Имя нашего города

Имя нашего города

С праздником Покрова Божией Матери наших читателей поздравляет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Сегодня с ним мы беседуем об истории нашего города, о его имени и потерянных святынях. Как вернуть русским городам былую красоту и величие, а русским людям — верность своему слову и неравнодушное отношение к судьбе народа и Отечества? На этот вопрос сегодня должен ответить каждый из нас.


— Что значит храм в жизни верующего человека?

— Вы знаете, у верующего человека таких вопросов, как правило, и не возникает. Для него естественно понимать, что храм — это место особого присутствия Бога, Божественной благодати, место собрания, в котором христиане объединяются в Таинствах, и прежде всего в Евхаристии. Иными словами — это место евхаристического собрания верующих людей.

Для верующих людей храм — это святыня, некий внешний символ того внутреннего глубочайшего чувства, которое они испытывают к Богу. В храме, в его внешней красоте находит выражение внутреннее устроение человеческого сердца.

Люди не могут верить абстрактно, им нужно иметь определенное место евхаристического общения, вокруг которого будет развиваться духовная, церковная жизнь. И чем сильнее вера укореняется в селе, в городе, в нашем народе, тем больше появляется храмов.

— В дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы планируется установка Поклонного креста на месте первого храма нашего города. Будет ли храм восстановлен?

— Действительно, это место не только святое, но и историческое. Покровская слобода получила свое наименование от первого деревянного храма, который был впоследствии перестроен в каменный. Он был посвящен празднику Покрова Божией Матери, очень любимому русским народом.

К сожалению, в 30-е годы ХХ века храм был варварски уничтожен. И сегодня в нашем городе, который теперь носит имя немецкого философа-революционера, у людей пропадает историческая память. Поэтому и возникло желание восстановить этот храм (конечно, не в таком виде, в каком он был до революции — это просто невозможно), чтобы оставить в душе наших современников и потомков память о первых временах существования нашего города.

Инициатива исходит от жителей Покровска, есть немало людей, которые имеют желание, чтобы храм занял свое историческое место и напоминал людям и об истории города, и о вере наших отцов. Этот храм должен стать напоминанием всем нам о том, к чему нашему народу нельзя возвратиться — о том страшном поругании собственных святынь, которое произошло в ХХ веке.

— Часто у наших современников возникает вопрос: зачем строить лишние храмы?

— Как правило, люди, которые задают подобные вопросы, не бывают на богослужении. Они заходят в храм свечку поставить в течение дня — в это время действительно людей немного. А когда начинается богослужение, порой многие храмы не могут вместить всех желающих. Если смотреть правде в глаза, за последние десятилетия количество прихожан в наших храмах увеличилось многократно, и поэтому существующих храмов не хватает.

Кроме того, если мы хотим, чтобы в нашем обществе произошли какие-то перемены, то должны совершать реальные шаги. Церковь имеет свою методику, она заключается в нормальном развитии церковной приходской жизни. Храм для верующих людей становится центром, где собирается община. Это некая закваска, с которой начинаются перемены в духовном поиске нашего народа. В храм приходят люди, которые готовы менять свою жизнь.

— До революции Покровск был купеческим городом, а купцы, как известно, отличались неравнодушным отношением к своему городу: радели о строительстве храмов, больниц, приютов. Как Вы думаете, в наше время может возродиться дореволюционное отношение к городу у русских предпринимателей?

— Мне бы очень хотелось в это верить. Такое отношение зависит, прежде всего, от широты души человека, от его воспитания, от его нравственного чувства, от его приверженности своему слову. Сегодня мы слышим расхожее выражение: «Верьте только делам». Мы все привыкли много говорить, намного меньше делаем. А главной особенностью русских купцов, которую отмечали даже иностранцы, было их нерушимое слово, верность взятым на себя обязательствам.

Второй особенностью являлось их неравнодушное отношение к своей улице, к своему городу, к своей стране. Посмотрите, ведь все купеческие особняки красивы не только изнутри, но и снаружи, украшены резьбой по камню, по дереву. Даже водосточные трубы и те украшали. Таким образом купцы не только свой престиж повышали, но и выражали стремление своей души к красоте. Они хотели увековечить свое имя не преступлением, а постройкой какого-то храма, консерватории, больницы, гостиницы. Причем каждое здание становилось настоящим памятником архитектуры. А мы сегодня ленимся благоустроить территорию около собственного дома. Порой можно встретить, что у человека забор покрашен только изнутри, а внешний вид с улицы его не волнует.

Я думаю, возрождение неравнодушного, ответственного отношения в нашем обществе возможно. Сегодня идеи благотворительности больше находят отклик у состоятельных людей. Помощь обездоленным, больным детям рассматривается как закономерная вещь. Сфер для благотворительности много: это помощь и больным людям, и старикам, и Церкви в ее социальной деятельности, в постройке храмов. Это единственная возможность что-то переменить в общественном сознании, в том потребительском духе, который сегодня царствует среди нас.

Когда предприниматель зарабатывает деньги и жертвует их другим людям, это своего рода нелогичный поступок. Однако тот человек, который это делает, через какое-то время начинает ощущать, что его душа оживает. И я видел много людей, которые на собственные средства построили храм, вокруг этого храма появлялись дети, прихожане, начиналось какое-то духовное развитие. И эти люди получали настоящее духовное утешение, которое они ни с чем не могли сравнить и ни на что не хотели уже менять.

Надеюсь, что и в нашем городе, в нашей области меценатство в самом широком смысле этого слова будет возрождаться. Причем это касается не только богатых людей. От человека, не имеющего большого дохода, на самом деле, тоже очень многое зависит.

— Наш город был назван в честь праздника Покрова Божией Матери. Сейчас он носит другое название. Как Вы считаете, какое значение имеет имя для города, села?

— Я думаю, конечно, имеет. Как и для человека, имя многое значит. Часто приходится слышать просьбу покрестить взрослого человека с другим именем. Таким образом человек пытается свою жизнь, те события, которые с ним происходят, увязать со своим именем. И если в жизни все не так, он пытается радикально подойти к этой проблеме и поменять имя.

Это, конечно, очень наивно и неправильно, потому что в жизни все бывает не так просто, но определенная логика в этом просматривается. Понимаете, когда твой город носит имя революционера, как, например, Пугачев, а когда-то он был назван в честь святителя Николая, — разница, как говорится, очевидна. Что касается города Энгельса — выбор между Матерью Божией и немецким философом тоже в пользу первой. И если Матерь Божия для кого-то не авторитет, вряд ли Энгельс значит для него больше.

Нельзя равнодушно относиться к внешним образам, символам. Как можно судить о городе, селе, в котором главные улицы посвящены Ленину, Крупской, Дзержинскому? Ведь умный-то человек начнет размышлять, о ком идет речь, что этот человек сделал. Одно дело, когда мы называем улицу в честь героя, отдавшего собственную жизнь за свою страну, совершившего подвиг или сделавшего научное открытие. А другое дело, когда мы эту улицу называем в честь террориста-бомбиста Каляева. Кто мы, что свои улицы, села и города называем в честь убийц?

— Почему русские так любят праздник Покрова Пресвятой Богородицы? Ведь нигде в мире он не отмечается так, как у нас.

— В России вообще особенное отношение к Матери Божией, к Ее покровительству, защите слабого, обездоленного человека, не имеющего иной поддержки. Я думаю, это связано с тем, что русский человек очень остро ощущает неправду, ложь, бесправие, холодность. И потому ищет высшую правду, небесный покров и заступничество.

— В чем смысл почитания Божией Матери? Ведь сказано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк. 4, 8).

— Мы должны прекрасно понимать, что Божественных почестей, Божественного поклонения мы не воздаем ни Матери Божией, ни святым. Молясь им, мы просим помощи, заступления, но понимаем, что совершается воля Божия. Мы не отнимаем у Бога возможности сказать последнее слово по поводу нас.

Господь ведь праведный Судия, а не только Помощник и Покровитель. Матерь Божия не судит никого, как и святые. Почему мы прибегаем к ним? Потому что они тоже люди, они знают и немощь человеческую, и удобопреклонность ко греху, и боль, и скорбь.

А что касается этих слов Священного Писания, следует отметить, что их нельзя толковать произвольно, вне контекста. Поэтому Церковь советует прибегать к толкованиям Священного Писания, которые могут помочь понять его истинный смысл.

— Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в этот праздник?

— Покрова Матери Божией, который надежно защитит человека от всех напастей и ошибок. Именно поэтому раньше родители вручали своих детей заступничеству Матери Божией, купцы клялись перед Ее иконой. Потому что с Ее истинно материнской любовью ничто не может сравниться.

Еще хотел бы пожелать более глубокого отношения к тому, что происходит вокруг нас, умения замечать то, что стоит за обыденными словами, событиями, поступками. Умения искать глубокие смыслы, в том числе в названиях улиц, городов, тех слов, которые мы произносим друг другу.

Беседовала Марина Шмелева


Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи