Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия после Пассии

Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия после Пассии

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Великим постом вечером каждого воскресного дня мы совершаем великую вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым или, как по-другому называется эта служба, Пассию. Это слово означает страдание. Это своего рода некое подражание службе Великой Пятницы.

На Страстной седмице Церковь воспоминает Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, проповедь Его в Иерусалимском Храме, предательство Иуды, взятие Христа под стражу, Его тяжкие страдания, поношения и Крестную смерть. Все это Церковь как бы рисует перед нашим взором, чтобы каждый человек на Страстной седмице мог пройти Крестным путем, ощутить себя рядом со Крестом Христовым, а самое главное –мог принести покаяние в своих грехах.

Зная особое воздействие на душу человека вообще великопостных, и особо страстных служб, Церковь наша предлагает нам в воскресные вечера окунуться в атмосферу Великой Пятницы. Четыре воскресения подряд совершается служба, на которой мы читаем акафист Страстям Христовым.

Эта служба появилась в католических странах и через Польшу, а потом через Украину пришла на Русь. В Православной Церкви в прямом смысле поклонение Страстям Христовым отсутствует, ибо святые отцы нашей Церкви учат, что молитва православного человека должна быть безобразна. Когда мы молимся перед иконами, очень опасно что-либо представлять, нельзя выдумывать какие-то образы, нельзя рисовать перед собой страшные картины Суда или Страданий Христовых. Молитва православного человека должна быть возвышенной и простой. Человек должен отдавать свое сердце Богу, но ни в коем случае не предаваться, как говорят святые отцы, плотскому мудрованию. На Западе аскетическая традиция развивалась иным путем. Отсюда и многие ошибки, многие страсти, которые посещают людей, идущих этим путем.

В XVII веке, когда к Московскому царству была присоединена Украина, влияние Западной Церкви стало проникать на Русь. Человеку, к сожалению, свойственно увлекаться больше внешней стороной, чем внутренней. И этой внешней стороны в католических богослужениях было намного больше, чем в православных. И православным священникам, архиереям пришлось думать: что делать с этим? Ибо простой народ отправлялся в католические храмы, где красиво пели, опускались на колени, совершали поклонение Страстям Христовым – это было просто, понятно, доступно. И вот Православная Церковь не принимая католического богословия, переняла внешнюю сторону этого богослужения. Был написан акафист Страстям Христовым, который сегодня мы читаем. Потом эта служба стала традиционной для нашей Церкви.

Для православного человека главное увидеть зерно в любом поучении, а тем более в богослужении. И мы должны задуматься: какая мысль должна рождаться в душе православного человека? Православные подвижники говорят о том, что слыша о страданиях Христа, мы должны оплакивать свои грехи. Все мы помним Иерусалимских жен, которых встретил на Своем Крестном пути наш Господь. Они по человеческому рассуждению скорбели о своем Учителе, молились, плакали, а Христос, неся Крест, обратился к ним и сказал: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28). И когда мы слышим о страшных страданиях Господа, мы должны задуматься, что в нашей жизни своими греховными поступками тоже прилагаем руку к этим страданиям. Хотя, наверное, не найдется такого человека, который бы не ужаснулся тем мукам и тому великому подвигу, который Господь наш совершил ради каждого из нас.

Часто люди воспринимают те или иные описания греховных падений древних людей, в том числе иудеев, тех же самых римских солдат, как бы уязвляясь: ну как они так могли? мы бы так никогда не сделали! Но именно в этом и заключается весь ужас, что если бы мы оказались на месте тех людей, то вполне вероятно, что поступили бы также. Ибо мы могли бы это отрицать, если бы в своей повседневной жизни мы не совершали бы греховных поступков, не допускали бы падений, не давали бы страстям овладевать своим сердцем. Но мы ежедневно обижаемся, гневаемся, раздражаемся, уничижаем наших ближних, осуждаем их и совершаем многие-многие неблаговидные поступки, а значит, скорее всего, что если бы на месте ближнего нашего оказался Господь, то мы поступили бы также. Да и в Евангелии очень ярко об этом говорится: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

И вот, дорогие братья и сестры, молясь на Пассии Господу, ужасаясь Его страданиям, Его долготерпению, будем размышлять о своей греховности, будем стараться каяться в своих грехах. Будем приносить Богу покаяние, и подобно дщерям Иерусалимским не будем переживать и плакать о Господе, а будем плакать о своих согрешениях. Ибо ради этого Господь и пришел на землю, ради этого Он и взошел на Крест, чтобы спасти нас, чтобы избавить от этих греховных вожделений и падений.

В службе, которую мы совершаем, дорогие братья и сестры, есть еще одна замечательная мысль, которая в полной мере откроется в Великую Пятницу. В ней говорится о падении иудейского народа, о том, что он, встретив Мессию, не принял Его. И опять-таки кто-то подумает, что Церковь наша осуждает иудейский народ, осуждает евреев, которые отказались от Мессии. Но здесь совсем иное – Церковь говорит, что у Бога есть покаяние каждому, Бог ждет любого грешника. И Христос, изображенный на Кресте с распростертыми дланями, как бы пытается обнять все человечество, Он действительно ищет этой встречи. И для каждого из нас, дорогие братья и сестры, важно сделать первый шаг, тогда сердце получает истинную отраду, утешение.

Я хотел бы, дорогие братья и сестры, всем нам с вами пожелать покаянного чувства, будем стараться посещать подобные сегодняшнему, богослужения, будем молиться на них. И самое главное – будем каяться в своих прегрешениях, в своих страстях и исправляться. Помоги нам в этом всем Господь! Аминь.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

19 марта 2017 г


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи