Проповедь в субботу четвертой седмицы Великого поста

Проповедь в субботу четвертой седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, завершается четвертая седмица Великого поста. Большая часть постного подвига нами уже пройдена. Но когда начинаешь подводить итог пройденному пути, понимаешь, что итога особо и нет никакого. Даже когда человек имеет самые возвышенные намерения, великие стремления, он очень быстро в них охладевает, а иногда даже и разочаровывается и, утеряв благодать, начинает ошибаться, падать. И недаром Церковь наша предлагает нам постное странствие, чтобы каждый христианин мог по-настоящему испытать, что такое труд, что такое подвиг.

В начале поста Церковь не осуждать не постящихся. Действительно, от осуждения или неосуждения напрямую зависит и весь пост, и вся жизнь человека.

Великим постом мы чаще ходим в храм, молимся, поминаем наших почивших сродников – это наша прямая обязанность. И ни какой подвиг не может быть оправдан, если мы забываем о ближних. А ближние – это не только те, кого мы сегодня видим рядом, но и все люди, в том числе почившие, переселившиеся от этой жизни в жизнь вечную.

Сегодня, дорогие братья и сестры, из Евангельского чтения мы слышали, как Христос исцеляет некоего человека, который, видимо, потерял слух и был, как говориться в Евангелии, «гугнив», то есть говорил что-то совершенно невразумительное, а может и вообще был нем. Мы не знаем, что это был за человек, какова была его жизнь. Но человек этот страдал, и Христос его исцеляет. Он начинает слышать и говорить. Дальше он идет и проповедует, хотя Христос как бы запрещает ему, говорит, что не нужно слишком афишировать тот дар, который дал тебе Господь, не нужно трубить на всех углах и улицах о той благодати, которую Господь даровал.

Важно задуматься: а какое отношение этот рассказ имеет к нам? Может быть, и нам стоит научиться слушать, а еще лучше – слышать. Очень часто люди не слышат, что говорят им Бог и другие люди. Все наши подвиги принесут пользу лишь в том случае, когда мы научимся слышать Бога. А чтобы слышать Бога, нужно слушать людей.

Я думаю, что каждому из вас приходилось сталкиваться в жизни с такими ситуациями, когда родители говорят своим детям, дети обращаются к своим учителям, родителям и понимают, что их не слышат. Порой удивляешься, как такое получается: ты все объяснил человеку в деталях, а пошел и сделал все наоборот. И оказывается, что человек понял твое слово по-своему.

Иногда спрашивают, а почему в Евангелие столько притч, столько иносказаний? Господь обращается к нам в притчах именно потому, что каждый человек имеет свой внутренний помысел, свое внутреннее устроение. Мне вспоминается рассказ, как Христос сел с учениками в лодку и переправлялся через Генисаретское озеро и говорит своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской», а ученики размышляют и недоумевают: «А что же Господь говорит нам такое?» Один из апостолов предположил, что Христос говорит это потому, что они не взяли хлеба. (См.: Мф. 16, 6-12). А Спаситель говорил о закваске фарисейской, имел ввиду лицемерие. Дрожжи сквашивают тесто. Вот и в жизни христианина тоже должны быть дрожжи, которые должны заквашивать все тесто жизни. Если нет у человека веры, а лишь только одни внешние благочестивые поступки, слова, если у него есть лицемерие, но нет глубоко смирения, ничего доброго не будет. А апостолы все про хлеб насущный думали.

Также, братья и сестры, в жизни церковной к священнику подходят и спрашивают: «Батюшка, что делать?». Священник отвечает вполне просто. А человек говорит: «Ну, это мне не понятно, вы мне скажите, сколько нужно свечек поставить, сколько воды святой выпить, где какие сорокоусты заказать, вот это мне понятно. А все ваши евангелия, молитвы и прочие-прочие правила трудно объяснимы и тяжки для меня».

Одним словом, дорогие братья и сестры, Христос желает научить нас и дает возможность нам, чтобы мы проникли в Его учение сердцем своим, чтобы мы попытались в своей жизни хотя бы что-то изменить. Мы с вами должны не только слушать, но и слышать, и разбираться: что же Господь хочет от нас? Что же хотят ближние наши? О чем они нас просят? О чем они переживают, страдают? Если будем проявлять такую внимательность и заботу, сердце наше будет наполняться радостью, в жизни будет появляться осмысленность.

Евангельская история начинается со слов святого Иоанна Предтечи и Крестителя, который говорит: «Покайтесь» (Мф. 3, 1-2). И Христос начинает проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Но чтобы покаяться, человек должен отложить в сторону свое видение жизни, свои привычки, тогда он сможет принять Богоучение. Если он услышит, что Господь ему говорит, его жизнь изменится.

Дорогие братья и сестры, постараемся оставшиеся три недели Великого поста провести в таком устроении, чтобы слышанное нами в храме Божием принимали мы в свое сердце, чтобы мы действовали в соответствии с тем, что Господь ждет от нас. Будем прислушиваться и к тому, что говорит священник в проповеди, на исповеди. Да, безусловно, мы не всегда можем все это исполнить, но услышать батюшку, услышать святых отцов, которые обращаются к нам со страниц духовной литературы, мы должны. Иначе жизнь наша пройдет даром, впустую.

Дорогие братья и сестры, желаю вам вот этого качества, этого духовного устроения. Старайтесь подвизаться, молиться, исправлять себя и слушайте внимательно, то, что говорит нам Господь, Церковь. Сердечно всех вас поздравляю с праздником, желаю всем помощи Божией. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий


Храм во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское.

25.03.2017 г.




Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи