Здесь Родины моей начало

Здесь Родины моей начало

Скажите, всё ли вы знаете о своем старинном городе или селе? Как раньше называлась та или иная улица? Где и какие храмы были расположены в начале ХХ века? Знать историю православных храмов и святынь, историю своего города, в котором живешь, – такую задачу поставили в Покровском епархиальном образовательном центре и среди многочисленных дисциплин ввели курс по православному краеведению для воспитанников воскресных школ. Но как возродить интерес к местной истории, как рассказать детям о духовной культуре своего народа, привить уважение к его прошлому, любовь к своей малой Родине? На эту тему мы беседуем с главным хранителем Энгельсского краеведческого музея и преподавателем центра Еленой Николаевной Плаховой.

Я держу в руках рабочую тетрадь по православному краеведению для учащихся воскресных и общеобразовательных школ по курсу ОРКСЭ. На обложке — фотография первой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенной на берегу Волги в 1781 году. Храм, именем которого была наречена слобода, простоял сто пятьдесят лет и в 1931 году был разрушен…

А спустя 85 лет, в 2016 году, на этом месте был возведен новый храм – Покрова Пресвятой Богородицы на Волге. В настоящее время в храме совершаются богослужения, и прихожане, как и столетие назад, снова спешат под Покров Богородицы. И кто знает, если бы не сохранились исторические факты из жизни Покровской слободы, сиял бы куполами новый храм?

«Видите, насколько важно не только изучать историю своего города, края, но и сохранять ее, передавать будущим поколениям», – говорит Е.Н. Плахова. Второй год она ведет занятия по православному краеведению для слушателей центра и на курсах повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Увлеченный своим делом человек, Елена Николаевна постоянно ищет неизвестные доселе факты, что бесценно для истории. Она убеждена, что изучение прошлого, культуры предков, воспитывает душу ребенка и любовь к своей малой Родине, влияет на его чувство собственного достоинства и ответственности за судьбу своего Отечества. Но если краеведение – это знание своей Родины и приобщение к ее истории, то православное краеведение – это еще и приобщение к святыням родного края.

«Занятия по православному краеведению способствуют формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям. Без этого человек не может правильно реагировать на многие процессы, которые происходят и внутри него, и вовне», – делает вывод наша собеседница и доказывает это собственным примером. «В моей семье всегда почиталась православная вера. Прабабушка моя была очень благочестивым человеком, она соблюдала все посты. Мама рассказывала, что на Пасху она всегда пекла куличи, а последним поездом добиралась из деревеньки Свищёвка (Ртищевский район Саратовской области.– Прим. авт.) в Ртищево, чтобы попасть на пасхальную службу», – рассказывает она.

А еще хорошо помнит, как маленькой вместе с родителями была в старом храме в Свищёвке, где крестилась и венчалась ее бабушка. Высокие своды, стертые временем фрески произвели на маленькую Лену неизгладимое впечатление. Храм, как и многие святыни в 30-е годы прошлого столетия, был разрушен. Однако до сих пор в их семье хранится бумажная икона святителя Николая Чудотворца, которую бабушка накануне этого трагического момента по благословению священника забрала из деревенского храма. Спустя годы, уже работая в музее, Елена Николаевна узнает, что храм был посвящен Архангелу Михаилу. Сегодня этот храм благодаря Божией помощи и неравнодушным людям восстанавливается.

Зароненное когда-то в детскую душу зерно веры и благоговения дало свои ростки позже. Воцерковляться Елена Николаевна начала уже довольно взрослой: сначала просто пришла на службу, затем на Причастие… Так и ведут нас неисповедимые тропинки Божии, которые стелются под наши ноги промыслительно, милостиво, мудро…

Сегодня в своей краеведческой работе Елена Николаевна Плахова видит важный интерес – к православной истории Покровской епархии.

– Вы активно занимаетесь изучением этой темы. Как возникла потребность в этом?

– Появилось желание о сохранившихся только по документам храмах и отдельных памятниках истории и культуры узнать чуть больше, чем было написано о них в книге известного краеведа К.И. Шкоды и в сборниках архивиста Е.М. Ериной. Затем, сотрудничая с Покровской епархией, мы оформили несколько выставок. А после меня пригласили вести курс по православному краеведению.

Поначалу я думала, что материала будет мало, ведь главная беда 20-х годов прошлого века – практически полное уничтожение всех церковных архивов. Но, чем больше узнаешь об истории храмов на территории нашей епархии, тем отчетливее становится понимание, что это кладезь интересных тем. К сожалению, много пробелов в истории отдельных приходов, ярких событий в церковной жизни, биографий деятелей Церкви, подвижников веры и благочестия. И если мы не будем восполнять эти белые пятна, наша история будет безлична.

