Проповедь в субботу четвертой седмицы Великого поста

Проповедь в субботу четвертой седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, завершается четвертая седмица Великого поста. Большая часть постного подвига нами уже пройдена. Но когда начинаешь подводить итог пройденному пути, понимаешь, что итога особо и нет никакого. Даже когда человек имеет самые возвышенные намерения, великие стремления, он очень быстро в них охладевает, а иногда даже и разочаровывается и, утеряв благодать, начинает ошибаться, падать. И недаром Церковь наша предлагает нам постное странствие, чтобы каждый христианин мог по-настоящему испытать, что такое труд, что такое подвиг.

В начале поста Церковь не осуждать не постящихся. Действительно, от осуждения или неосуждения напрямую зависит и весь пост, и вся жизнь человека.

Великим постом мы чаще ходим в храм, молимся, поминаем наших почивших сродников – это наша прямая обязанность. И ни какой подвиг не может быть оправдан, если мы забываем о ближних. А ближние – это не только те, кого мы сегодня видим рядом, но и все люди, в том числе почившие, переселившиеся от этой жизни в жизнь вечную.

Сегодня, дорогие братья и сестры, из Евангельского чтения мы слышали, как Христос исцеляет некоего человека, который, видимо, потерял слух и был, как говориться в Евангелии, «гугнив», то есть говорил что-то совершенно невразумительное, а может и вообще был нем. Мы не знаем, что это был за человек, какова была его жизнь. Но человек этот страдал, и Христос его исцеляет. Он начинает слышать и говорить. Дальше он идет и проповедует, хотя Христос как бы запрещает ему, говорит, что не нужно слишком афишировать тот дар, который дал тебе Господь, не нужно трубить на всех углах и улицах о той благодати, которую Господь даровал.

Важно задуматься: а какое отношение этот рассказ имеет к нам? Может быть, и нам стоит научиться слушать, а еще лучше – слышать. Очень часто люди не слышат, что говорят им Бог и другие люди. Все наши подвиги принесут пользу лишь в том случае, когда мы научимся слышать Бога. А чтобы слышать Бога, нужно слушать людей.

Я думаю, что каждому из вас приходилось сталкиваться в жизни с такими ситуациями, когда родители говорят своим детям, дети обращаются к своим учителям, родителям и понимают, что их не слышат. Порой удивляешься, как такое получается: ты все объяснил человеку в деталях, а пошел и сделал все наоборот. И оказывается, что человек понял твое слово по-своему.

Иногда спрашивают, а почему в Евангелие столько притч, столько иносказаний? Господь обращается к нам в притчах именно потому, что каждый человек имеет свой внутренний помысел, свое внутреннее устроение. Мне вспоминается рассказ, как Христос сел с учениками в лодку и переправлялся через Генисаретское озеро и говорит своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской», а ученики размышляют и недоумевают: «А что же Господь говорит нам такое?» Один из апостолов предположил, что Христос говорит это потому, что они не взяли хлеба. (См.: Мф. 16, 6-12). А Спаситель говорил о закваске фарисейской, имел ввиду лицемерие. Дрожжи сквашивают тесто. Вот и в жизни христианина тоже должны быть дрожжи, которые должны заквашивать все тесто жизни. Если нет у человека веры, а лишь только одни внешние благочестивые поступки, слова, если у него есть лицемерие, но нет глубоко смирения, ничего доброго не будет. А апостолы все про хлеб насущный думали.

Также, братья и сестры, в жизни церковной к священнику подходят и спрашивают: «Батюшка, что делать?». Священник отвечает вполне просто. А человек говорит: «Ну, это мне не понятно, вы мне скажите, сколько нужно свечек поставить, сколько воды святой выпить, где какие сорокоусты заказать, вот это мне понятно. А все ваши евангелия, молитвы и прочие-прочие правила трудно объяснимы и тяжки для меня».

Одним словом, дорогие братья и сестры, Христос желает научить нас и дает возможность нам, чтобы мы проникли в Его учение сердцем своим, чтобы мы попытались в своей жизни хотя бы что-то изменить. Мы с вами должны не только слушать, но и слышать, и разбираться: что же Господь хочет от нас? Что же хотят ближние наши? О чем они нас просят? О чем они переживают, страдают? Если будем проявлять такую внимательность и заботу, сердце наше будет наполняться радостью, в жизни будет появляться осмысленность.

Евангельская история начинается со слов святого Иоанна Предтечи и Крестителя, который говорит: «Покайтесь» (Мф. 3, 1-2). И Христос начинает проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4, 17). Но чтобы покаяться, человек должен отложить в сторону свое видение жизни, свои привычки, тогда он сможет принять Богоучение. Если он услышит, что Господь ему говорит, его жизнь изменится.

Дорогие братья и сестры, постараемся оставшиеся три недели Великого поста провести в таком устроении, чтобы слышанное нами в храме Божием принимали мы в свое сердце, чтобы мы действовали в соответствии с тем, что Господь ждет от нас. Будем прислушиваться и к тому, что говорит священник в проповеди, на исповеди. Да, безусловно, мы не всегда можем все это исполнить, но услышать батюшку, услышать святых отцов, которые обращаются к нам со страниц духовной литературы, мы должны. Иначе жизнь наша пройдет даром, впустую.

Дорогие братья и сестры, желаю вам вот этого качества, этого духовного устроения. Старайтесь подвизаться, молиться, исправлять себя и слушайте внимательно, то, что говорит нам Господь, Церковь. Сердечно всех вас поздравляю с праздником, желаю всем помощи Божией. Аминь.

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий


Храм во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское.

25.03.2017 г.




Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи