Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В завтрашний день Церковь воспоминает событие, которое называется Входом Господним в Иерусалим. В русской традиции этот день еще именуется Вербным воскресеньем. После воскрешения Лазаря Христос совершает торжественный вход во святой град, добровольно отправляясь на страдания. И люди – сотни, может быть даже и тысячи – выходят Его встретить, потому что помнили воскрешение Лазаря.

Христос, увидев Иерусалим, прослезился, предсказывая его скорое разрушение. Слезы Христа и радость кричащей толпы соединены в этом празднике. И до сегодняшнего дня этот праздник вызывает в наших сердцах очень смешанные чувства. С одной стороны радость – мы подобно людям, встречающим Христа в Иерусалиме, поднимаем в своих руках ветви вайи, вербные ветви и также восклицаем: «Осанна!», прославляя грядущего Господа, благодарим Его за милость, оказанную нам. Но Христос знает, что те, кто кричал: «Осанна!» через несколько дней закричат: «Распни!». Во все времена в человеке борются эти два чувства. С одной стороны мы рады и восклицаем: «Осанна!», с другой стороны, при первой же опасности, искушении, если не кричим: «Распни!», то, по крайней мере, молчим. Вся человеческая жизнь проходит между двумя этими возгласами.

Евангелист говорит о том, что Христа встречало очень много детей. Дети не понимают многих вещей. Ребенку невозможно объяснить историю Церкви, какие-то глубокие богословские мысли пока еще трудны для его понимания. Ребенок не знает ни правил, ни канонов, он просто сердцем ощущает благодать, которая исходит от Господа. Взрослые, как правило, утрачивают это качество. И Господь, указывая народу на детей, говорит, что именно таковых есть Царствие Небесное.

Сердцем надо встречать Господа, вкладывать в этот возглас: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!» всю свою любовь, все свое чувство. Но когда придут испытания, трудности, нужно найти в себе мужество и остаться со Христом до конца, не поддаться искушению оставить Его. Не поддаться искушению, когда мы слышим какие-то обвинения в адрес Бога, Церкви, ближних наших. Нужно устоять в своей вере. Ведь часто, братья и сестры, люди искушаются обстоятельствами: что-то услышали, подумали и отступают от Христа, отступают от Церкви.

Найдем в себе силы и мужество не только сегодня прославить Господа, но и войти с ним вместе в Страстную седмицу. Проведем эти несколько дней в молитве покаяния, у Креста Христова. Будем стараться посещать на этой неделе как можно чаще храм, бывать на Литургиях Преждеосвященных Даров и вечернем богослужении.

Страстная седмица – это удивительное время. Молитвы, песнопения, каноны, которые звучат в эти дни в храме, содержат удивительные мысли. Сердце не может не растаять от слышанного – Бог, Творец Вселенной, уничижает Себя до состояния рабского.

В первые три дня Страстной седмицы на вечерних богослужениях читают особые каноны, синаксари, поются песнопения: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», «Се Жених грядет в полунощи…». Это возвышенные образцы литургического творчества, которые наша Церковь сохранила за многие столетия.

В Великий Четверг, как все мы хорошо знаем, день Тайной Вечери. С утра совершается Божественная литургия Василия Великого, на которой, по традиции, все христиане причащаются Святых Христовых Таин. По окончании Литургии, в кафедральном соборе совершается Чин умовения ног.

Вечером в четверг совершается утреня Великого Пятка. На этом богослужении читаются двенадцать Страстных Евангелий, поются Страстные антифоны. Это богослужение также обязательно посетить.

В Великую Пятницу, ради крестных страданий Христа, Литургия не совершается. Утром в храмах служат Царские часы. Около двух часов дня совершается вечерня с выносом Плащаницы. А в пятницу вечером – утреня Великой субботы. Совершается погребение Плащаницы.

В Великую Субботу с утра служится Литургия Василия Великого, на которой также все христиане причащаются. Это особый день – суббота тишины и покоя, ибо Христос пребывает во гробе, а мы молимся и с благоговением созерцаем великое таинство – Христос лежит во гробе.

Вечером в субботу привычного нам богослужения уже нет. Незадолго до полуночи начинается полунощница. А ровно в двенадцать часов ночи начинается утреня с Пасхального крестного хода.

Предстоящая седмица молитвенно насыщенна, на этой седмице самый строгий пост. Конечно, в наших сердцах не только скорбь, печаль и молитва, но и ожидание радости. Помните, дорогие братья и сестры, что истинный праздник можно ощутить не только приготовив пасху, кулич, покрасив яйца или убравшись в квартире, но, прежде всего, помолившись в храме, приложившись к Плащанице, послушав двенадцать Страстных Евангелий. Тогда сердце наполняется настоящими, глубокими чувствами, тогда человек как бы сам проживает эти дни, сострадая Христу. Прошу вас, дорогие братья и сестры, отнестись серьезно к богослужениям этой седмицы, постараться выбрать время и прийти в храм.

Сердечно вас всех поздравляю, желаю всем помощи Божией! Аминь.


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

08 апреля 2017 г.


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи