Проповедь в Праздник Торжества Православия

Проповедь в Праздник Торжества Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с воскресным днем. Сегодняшний день наша Церковь именует днем Торжества Православия, именно поэтому такая долгая служба, которая требует от человека больших усилий, внутренней работы. Она дает возможность человеку поразмышлять над такими вопросами: что есть истина? зачем человек живет?

Торжество Православия, праздник, который был установлен первоначально в IV веке после того, как великомученик Феодор Тирон явился епископу Константинопольскому и спас христиан от осквернения идоложертвенной кровью. А в IX веке, когда окончательно была побеждена иконоборческая ересь, в этот день была совершена соборная молитва. И с тех пор Церковь ежегодно воспоминает окончательную победу над всеми еретическими учениями.

Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение, рассказывающее о том, как апостол Филипп нашел Нафанаила и рассказал ему о том, что обрел Мессию, Он из Назарета. Нафанаил, как настоящий правоверный иудей, хорошо знающий Священное Писание, говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46) Филипп предлагает ему пойти и увидеть Мессию самому. И когда Нафанаил с Филиппом подходят, Христос первый заговаривает с Нафанаилом и говорит: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1, 48).

Из Евангелия не очень понятно, почему это вызвало у Нафанаила такое благоговение и восторг, и почему после этих слов он исповедует Христа, Сына Божия. По Преданию, Нафанаил очень долго размышлял о том, что есть истина, где же тот самый Мессия, который обещан Богом израильскому народу, как Он должен придти? Ибо верующий человек знает, что жизнь наша оправдана и осмыслена лишь только тогда, когда она посвящена Богу. И вот, находясь под смоковницей, в полном одиночестве размышляя о судьбах мира, об истине, Нафанаил был услышан Богом. Нафанаил исповедует Христа Богом. «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Ин. 1, 50). Ведь человеку, который обретает Бога, открывается Небо, а самое главное он приобретает великое спокойствие и уверенность, что находится на правильном пути.

Это Евангельское чтение недаром посвящено сегодняшнему дню, ибо Торжество Православия – это торжество истины. И каждому человеку, и всей нашей Церкви очень важно обрести истину, найти смысл жизни. Человек, как правило, в юности задумывается об очень серьезных вопросах: о смысле жизни, о правде и неправде. Но, к сожалению, многие люди доживают до старости и не задаются вопросом: а ради чего я здесь жил? чего добился? Когда мы видим людей несчастных, разочаровавшихся в жизни, как правило, если серьезно и глубоко с ними поговорить, то можно увидеть, что человек не нашел себя в жизни, не нашел то, ради чего стоит жить.

Если человек не находится в поиске, не отвечает на серьезные, глубокие вопросы, то его знания субъективны. А вот тот, кто ищет истину, может претендовать на объективные знания. Действительно, тот человек, который живет просто, как придется, не задумываясь о глубоких вещах, даже имея собственное мнение, на самом деле будет подвергаться бесконечным манипуляциям со стороны иных людей. Мы часто видим, что человек подвержен мнению людей, прессы, подвергается воздействию каких-то слухов и верит кому и чему угодно, но ему кажется, что он абсолютно свободен и самостоятелен. А вот тот человек, который ищет истину и обретает ее, никогда не увлечется лжеучением, какими-то человеческими домыслами. Он устоит перед любыми искушениями, трудностями, потому что в его жизни есть Христос.

Мы наследники этой истины, мы готовы отстаивать ее, готовы ее защищать. Но самое главное, братья и сестры мы должны уметь ценить эту истину.

Молебен, который мы с вами сейчас совершили, или так называемый Чин Торжества Православия – это очень интересное литургическое явление. Во время совершения этого последования протодиакона возглашают анафему тем людям, которые не верят в Бога, не исповедуют Иисуса Христа Сына Божия, не чтут Пресвятую Богородицу, не почитают святые иконы. Церковь констатирует уже случившийся факт – человек, отошедший от Бога, сам себя отлучает и от Церкви. А тем людям, которые обретают истину и защищают ее, Церковь провозглашает вечную память. Среди них и святые равноапостольные князья Владимир и Ольга, которые просветили Русь, царь Константин и царица Елена, которые дали свободу христианам. И церковные руководители, и простые миряне, которые на протяжении многих столетий, даже тысячелетий обретали истину, отстаивали ее, а иногда даже жертвовали своей жизнью ради этой истины.

Для нас очень важно помнить, что православный человек – это человек любящий Бога и Церковь. Это великое, почетное звание. Но для того чтобы что-то любить, это нужно знать. И каждый из нас, дорогие братья и сестры, должен не просто в храм приходить, выстаивать богослужение, а обязательно должен познавать нашу веру, учиться ее догматам, традициям, правилам. И самое главное, как говорят святые отцы, нужно верить не словом, но делом. Все то, что мы вкладываем в свое сердце, мы должны применять в нашей повседневной жизни. Проявлять любовь и смирение к ближним нашим, прощать, помогать, учить детей своих вере.

Мне хотелось бы в этот день, по окончании первой седмицы Великого поста, всем пожелать, чтобы вы любили нашу Церковь, дорожили тем великим даром, который Господь даровал. Чтобы мы всегда шли за Христом, служили Ему, любили Его и старались любить ближних своих.

С праздником, дорогие братья и сестры, еще раз всех вас сердечно поздравляю. Всем вам желаю Великим постом и дальше стараться молиться, трудиться, стяжать благодать и иметь в своем сердце радость и утешение от Господа. Храни всех Господь. Аминь.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

5 марта 2017 г.


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи