На посту!

На посту!

Недавно Саратовская епархия была преобразована в митрополию, а на ее территории созданы три новых церковных епархии – Балашовская, Покровская и Саратовская. Главный редактор «Шмеля» Дмитрий Чернышевский побеседовал с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием и попросил его рассказать читателям о причинах этого разделения, о начавшемся Великом посте и о роли Церкви в воспитании общества.

- Владыка, раньше у нас была епархия Саратовская и Волгоградская, потом – Саратовская и Вольская, теперь – митрополия, а епархий стало три. Зачем это делается?

- Церковь развивается, православная вера распространяется в нашей стране. За последние 20 лет построены новые храмы, открыты новые приходы,  люди ищут Бога, растет количество храмов и священников. Поэтому размеры епархий сокращаются для удобства управления. Правящий архиерей должен лично посещать все вверенные ему храмы, заботится о всех приходах. Епископ – это пастырь Церкви, само слово в переводе с греческого означает «надзиратель», он должен надзирать за соблюдением церковных канонов и заботится о правильной церковной жизни в епархии. Административная реформа в Церкви назрела, появление новых митрополий (Саратовская – одна из них) и выделение новых епархий – отражение этой потребности.

- В Церкви есть какие-то количественные нормы, как у светской власти? В СССР одна область охватывала примерно 3 миллиона жителей (где-то больше, где-то меньше) – в Русской Православной Церкви тоже есть какое-то количество приходов, необходимых для епархии?

- Норм нет, учитываются разные факторы. Покровская епархия охватывает 18 районов Саратовской области – все Заволжье, от Ивантеевки до Ровного и Алгая. Это большая епархия, почти 900 тысяч жителей, но при создании учитывалось не размеры и количество населения – смотрели прежде всего на приходы, на исторические традиции и местные условия. В Покровской епархии 80 приходов. Кафедральными являются города Покровск (Энгельс) и Николаев (Пугачев).

- А Балаково?

- Балаково – важнейший город в епархии, вместе с кафедральными городами – три главные точки внимания, где стараюсь бывать часто, встречаться с прихожанами, с людьми.

- Насколько я заметил, в Балаково мало старых церквей, город в основном молодой, советский, и православные традиции в нем, наверное, не очень развиты?

- Так и в Энгельсе старинных церквей почти нет, все разрушили, в основном все новостроенные. С одной стороны, строить новые храмы часто бывает проще, чем восстанавливать разрушенные и оскверненные.  С другой стороны, нет укорененных православных традиций. В Балаково со всей страны свозили рабочих по оргнабору, народ получился разный, иногда далекий от Церкви. Это проблема многих советских городов. Поэтому для Церкви там – обширное поле для духовной работы.

В Балаково один старинный очень красивый Троицкий храм, построенный архитектором Ф.О. Шехтелем в стиле русского модерна. Я считаю его одним из лучших храмов в Саратовской области. Есть храм в честь Рождества Христова, строятся и еще несколько новых храмов. Мы ведем с городскими властями переговоры о строительстве новых храмов.

- Присутствие церкви в городе облагораживает место. Перед храмом невольно не хочется ругаться, ведешь себя лучше.  Церковь одним видом побуждает человека задумываться не только о земном.

- Святые Отцы говорили, что одно воззрение на духовную книгу возвышает душу. Так и с храмами. Они призывают человека задуматься о душе, о вечном, о совести.

- Говорят, что «Церковь – не в бревнах, а в ребрах». Если православные будут примером для других людей в жизни, то и роль Церкви как организации будет сильнее. Я помню одного из своих саратовских знакомых, в конце 1980-х годов увлеченно занимавшегося в школе № 1 с детишками, привозившего какие-то редкие заграничные пособия, обучающие доски по библейской истории – было страшно интересно не только детям. Есть ли такие энтузиасты в вашей епархии?

- Вы правы, люди воспринимают не столько печатное слово или телевизор, сколько живой пример, и очень важно, чтобы священники были  таким примером для прихожан и всех жителей города или села. Воскресные школы есть в Энгельсе, в Балаково батюшки очень вдумчиво работают с детьми. Но никакая воскресная школа не может тягаться с ТВ, с интернетом и повседневным окружением людей. Нужно чтобы в обычной школе дети могли получить основы знаний о вере в Бога.

– Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в школе, который сейчас вводится? А кто его должен преподавать, чтобы на выходе мы получали не только знания о мировых религиях – но и нравственный результат? Когда разговариваешь с родителями, они хотят, чтобы в школе преподавался нормальный Закон Божий и чтобы его вел священник.

 - Родители есть разные, встречаются и те, кто против преподавания основ религии в школе. Конечно, священник лучше расскажет о Боге и религии, чем светский преподаватель, но надо понимать, что введение светского курса основ религии в средней школе – уже большой шаг в правильном направлении. А для тех детей, которые заинтересуются, захотят больше узнать о вере – в современной школе, как правило, есть возможность встретиться со священником. Директора обычно очень положительно относятся к появлению священнослужителей в школах.