– А что такое история нашей малой Родины по сравнению со столицей или маленький храм по сравнению с Троице-Сергиевой Лаврой? Первое – это такие маленькие крупицы…

– Человек, не знающий о святынях своего края, местности, не испытывающий к ним любви, благоговения, может спасовать в трудные моменты своей жизни: он как бы лишает себя некой духовной защиты и опоры. За свои святыни нужно стоять. В былые времена люди стояли за свои храмы, даже жизнь отдавали. И согласитесь, трудно сравнить жизнь преподобноисповедника Гавриила Мелекесского – диакона, а затем и иерея Свято-Троицкой церкви г. Покровска в 1921-1922 годах и преподобного Сергия Радонежского. Они жили в разных условиях, но оба поступали так, что их потом канонизировали, и мы почитаем их одинаково. Просто один более известен, так как больше о нем сохранилось сведений, а о другом мало. Это еще раз говорит о том, как важно изучать местную историю.

– Какие открытия Вы для себя сделали в процессе работы?

– Занимаясь историей новомучеников, открываю новые фамилии священников, которые служили в наших храмах. Например, протоиерея Иакова Борищева, настоятеля храма в честь Вознесения Господня. Этот храм был разрушен в 1941 году, а батюшку расстреляли в 1938-м. Об этом я прочитала в опубликованных его дочерью воспоминаниях.

– Ваши наработки по православному краеведению стали материалом для рабочей тетради для воспитанников воскресных школ.

– Да, православное краеведение – это новый учебный курс. С помощью такого небольшого пособия мы рассказываем детям обо всем, что касается Покровской слободы, то есть о ее истории, истории храмов, культуре, меценатах, человеческих судьбах. Все документы, фотографии, факты, содержащиеся в рабочей тетради, хранятся в нашем краеведческом музее, Государственном историческом архиве немцев Поволжья. Мы постарались дополнить тетрадь творческими заданиями, дидактическими материалами, чтобы ребятам было интересно.

Увы, не вся информация вошла в тетрадь, объем которой ограничен. Например, можно добавить еще православные традиции прошлого века, связанные с празднованием Рождества Христова. Так, в Покровской слободе накануне этого праздника готовили кутью, и дети несли ее крестным, затем бабушкам и дедушкам, пели специальные песни. А еще гимназисты ставили спектакли для благотворителей храмов. Поэтому тетрадь – это как основа, на которую можно нанизывать новые и новые темы.

– Как бы Вы посоветовали педагогам воскресных школ подойти к изучению православного краеведения?

– Мне хотелось бы, чтобы они не останавливались только на рабочей тетради. Они могут дополнять уроки, проводить с ребятами пешеходные экскурсии по местам, где были храмы. Ведь детям интересно изучать нашу местную историю, когда они видят вокруг себя свидетельства о ней, а не только читают в тетради. Практического материла очень много.

Ученики вместе с педагогом могут сами провести краеведческие исследования, заняться топонимикой, вести летопись какого-то храма, прихода, в который они ходят. Ведь в каждом храме происходят события – они реконструируются, меняются, строятся и т. д. Современная история создается сейчас, и она не менее интересна. Представьте себе, как ценны будут лет через сто эти сведения.

– Знаю, что люди активно включаются в этот процесс и помогают Вам.

– Да, онлайн-курсы и курсы повышения квалификации по православному краеведению для педагогов воскресных школ благочиний Покровской епархии показали, что тема обширна. Педагоги дополняли имеющийся материал, писали рефераты. Мы в свою очередь готовы тоже помочь всем необходимым, чтобы уроки были для детей и полезны, и интересны. Я думаю, что впереди – продолжение начатой работы по православному краеведению.

– Конечно, ведь Покровская епархия состоит из 18 районов. Довольно большая территория, много храмов, и каждый имеет свою историю. Глядишь, через несколько лет при таком взаимодействии получится издать книгу или учебник по истории храмов нашей епархии.

– Идея хорошая, это будет весомый результат нашего труда. Конечно, потребуется время и заинтересованные люди, чтобы все собрать воедино. Но мы должны стремиться сберечь память о прошлом для будущих поколений и по возможности быть активными людьми, а не сторонними наблюдателями происходящего. И тогда все получится!

Беседовала Людмила Питайчук


Педагогам и ученикам:

Если вас заинтересовала учебно-методическая тетрадь по православному краеведению, обращайтесь в Покровский епархиальный образовательный центр. Тел.: 8 987 302 99 17.


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи