиально не согласен с разделением власти, общества и Церкви на какие-то отдельные группы. Этот стереотип перекочевал к нам из советских времен, когда Церковь подвергалась гонениям, и продолжает влиять на умы сегодняшних людей. Они по-прежнему воспринимают Церковь как закрытую структуру, которая живет своей внутренней жизнью. И если она начинает принимать участие в жизни общества, ей указывают на ее место. А если она участия не принимает, ей тоже направляют ноты протеста, обвиняя в безразличии. Церковь и общество нельзя разделить, Церковь – это и есть общество, и общество в какой-то степени – это Церковь. Каждый, кто называет себя православным или, по крайней мере, носит на груди крест, и есть член общества и одновременно член Церкви.

– То есть если кто-то что-то и проспал, то проспали все вместе?

– Я бы не сказал, что Церковь что-то проспала. Церковь никогда не ставила перед собой задачу участия в активной политической жизни страны. Не потому, что ей все равно, а потому, что Церковь – это, пожалуй, единственный институт в современном обществе, который может реально объединять людей независимо от их политических убеждений. У нас в стране принято не любить власть и любить гонимых. И пока Церковь была гонима, оппозиционные, диссидентствующие движения так или иначе ее поддерживали. Когда Церковь гнать перестали и дали возможность динамично развиваться, она тут же перекочевала в стан врагов и соглашателей с властью. Но это взгляд поверхностный. Церковь по своей структуре и жизни стоит над любым политическим процессом, принимая в свои ряды бедных и богатых, аполитичных и занимающихся политикой.

– Думаете, если бы Церковь сейчас была гонима, то воспринималась бы по одну сторону баррикад с оппозицией?

– Да, конечно. Но поскольку этого не происходит, нам говорят, что мы срослись с властью. Это не так на самом деле. Да, Церковь сотрудничает с общественными, коммерческими, политическими структурами и объединениями, чтобы иметь возможность достучаться до большего числа людей, проводить в жизнь какие-то социальные проекты. Но не надо думать, что это сращивание, это работа, совместный труд.

– В программе «Вести недели» Патриарх Кирилл заявил, что протесты должны приводить к коррекции политического курса и что нечувствительность власти к выражению протеста – плохой признак. Вы согласны?

– Каждого человека часто в чем-то обвиняют, и эти обвинения могут показаться ему абсурдными, глупыми, незначительными и не имеющими с ним ничего общего. Но глубокий, умный человек все равно должен прислушаться и сделать выводы. Потому что раз тебе это сказали, значит, в тебе есть что-то, что вызвало в другом человеке эти чувства. То же самое, если речь идет о власти. Я думаю, что власть обязательно должна прислушиваться к протестным настроениям, а в еще большей степени она должна прислушиваться и присматриваться к тем, кто, быть может, не высказывает своего мнения, но очень сильно болеет и переживает за страну.

Люди хотят стабильности, уверенности в завтрашнем дне, хотят иметь возможность влиять на то, что происходит. Сегодня, чтобы добиться решения на самом элементарном, бытовом уровне, человеку приходится проходить какие-то невообразимые круги ада. И власть должна это видеть. Она должна знать, чем живет общество, о чем переживают люди. Я глубоко уверен, что если бы каждый из нас подходил к этому вопросу сердцем, очень многое бы в нашем обществе можно было бы переменить.

Кесарю - только кесарево

– Но чтобы что-то изменить, надо проявлять активность. А согласно распространенному стереотипу христианин не имеет права вмешиваться в политику и диктовать власти, что ей делать. Так ли это на самом деле?

– Каждый народ достоин той власти, которую имеет. И если власть призывает нас отдать кесарю кесарево, а Богу – Богово, мы не должны этому сопротивляться. Но если власть начинает отторгать человека от самого главного, поступать против совести и Евангелия, тут мы не можем с ней согласиться. И, конечно, пассивность православных людей, их аполитичность – это именно стереотип. На самом деле христианин должен проявлять активность не только в политике. И многим как раз не нравится, когда священник или просто церковный человек каким-либо образом начинает высказывать свое мнение по тем или иным общественным вопросам. А ведь мы тоже люди, и у нас, как и у всех граждан, есть и право выбора, и право голоса. Почему нам отказывают в этом праве? Почему говорят – у вас есть свое мнение, держите его при себе?

– Если верующий человек – это человек активный, как вы оцениваете в этом контексте предложение протоиерея Всеволода Чаплина о создании в России христианских политических партий? Есть ли у этой идеи перспектива?

– Мне кажется, что сложившаяся политическая система в России, мягко говоря, не очень совершенна, и если наши прихожане хотят идти в политику – Бога ради, пусть идут. Но создание христианской партии накладывает на человека величайшую ответственность. Понимаете, каким должно быть нравственное чувство у человека, чтобы он мог назвать свою политику христианской? Сколько для этого нужно сил, опыта, такта и здравого смысла? Если такой человек найдется, слава Богу, но пока я его не вижу, поэтому считаю идею создания христианских партий на ближайшую перспективу маловероятной.

– Оппозиционер и блогер Алексей Навальный, который тоже называет себя человеком православным, в своей переписке с писателем Борисом Акуниным признался, что очень хотел бы, чтобы Церковь занимала такое положение в обществе, чтобы все конфликтующие стороны искали ее посредничества. Однако выполнять столь высокую миссию можно, только когда самые различные стороны относятся к Церкви как к безусловному авторитету. Является ли Церковь сегодня силой, способной на такое влияние?