- Светских учителей откуда взять? Я имею некоторое отношение к образованию – их никто не готовил преподавать основы религиоведения, богословский факультет в СГУ только в проекте.

- Кадровый голод есть, кадров мало. Но видимо просто надо начинать делать дело, начинать с себя – и Бог нам поможет.

- В Балаково есть микрорайоны, где ночью ходить опасно. Люди погружены в свои тяжелые повседневные заботы, в бытовую неустроенность, в болезни, нажитые на тяжелом производстве. В обществе много злобы и зависти, от проблем многие бегут в пьянство и наркотики. Вы считаете, Церковь может внести вклад в духовное исправление таких мест?

- Может. Но храмы есть далеко не везде, а телевизор – в каждой  самой глухой деревушке. И когда люди видят эту роскошь, разврат, льющиеся с экранов, когда это подается как единственно правильный образ и цель жизни – в обществе растет зло, обида, классовая ненависть. Православная вера показывает другой мир и другую цель в жизни, она поднимает людей над «злобой дня» и поэтому наша роль важна везде и особенно в тех местах, где больше всего проблем и люди дальше всего от «праздника потребления», показываемого по ТВ.

- Сейчас многие ругают в этом власть.

– В России  власть всегда во всем виновата. Но многие ли понимают, что окажись они на месте правителей, могли бы стать хуже их? Есть такой парадокс в жизни – пока человек не занимает высоких постов и не обременен ответственностью, у него есть время для размышлений о больших вопросах, его кругозор широк. Но когда он у власти – рутина каждодневных забот засасывает его, и несмотря на то, что он лучше видит происходящее, но и сложности, проблемы он тоже видит лучше и не все может изменить.

 - В.В. Путин говорил что он «работал как раб на галерах» - видимо, именно об этом?

– Может быть. В России есть проблема – и это проблема не только власти, но и общества – утрата человеком возможности стратегически мыслить, думать о большем, чем повседневное. Это касается и тех, кто правит, и тех, кто каждый день борется за хлеб насущный. Мало кто может, что-то реально  изменить в общественной жизни. Социальных лифтов нет. Путь наверх закрыт.

- Даже в науке. Боюсь, что современный Михайло Ломоносов, приди он с рыбным обозом из Холмогор, в МГУ вряд ли поступит.

- Вполне возможно, что у него возникли бы сложности. И получается, что у нас мало кто думает о будущем, о вечном, о судьбе, о собственной ответственности перед Богом.

- Каков же выход? «Симфония» - византийская идея о совместной работе духовной и светской власти? В современном изложении – нужны авторитетные люди, нравственные авторитеты в обществе, которые указывали бы и власти, и людям – на  «вечные» вопросы?

–  Нужна ответственность в душе – и чем выше человек поднимается, тем большая. Везде – в бизнесе, в политике, в культуре. Простой вопрос – взять на работу молодую девушку. Директор прежде всего думает – вот она скоро выскочит замуж, родит ребенка и уйдет в декрет. Нет, не возьму! А должно быть не так – надо не только брать, но и еще потом в декрет отправляя – особую премию выплачивать!  И на всех уровнях это делать, чтобы народ наш не вымирал, а преумножался. И так во всех делах.

Жизнь менять надо, начиная с себя. Человек всегда судит по себе. Трое прошли мимо стоящего у церкви мужчины, и каждый подумал о нем по-своему. Первый решил, что стоит разбойник, подельника дожидается. Второй – что мужчина ждет распутную женщину, чтобы с ней согрешить. И лишь третий подумал, что человек просто собирается пойти в церковь. Если мы сами изменимся – то и жизнь вокруг изменится, станет лучше.

- Владыка, сейчас начался Великий пост – что вы посоветуете читателям газеты? Сейчас многие постятся, но не все – правильно. Некоторые считают, что пост – это прежде всего гастрономическое ограничение. Я не ем мяса, не ем скоромного – значит, пощусь.

- А какой смысл отказываться от мяса и молока, не заботясь при этом о душе? Великий пост – это не диета, а духовная работа над собой. Пост – средство изменить свою душу. Жертва, труд наш над собой, когда, отказываясь от некоторых видов пищи, мы показываем свое стремление стать лучше, не грешить, следовать Божьим заповедям. Только когда отказ от пищи помогает человеку стяжать благодать Божью, он  может называться постом, а не диетой. Через пост душа человека умягчается, очищается от грехов. Постится – это значит не только не есть мяса,  но работать над своим сердцем.  Когда мы прощаем обиды, молимся, стараемся не грешить – пост помогает нам измениться, возвыситься, ведь помыслы человека должны быть устремлены к Небу, а не к холодильнику.

Интернет-газета города Балаково "БалаковоМедиа"


Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи