«Будем внимательнее слушать свое сердце»

Интервью с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

PIA_2693.jpg— Ваше Преосвященство, можно сказать, что Вы у нас человек новый. Тем более интересно узнать Ваши первые впечатления о нашем городе и его людях.

— Нельзя сказать, что я не бывал в Покровске-Энгельсе до того, как стал епископом. Конечно, бывал. И не только в нем, а практически во всех городах новой епархии. Однако в качестве епископа я здесь, конечно, совсем недавно. И вот что могу сказать: мне очень нравятся и город, и люди. Я встречаю интерес и понимание не только в среде духовенства и верующих, но и среди обычных людей, иногда достаточно далеких от Церкви. Знаете, чем дальше от столиц живут наши россияне, тем они более открыты и доброжелательны. А ведь жизнь у них очень непростая!

— А есть ли отличия между нашим городом и другими городами епархии, вообще Саратовской области, других областей России?

— Еще Соломон говорил, что нет ничего нового под солнцем. В духовной жизни я не вижу больших отличий Покровска от других городов. Есть особенности географического характера, разница в количестве храмов, в количестве жителей.

Города могут быть разными, а люди везде примерно одинаковы — со своими проблемами, бедами и радостями. Везде они ждут добра, участия. Мы ведь провинция , а провинция у нас не избалована вниманием. Поэтому, когда приезжаешь в любой город, в любой район — люди охотно идут на контакт, на совместную работу.

— Владыка, можете ли Вы рассказать о ближайших планах относительно города и всей Покровской епархии?

— Я знаю, что там, где появляется храм, священник, там всегда формируется община, которая благотворно влияет на окружающих. В ней осуществляется духовное воспитание людей, в том числе детей и молодежи. Надеюсь, что в нашей новой епархии тоже будут создаваться новые приходы. Конечно, есть много планов по работе с детьми разных возрастов, с молодежью: все знают, что дети — это наше будущее. Сейчас актуален вопрос о введении в школах нового предмета — «Основы религиозной культуры и светской этики». Мы утверждаем, что знание ребенком основ своей национальной культуры и истории дает ему замечательную базу для дальнейшего роста и развития. Необходимо разрушить наследие советских времен, когда такие знания, мягко говоря, не приветствовались, когда наш народ отторгался не только от христианских ценностей, но и от национальных обычаев и традиций. Человек, не имеющий любви к истории, к наследию своего народа, — несчастный человек. И мы по сей день ощущаем и, наверное, еще долго будем ощущать последствия той недальновидной политики. Это наша боль и наша забота. Когда плохо говорят о Церкви, то ощущаешь не обиду за нее, а обиду за то, что вот этот человек сам себя лишил столь многого. Задача в первую очередь духовенства епархии — возрождать национальные ценности и традиции и, конечно, быть примером нравственной жизни. А если говорить коротко, то наша первоочередная задача — устроение полноценной и полнокровной жизни Покровской епархии, которая со временем принесет достойные плоды и даст возможность многим братьям и сестрам прийти в храм, обрести душевное спокойствие, обрести Бога.

— Какие перемены ждут Свято-Троицкий храм? В этой связи — ближайшие и дальние планы в отношении воскресной школы храма.111.jpg

— Не подлежит сомнению, что ни правящий архиерей, ни священник не могут быть противниками воскресной школы. Поэтому та ситуация, которая вначале сложилась вокруг воскресной школы Свято-Троицкого храма, вызывала у меня и боль, и некоторое недоумение. Но с Божией помощью она разрешилась, и мне кажется, что все, кто тогда тоже испытывал такие же чувства, сейчас успокоились.

Проблема с помещениями существует не только в нашей новой епархии. То, что когда-то Русская Православная Церковь строила и создавала веками, было у нее отобрано, разрушено, расхищено. Мы все сегодня пытаемся хотя бы частично воссоздать ту прекрасную и величественную картину, которую представляла собой наша Церковь. Вот и здесь встали те же проблемы: нехватка помещений для полноценной церковной жизни.

Сегодня воскресная школа живет и развивается, и со временем ее ждет, я думаю, хорошая перспектива. Это предмет нашей первой заботы.

Я уже встречался со многими людьми, в том числе и с представителями власти, и понял, что взаимопонимание в этих сложных вопросах есть. Значит, обязательно будут перемены к лучшему.

— Ваше отношение к возвращению городу исконного имени Покровск. Как Вы видите — реально ли это, и если да, то какие этапы, на Ваш взгляд, нужно пройти в этом процессе?

— Я думаю, что это реально. Более того, я — первый сторонник возвращения исторического названия города. Ведь наша новая епархия носит название Покровская и Николаевская. А города, давшие ей это название, до сих пор носят имена Энгельс и Пугачев. Подумаем и сравним две личности: немецкого философа и Божией Матери… Да разве их можно сравнивать! Понимаю, что не все поддерживают возвращение исконного названия, но уверен, что сторонников этого с каждым годом всё больше. У процесса возвращения имени есть как бы две составляющие: техническая и духовная. Нельзя сбрасывать со счетов, что переименование будет связано с какими-то материальными затратами. Но разве эти две составляющие соизмеримы? Разве технические затраты (не такие уж большие, кстати) сопоставимы с теми, которые мы несем, пренебрегая исторической памятью? Нельзя всё измерить деньгами. Сколько городов уже вернули свои исторические названия, названия своих улиц и районов! Странно, что наш город пока отстает от этого закономерного процесса. Возможно, есть люди в старшем поколении, для которых нынешние названия связаны с их молодостью, с приятными воспоминаниями. Возможно, здесь недобрую роль играет наша косность, нежелание что-то менять. Возможно, есть люди, которые говорят: какая разница, в каком городе мы будем жить, с каким именем. Но когда ребенок приходит на свет, он учится воспринимать этот мир таким, каким ему представляют его родители. Он учится говорить на том языке, на котором говорят они. Его родина — это место, где он родился, где растет, где находится та духовная общность людей, которых он считает своими родными, своим народом. И родители стараются дать ребенку красивое имя, связанное со всем этим. Им не все равно, какое имя будет носить их сын или дочь. Ведь оно в какой-то степени определяет дальнейшую жизнь. Если мы даем ребенку христианское имя, то надеемся на то, что он будет подражать тому святому, в честь которого назван, надеемся на молитвы этого небесного покровителя о ребенке. Вообще, слово — это дар Божий. В слове, в названии выражена сущность предмета, который им назван.

С нашим народом много десятилетий проводили страшный эксперимент, который — слава Богу! — закончился. Мы много раз рушили «до основанья, а затем…». Мы должны найти в себе силы и мужество вернуть то, чем жил наш народ и чем будут жить наши дети. Ведь возвращение имени — вопрос духовного порядка, некая база, на которой мы можем построить что-то новое и красивое.

Что же касается этапов такой работы — я думаю, надо начинать с того, чтобы как можно подробнее разъяснять людям, давать как можно больше информации.

Вот сейчас везде идут разные митинги — люди выражают свое мнение и, безусловно, имеют на это право. Но надо помнить, что есть целый спектр мнений, иногда совершенно противоположных. У любой идеи всегда найдутся как сторонники, так и противники. Самое главное — не навязывать никому свое мнение, искать точки соприкосновения, если вы хотите договориться.

Так и в вопросе возвращения имени городу. Нельзя предпринимать никаких резких шагов. Первое — это информация. В воскресной школе нашего Свято-Троицкого собора есть такой предмет — «духовное краеведение». Хорошо бы, если бы подобный предмет изучался и в обычных школах. Ведь есть много наших граждан, которые абсолютно не знают свою историю. И тут нужна попытка рассказать, объяснить, напомнить. И неважно, в конце концов, кто и какой это человек, верующий он или нет, — ведь все мы живем на этой земле, здесь жили наши предки. Что бы они сказали нам, узнай о том, как мы нерадиво относимся к их памяти?

Будем молиться, чтобы Господь помог нам в этом деле, чтобы Сама Матерь Божия вразумила нас.

— В селе Подгорное Энгельсского района действует приход, который стремится возродить старый храм. Есть ли у этого дела перспектива? На каком этапе возрождение храма находится сейчас?

— Я занимался этим делом, когда еще работал в реставрационном отделе Саратовской епархии. Действительно, в селе собралась небольшая инициативная группа, которая старается возродить храм, сильно пострадавший во время гонений на Церковь. Сейчас оформляются документы на землю. Нашлись средства на проект реставрации храма. Произведены некоторые первоочередные работы — например, разобрали старую крышу, которая могла рухнуть в любую минуту, начали собирать стройматериалы. Думаю, что весной эти работы будут продолжены. Надеюсь, что со временем храм будет восстановлен, потому что там есть люди, которым небезразлична судьба их малой родины. И они с трудностями, медленно, но занимаются восстановлением того, что было разрушено. А я, как правящий архиерей, буду всячески их поддерживать и помогать.

— В селе Липовка есть старое здание лютеранской кирхи. Таких зданий по селам не одно, а порядка десяти. Это красивые строения, имеющие и историческую, и архитектурную ценность, украшающие село. Но, как правило, администрация не знает, что с ними делать. В Волгоградской области (село Новый Еруслан) есть опыт совместного использования здания кирхи православной и лютеранской общинами. Как Вы смотрите на такой вариант? Возможно ли это у нас? Что вообще можно и нужно делать с этими зданиями?

— По всей России есть огромное количество разрушенных в свое время зданий, принадлежащих различным традиционным конфессиям, — и это не только православные храмы (хотя их больше всего), но и вот такие кирхи, и мечети, и синагоги… Во многих городах по просьбам представителей той или иной конфессии такие здания возвращаются им — и тогда ведется процесс их реставрации, создания новой общины, эти здания получают как бы вторую жизнь. И у нас в области много зданий православных храмов уже восстановлены или сейчас восстанавливаются. Хотя много таких зданий, до которых, как говорят, еще не дошли руки. Конечно, Православная Церковь в первую очередь думает именно о них. Если найдутся представители, например, той же Лютеранской Церкви, которые захотят вернуть здание, то, несомненно, приоритет должен быть у них. И никто другой на эти здания не может претендовать. Но если таких представителей нет — конечно, больно смотреть на разрушающиеся здания. У нас пока такого опыта использования зданий, принадлежащих верующим другой конфессии, нет, к тому же мы, как я говорил, не восстановили большое количество православных храмов. Однако мне кажется, что лютеране не будут возражать, если такое здание восстановят верующие другой конфессии.

— Какие вопросы духовной жизни Вы, Владыка, считаете самыми важными? В каких вопросах в первую очередь Православная Церковь должна сотрудничать с властью и обществом?

— Во-первых, разделение на Церковь и общество весьма условно. Мы все люди — то есть члены общества. А кто принадлежит к Церкви, кто нет — это уже второй вопрос.

Разговоры же о том, что Церковь срослась с властью, довольно странны для меня. У Церкви одни задачи, а у власти — другие. Что же касается точек соприкосновения Церкви и власти, то их довольно много, и все они важны. И если взаимопонимание в этих вопросах достигается, то польза для всего общества очевидна.

Прежде всего, это забота о людях, помощь и поддержка тех, кто попал в тяжелое положение: больных, пожилых, малообеспеченных. Это воспитание подрастающего поколения. Это работа в армии, в местах заключения. Это различные мероприятия, имеющие большую важность для общества. Приведу здесь пример Дней славянской письменности и культуры, которые проводятся в Саратове. В этом году уже здесь, в Покровске, будут проводиться Дни православной книги, предполагающие тесное взаимодействие с образовательными учреждениями, библиотеками. Когда-то наша страна была самой читающей в мире, а сегодня ситуация очень сильно изменилась. И подобная работа дает возможность людям увидеть значимость собственной культуры, истории, национальных традиций.

— Патриарх Кирилл недавно сказал, что создание митрополий и новых епархий создает качественно иной уровень пастырской работы. Пока что можно услышать в городе очень разные мнения по поводу создания новой Покровской и Николаевской епархии. Как Ваше Преосвященство может прокомментировать это?

— Несмотря на все сложности, с которыми связано разделение крупных епархий на более мелкие, я вижу и пользу от этого. Начинать с нуля всегда сложно. Но уже сейчас понятно, что результаты будут гораздо больше всех затраченных усилий и всех трудностей.

Одно дело, когда в ведении епископа находится пятьсот приходов — и другое дело, когда у него их не более ста. Одно дело, когда он должен руководить несколькими сотнями священников — и другое, когда у него их пятьдесят, максимум — сто. Это дает возможность быть ближе к священникам, к приходам с их проблемами — а значит, и ко всем людям своей епархии. Если правящему архиерею крупной епархии для того, чтобы объехать все храмы епархии, порой требуется год, то у меня за год возможности послужить в том или ином приходе гораздо больше.

Вообще же Патриарх сказал и то, что разделение епархий — это своеобразная инвестиция Православной Церкви в русскую глубинку. Вот смотрите — Покровск был вторым городом в области, а сегодня он — кафедральный город, где есть правящий архиерей. Это всегда повышает престиж города и внимание к нему. Это касается не только верующих людей, но и всего города — власти, образования и многого другого.

Я думаю, что через некоторое время все увидят реальные плоды такого разделения.

— И в заключение хотела бы спросить: что Вы можете пожелать, Владыка, городу и горожанам?

Прежде всего — внимательнее относиться к тому, что происходит с нами, в нашем сердце, слушать, что оно нам подсказывает. Тогда мы совершим меньше ошибок — или хотя бы быстрее их осознаем и постараемся исправить.

Конечно, пожелаю счастья, мира, здоровья, человеческого тепла. Чтобы мы всегда могли найти добрых помощников, близких по духу людей. Сегодня люди очень разобщены — и это касается всех сфер нашей жизни, даже семейной. Люди, живущие рядом, могут неделями не обращать внимания друг на друга. Это настоящая трагедия. И я хочу пожелать единодушия, умения слушать и слышать, находить нужные слова. Чтобы мы ценили друг друга, держались друг за друга — тогда нам не будет страшен ни внешний, ни внутренний враг.

 — А самому себе?

Владыка Пахомий внезапно задумывается. Потом улыбается и коротко говорит: «Терпения». Снова молчит — и снова тихо повторяет: «Терпения, терпения… И, конечно же, помощи Божией».

Мне остается поблагодарить Владыку за проявленное понимание и откровенные ответы на мои вопросы. И я от всей души желаю ему того же, чего желает он себе сам.

Татьяна Кузнецова

«Новая газета» №8 22 февраля 2012 г.



Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла литературно-музыкальная гостиная «Рождественские истории»
Все фоторепортажи