– На протяжении истории и нашего государства, и вообще христианства Церковь зачастую и была таким посредником и в хорошем смысле слова арбитром. Это было и в Византийской империи, когда Церковь примиряла враждующие партии, и в истории российского общества, когда она пыталась помирить враждующих князей. Когда в 93-м году происходили известные события, связанные с парламентом, святейший Патриарх Алексий II сделал попытку выступить в роли миротворца, призвал конфликтующие стороны найти возможность примирения. К сожалению, общество не прислушалось к этому призыву, и пролилась кровь, в центре Москвы стреляли танки, и этот результат оказался в десятки раз страшней и ужасней той неправды, которая была на тот момент. Сегодня Церковь тоже часто выражает свое мнение по разным волнующим общество вопросам, только не в качестве оппозиционного лозунга, а в форме христианской проповеди. И тот авторитет, который у Церкви есть, несмотря на различные нападки, дает возможность надеяться, что люди к ее голосу все-таки прислушаются.

Налево или направо?

– Трудно не прислушаться к такому авторитетному духовнику, как схиархимандрит Илий (Ноздрин), который увидел в протестных настроениях опасность революционного взрыва и призвал верующих не ходить на митинги. Он сказал, что не верит тем, кто вывел людей на Болотную площадь и проспект Сахарова. Что протест для этих людей – только зацепка, и что на самом деле цель у них – захватить власть. Но как быть тем, кому гражданская и христианская совесть не позволяет мириться с неправдой? Сидеть и отмалчиваться в сторонке?

– Любой человек, и верующий в том числе, вправе сам выбирать, пойти на митинг или не пойти. И среди наших прихожан много людей, которые по-разному относятся к политике. Кто-то поддерживает нынешнюю власть, кто-то явный ее противник. Другое дело, что каждый человек, особенно облеченный властью, возможностями и связями, да и просто думающий человек, прежде чем выйти с плакатом на улицу, должен очень хорошо присмотреться: а кто стоит за всем этим? Какой это будет иметь результат? Не воспользуются ли нашим самоотверженным гражданским поступком люди корыстные? Ведь и революция 1917 года произошла не на пустом месте, тогда проблемы с властью тоже были, и была масса протестных настроений, а у власти в итоге оказались не те, кто протестовал, а те, кто воспользовался этими протестными настроениями, кто проявил жесткость, непримиримость и смог перешагнуть через жизни людей. Вот в этом главная опасность и заключается. Поэтому то, что сказал отец Илий, – это не политический призыв, это боль на самом деле. Он человек с огромным духовным и просто человеческим опытом, он видел жизнь и прекрасно понимает, к каким последствиям может привести деструктивный политический протест.

– Рассуждения здравые, но некоторые усматривают в них признаки конформизма: дескать, Церковь специально пугает людей призраком революции, лишь бы ничего не менять…

– На самом деле то, о чем говорит Церковь, не имеет ничего общего с конформизмом. Исторический опыт нам показывает возможность такого сценария, так что пугать кого-то нет необходимости. Люди кричат сегодня, что они недовольны, что все плохо. А что ты можешь предложить взамен? Какую программу, какие идеи? Где взять альтернативу, живые здоровые силы и умы, кто мог бы по-настоящему трудиться, относиться к работе с сердцем? Вот в чем главная проблема. И когда видишь открытые лица простых людей, которые выходили на ту же Болотную площадь или проспект Сахарова, им почему-то хочется верить. Но когда смотришь на трибуну, то, честно признаться, большого доверия не испытываешь. Потому что там выступает большое количество людей, которые, мягко говоря, не являются лично для меня и моих близких, знакомых духовными или даже светскими авторитетами. Думаю, что и для подавляющего большинства в нашем обществе тоже.

Но не только поэтому Церковь не зовет народ на баррикады. Мы называем себя Церковью не потому, что мы объединены вокруг какой-то политической личности или группы, а потому, что мы объединены вокруг Христа и Евангелия. Тот, кто ищет человеческую правду, часто ошибается, сила же Церкви как раз в том и состоит, что мы не призываем идти за правыми или левыми, белыми или красными, мы должны идти за Христом. У Церкви есть свой путь, и мы должны людям открывать другую красоту и другую правду – Божественную. Повернуть направо или налево очень просто, а вот пойти средним, царским путем, путем Божественной правды, очень тяжело. Но именно этим путем мы и призваны идти.

Беседовала Елена Балаян

Взгляд - инфо


Православный календарь

20 сентября 2017 г. 7 сентября ст.ст. среда. Седмица 16-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Мч. Созонт Помпеольский
Мч. Созонт Помпеольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Созонта (ок. 304). Совершается служба со славословиемСвт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Апп. от 70-ти Евода (66). и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (II). Прп. Луки (после 975). Прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380). Прп. Серапиона Спасоелезаровского, Псковского (1480). Сщмчч. Петра и Михаила пресвитеров (1918). Сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937). Сщмч. Григория, Василия пресвитеров, прмч. Льва (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24). "Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство". Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят - помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: "а вот что надо сделать". Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда - достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление - отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям - трезвение и бодрствование с молитвою.
(Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30). Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи