Здесь Родины моей начало

Здесь Родины моей начало

Скажите, всё ли вы знаете о своем старинном городе или селе? Как раньше называлась та или иная улица? Где и какие храмы были расположены в начале ХХ века? Знать историю православных храмов и святынь, историю своего города, в котором живешь, – такую задачу поставили в Покровском епархиальном образовательном центре и среди многочисленных дисциплин ввели курс по православному краеведению для воспитанников воскресных школ. Но как возродить интерес к местной истории, как рассказать детям о духовной культуре своего народа, привить уважение к его прошлому, любовь к своей малой Родине? На эту тему мы беседуем с главным хранителем Энгельсского краеведческого музея и преподавателем центра Еленой Николаевной Плаховой.

Я держу в руках рабочую тетрадь по православному краеведению для учащихся воскресных и общеобразовательных школ по курсу ОРКСЭ. На обложке — фотография первой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенной на берегу Волги в 1781 году. Храм, именем которого была наречена слобода, простоял сто пятьдесят лет и в 1931 году был разрушен…

А спустя 85 лет, в 2016 году, на этом месте был возведен новый храм – Покрова Пресвятой Богородицы на Волге. В настоящее время в храме совершаются богослужения, и прихожане, как и столетие назад, снова спешат под Покров Богородицы. И кто знает, если бы не сохранились исторические факты из жизни Покровской слободы, сиял бы куполами новый храм?

«Видите, насколько важно не только изучать историю своего города, края, но и сохранять ее, передавать будущим поколениям», – говорит Е.Н. Плахова. Второй год она ведет занятия по православному краеведению для слушателей центра и на курсах повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Увлеченный своим делом человек, Елена Николаевна постоянно ищет неизвестные доселе факты, что бесценно для истории. Она убеждена, что изучение прошлого, культуры предков, воспитывает душу ребенка и любовь к своей малой Родине, влияет на его чувство собственного достоинства и ответственности за судьбу своего Отечества. Но если краеведение – это знание своей Родины и приобщение к ее истории, то православное краеведение – это еще и приобщение к святыням родного края.

«Занятия по православному краеведению способствуют формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям. Без этого человек не может правильно реагировать на многие процессы, которые происходят и внутри него, и вовне», – делает вывод наша собеседница и доказывает это собственным примером. «В моей семье всегда почиталась православная вера. Прабабушка моя была очень благочестивым человеком, она соблюдала все посты. Мама рассказывала, что на Пасху она всегда пекла куличи, а последним поездом добиралась из деревеньки Свищёвка (Ртищевский район Саратовской области.– Прим. авт.) в Ртищево, чтобы попасть на пасхальную службу», – рассказывает она.

А еще хорошо помнит, как маленькой вместе с родителями была в старом храме в Свищёвке, где крестилась и венчалась ее бабушка. Высокие своды, стертые временем фрески произвели на маленькую Лену неизгладимое впечатление. Храм, как и многие святыни в 30-е годы прошлого столетия, был разрушен. Однако до сих пор в их семье хранится бумажная икона святителя Николая Чудотворца, которую бабушка накануне этого трагического момента по благословению священника забрала из деревенского храма. Спустя годы, уже работая в музее, Елена Николаевна узнает, что храм был посвящен Архангелу Михаилу. Сегодня этот храм благодаря Божией помощи и неравнодушным людям восстанавливается.

Зароненное когда-то в детскую душу зерно веры и благоговения дало свои ростки позже. Воцерковляться Елена Николаевна начала уже довольно взрослой: сначала просто пришла на службу, затем на Причастие… Так и ведут нас неисповедимые тропинки Божии, которые стелются под наши ноги промыслительно, милостиво, мудро…

Сегодня в своей краеведческой работе Елена Николаевна Плахова видит важный интерес – к православной истории Покровской епархии.

– Вы активно занимаетесь изучением этой темы. Как возникла потребность в этом?

– Появилось желание о сохранившихся только по документам храмах и отдельных памятниках истории и культуры узнать чуть больше, чем было написано о них в книге известного краеведа К.И. Шкоды и в сборниках архивиста Е.М. Ериной. Затем, сотрудничая с Покровской епархией, мы оформили несколько выставок. А после меня пригласили вести курс по православному краеведению.

Поначалу я думала, что материала будет мало, ведь главная беда 20-х годов прошлого века – практически полное уничтожение всех церковных архивов. Но, чем больше узнаешь об истории храмов на территории нашей епархии, тем отчетливее становится понимание, что это кладезь интересных тем. К сожалению, много пробелов в истории отдельных приходов, ярких событий в церковной жизни, биографий деятелей Церкви, подвижников веры и благочестия. И если мы не будем восполнять эти белые пятна, наша история будет безлична.

– А что такое история нашей малой Родины по сравнению со столицей или маленький храм по сравнению с Троице-Сергиевой Лаврой? Первое – это такие маленькие крупицы…

– Человек, не знающий о святынях своего края, местности, не испытывающий к ним любви, благоговения, может спасовать в трудные моменты своей жизни: он как бы лишает себя некой духовной защиты и опоры. За свои святыни нужно стоять. В былые времена люди стояли за свои храмы, даже жизнь отдавали. И согласитесь, трудно сравнить жизнь преподобноисповедника Гавриила Мелекесского – диакона, а затем и иерея Свято-Троицкой церкви г. Покровска в 1921-1922 годах и преподобного Сергия Радонежского. Они жили в разных условиях, но оба поступали так, что их потом канонизировали, и мы почитаем их одинаково. Просто один более известен, так как больше о нем сохранилось сведений, а о другом мало. Это еще раз говорит о том, как важно изучать местную историю.

– Какие открытия Вы для себя сделали в процессе работы?

– Занимаясь историей новомучеников, открываю новые фамилии священников, которые служили в наших храмах. Например, протоиерея Иакова Борищева, настоятеля храма в честь Вознесения Господня. Этот храм был разрушен в 1941 году, а батюшку расстреляли в 1938-м. Об этом я прочитала в опубликованных его дочерью воспоминаниях.

– Ваши наработки по православному краеведению стали материалом для рабочей тетради для воспитанников воскресных школ.

– Да, православное краеведение – это новый учебный курс. С помощью такого небольшого пособия мы рассказываем детям обо всем, что касается Покровской слободы, то есть о ее истории, истории храмов, культуре, меценатах, человеческих судьбах. Все документы, фотографии, факты, содержащиеся в рабочей тетради, хранятся в нашем краеведческом музее, Государственном историческом архиве немцев Поволжья. Мы постарались дополнить тетрадь творческими заданиями, дидактическими материалами, чтобы ребятам было интересно.

Увы, не вся информация вошла в тетрадь, объем которой ограничен. Например, можно добавить еще православные традиции прошлого века, связанные с празднованием Рождества Христова. Так, в Покровской слободе накануне этого праздника готовили кутью, и дети несли ее крестным, затем бабушкам и дедушкам, пели специальные песни. А еще гимназисты ставили спектакли для благотворителей храмов. Поэтому тетрадь – это как основа, на которую можно нанизывать новые и новые темы.

– Как бы Вы посоветовали педагогам воскресных школ подойти к изучению православного краеведения?

– Мне хотелось бы, чтобы они не останавливались только на рабочей тетради. Они могут дополнять уроки, проводить с ребятами пешеходные экскурсии по местам, где были храмы. Ведь детям интересно изучать нашу местную историю, когда они видят вокруг себя свидетельства о ней, а не только читают в тетради. Практического материла очень много.

Ученики вместе с педагогом могут сами провести краеведческие исследования, заняться топонимикой, вести летопись какого-то храма, прихода, в который они ходят. Ведь в каждом храме происходят события – они реконструируются, меняются, строятся и т. д. Современная история создается сейчас, и она не менее интересна. Представьте себе, как ценны будут лет через сто эти сведения.

– Знаю, что люди активно включаются в этот процесс и помогают Вам.

– Да, онлайн-курсы и курсы повышения квалификации по православному краеведению для педагогов воскресных школ благочиний Покровской епархии показали, что тема обширна. Педагоги дополняли имеющийся материал, писали рефераты. Мы в свою очередь готовы тоже помочь всем необходимым, чтобы уроки были для детей и полезны, и интересны. Я думаю, что впереди – продолжение начатой работы по православному краеведению.

– Конечно, ведь Покровская епархия состоит из 18 районов. Довольно большая территория, много храмов, и каждый имеет свою историю. Глядишь, через несколько лет при таком взаимодействии получится издать книгу или учебник по истории храмов нашей епархии.

– Идея хорошая, это будет весомый результат нашего труда. Конечно, потребуется время и заинтересованные люди, чтобы все собрать воедино. Но мы должны стремиться сберечь память о прошлом для будущих поколений и по возможности быть активными людьми, а не сторонними наблюдателями происходящего. И тогда все получится!

Беседовала Людмила Питайчук


Педагогам и ученикам:

Если вас заинтересовала учебно-методическая тетрадь по православному краеведению, обращайтесь в Покровский епархиальный образовательный центр. Тел.: 8 987 302 99 17.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 июля 2017 г. 11 июля ст.ст. понедельник. Седмица 8-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Ольга равноапостольная
Ольга равноапостольная

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Совершается служба на шестьРавноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены (969). Обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III-IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается полиелейная служба сщмч. Илариона, архиеп. Верейского, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и священномученика: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6). Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. "Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: "знамение не дастся. . . только знамение Ионы пророка". И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: "явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные. . . " (Мф. 24, 30).

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи