Проповедь в канун Недели 2-ой по Пасхе (Фомино воскресение)

Проповедь в канун Недели 2-ой по Пасхе (Фомино воскресение)

Христос Воскресе!

С праздником, дорогие братья и сестры! Через неделю после Пасхи Церковь отмечает память апостола Фомы, которого в нашем народе называют «Фома неверующий».

Ученики страха ради иудейского были собраны в горнице, где пребывали в молитве. Им является Господь, но в это время апостола Фомы нет рядом. Он оказался вне этого чуда, и когда ему стали рассказывать, ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу персты руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Через некоторое время ученики снова были собраны вместе, и Фома уже был с ними. Христос снова является и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, конечно, понимает смысл этого уверения. Господь открывается человеку, пытается его наставить на истинный путь. Кто-то может подумать, что апостол Фома хуже других учеников, раз проявляет такое непослушание, неверие. Но я думаю, что Господь в лице этого апостола пытается победить неверие в каждом человеке. Другие ученики ведь тоже сомневались, также переживали, также проявляли малодушие.

Апостол Фома отличался и глубокой верой, и любовью ко Христу. Если мы вспомним, за некоторое время до Пасхи, когда пришло известие из Вифании, что умер друг Христа, праведный Лазарь, Господь некоторое время медлит, остается на месте. И только потом говорит ученикам, что надо идти и возбудить Лазаря. Многие из учеников говорят: «Господи, как Ты собираешься идти в Иудею, если иудеи искали убить Тебя, искали Твоей смерти? Тебя, вполне вероятно, ждет опасность». Но Христос говорит, что это сделать необходимо. И вот тогда, один из не многих, апостол Фома говорит: «Пойдемте и мы умрем вместе с Ним» (Ин. 11, 16). Он проявляет доверие к Господу, он готов ради Него идти и на смерть, и на испытания, он по-настоящему любит своего Учителя.

Да, как и многие другие, испугавшись преследования, ареста и пыток, может быть и самой смерти, он оставляет Христа в Гефсиманском саду. Но я думаю, что его сердце было исполнено печалью, он переживал, молился и верил во Христа. И когда приходит известие о Воскресении Господнем, он не малодушествует, а боится ошибиться – это доброе неверие. Боится того, что Христос не по-настоящему Воскрес, и тогда его снова ждет разочарование, тяжкая скорбь. И вот, когда он увидел Христа, говорит: «Господи, дай мне удостовериться! Дай мне прикоснуться к Тебе и понять, что это Ты! Для меня это жизненный выбор, для меня это очень и очень важно!» И Господь позволяет своему ученику это сделать.

Каждый из нас в своем сердце может увидеть, почувствовать вот эти нотки неверия, малодушия, которое так часто проявляются в нашей жизни. Ибо если бы их не было, мы не грешили бы, не отступали бы от Бога. Но Господь говорит, когда уверяет Своего ученика: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). И вот эти слова уже напрямую относятся к нам.

Мы не видим Христа воочию, но Господь говорит, что мы блаженны, если доверяем Богу, если доверяем своему сердцу, если готовы пойти за Христом и попытаться быть верными Ему на жизненном пути.

Дорогие братья и сестры, сегодня совершая память апостола Фомы, будем молиться, чтобы Господь дал нам настоящую веру. Ибо истинная вера не от человека, она от Господа. Будем стараться доверять Богу, слушаться Его, исполнять Его заповеди. И тогда хотя бы отчасти станем наследниками той радости, которая посетила апостолов, и прославим Господа вместе с ними. Христос Воскресе!


+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

22 апреля 2017 г.


Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи