«Сказ о Петре и Февронии». Послесловие

«Сказ о Петре и Февронии». Послесловие

«Этот мультфильм… плохого впечатления не оставит. Научит ли он тому, что такое любовь, семья и верность? Сложно сказать. Но он точно расскажет интересную историю, о которой, возможно,  захочется узнать чуть больше», – прочитала я в одном из отзывов, после того как 8 июля вернулась из кинотеатра. А ведь и правда – хорош мультфильм или плох, каждый судит об этом по-своему. Но, безусловно, хорошо, когда после его просмотра хочется узнать о чем-то больше. И когда он предлагает темы для серьезных разговоров.

Семь лет творческого поиска

Первое, о чем захотелось узнать – как был создан этот полнометражный мультфильм и кто его создатели. Кажется, такая простая вещь – мультик! Но с большим удивлением я узнала, что его снимали на протяжении семи (!) лет при поддержке Фонда социально-культурных инициатив, а также администрации Владимирской области и округа Муром.

Сценарий Юрий Кулаков и Юрий Рязанов писали вместе. С 2010 года они изучали древние источники, чтобы с максимальной точностью восстановить костюмы, архитектуру и настроение времени, в котором развивается сюжет. За это время создатели фильма несколько раз посещали Муром, где в Свято-Троицком женском монастыре покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

В мультфильме использовано минимальное количество компьютерной графики. Художники на протяжении долгого времени работали в мастерской, создавая картины вручную. «Сценарий мы переписывали несколько раз. Юрий Кулаков и вся команда художников не останавливались, создавали и пробовали новые образы персонажей – и за это им честь и хвала. Надо сказать, что образ Петра мы нашли довольно быстро, а вот на создание образа Февронии у нас ушло почти четыре года. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что зрители увидят героиню, в которой сочетаются красота, душевная сила, смирение и простота», – говорит Юрий Рязанов.

Для певицы Валерии и композитора Виктора Чайки это был первый опыт работы в мультипликационном фильме. Валерия впервые для себя исполнила саундтрек «Свет моих глаз» к мультфильму, а Виктор исполнил давнюю мечту – написал музыку для мультфильма. Вместе им удалось создать очень мелодичные композиции, с нотками русского фольклора, но в то же время подходящие для современных слушателей.

Да и весь мультфильм получился какой-то очень легкий (несмотря на обильные происки злой силы – очень активного персонажа), добрый и светлый. После таких просмотров выходишь из зала с тихой улыбкой и радостью от того, что время потрачено не зря.

Поговорить о зле…

Для тех, кто только собирается посмотреть мультфильм, сразу скажу – это не экранизация жития Муромских чудотворцев. Не литературные вариации на тему их благочестивой жизни. Это даже не «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую митрополит Макарий поручил после канонизации святых написать Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, чтобы литературно оформить устное народное предание о Петре и Февронии. Это именно сказ, порой переходящий просто в сказку.

Но, как известно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И, на мой взгляд, самый полезный и добрый урок из фильма может быть извлечен, если серьезно поговорить с детьми о том, что такое искушение. Ведь для этого разговора мультфильм предлагает множество ярких иллюстраций.

Кто из читателей не становился свидетелем такого диалога? Малыш отказывается делиться с мамой и папой (братьями и сестрами) конфетами. «Разве ты жадина?» – восклицают родители. «Я – жадина, не дам», – отвечает юный прагматик. Реальная конфета для него важнее абстрактных определений. Повзрослев, дети лучше понимают «что такое хорошо, а что такое плохо» и так откровенно не отвечают. Но как часто «хорошо» остается для них простой абстракцией, а «плохо» – способом получить желанные блага.

Вот муромская княгиня Анна, жена князя Павла, просто захотела красивое ожерелье. Что в этом плохого? Тем более и денег платить не надо: ожерелье – подарок иноземного купца. Но слышит княгиня от мужа: «Что бояре подумают? Княгиня от соблазна удержаться не может. Скромность – вот твое лучшее украшение». Диалог довольно жизненный, кто-то и посочувствует невинному вроде бы желанию женщины. Но за отказом – обида, а где обида, там и ропот – на мужа, на его доброту к бедным и невнимание к жене. А тут и змий, который является княгине в образе мужа и дарит желанное ожерелье. Только становится оно не украшением, а цепью, лишающей княгиню свободы.

Но разве не также с любыми – и большими, и малыми – искушениями? Разве не столь же хитроумно и зло плетет враг рода человеческого эти цепи, прислушиваясь к нашим нечистым помыслам и недобрым желаниям? А в запретах и ограничениях, которые заповедует человеку Церковь, на самом деле путь к истинной свободе – свободе во Христе.

Для детей это пример наглядный, а для взрослых – серьезный повод задуматься о своих «ожерельях». Главное – понять: нет поступков нейтральных, в мире, по слову святителя Григория Паламы, борется тайна Креста и тайна беззакония. И мы нередко, даже порой вовсе того не желая, выступаем на стороне зла.

Злу можно служить осознанно и цинично, как родовитая боярыня Ираида. Просто потому, что оно заплатит больше или, по крайней мере, больше пообещает. Этот персонаж, понятно, отталкивающий, тут детям долго ничего объяснять не надо. «Сама ты ведьма!» – в сердцах вскрикивает сидящая рядом со мной девочка в ответ на несправедливые обвинения, на которые в адрес Февронии не скупится боярыня.

Но можно служить ему и незаметно для самого себя. Добряк Фома просто шутит над князем: «А говорил, что только на византийской принцессе женишься». Подкалывает, как любит говорить молодежь. Вот только следствие этого словесного укола не шуточное – раздосадованный князь отказывается от своего слова. А это уже не зарисовка из жизни очень злой боярыни. Это про каждого из нас. Кто из нас, сболтнув чего-то лишнего, пошутив не к месту, не готов был прямо-таки язык прикусить. Да слова не воротишь. И становится это слово также на руку той самой «тайне беззакония».

…и о добре

Благо поводов и для таких разговоров много. С девочками можно обсудить образ Февронии – живой и мудрой, доброй и твердой девушки. С удивлением прочитала в Интернете отзывы, в которых святая предстает расчетливой шантажисткой, которая воспользовалась ситуацией и женила на себе Муромского князя. Вот уж действительно, каждый видит в жизни то, что способен увидеть. А ведь создатели мультфильма, на мой взгляд, очень наглядно показали, в чем дело. Князь Петр Февронии Богом дан в мужья. Для спасения души, для спасения княжества. И упрямиться, смущаясь мирской выгодой, неправильно. Это очень большая тема для разговора с детьми – зачем муж и жена Богом даны друг другу, какие качества главные, а какие и вообще не важны. И о том, как далеко может завести воспаленное самолюбие.

С мальчиками хорошо бы поговорить о чести. О том, что словами не разбрасываются, что настоящий мужчина должен хорошо подумать, давая обещание, а дав, сделать все, чтобы его исполнить. О том, что делает отношения между людьми прочными, а что разрушает даже государства.

Очень бережно показан опыт молитвы святых. Но очень понятно даже маленькому ребенку, для чего человек молится. Что молитва – это и общение с Богом, и защита от врага.

А еще в лучших традициях русских мультфильмов красной нитью проходит мысль – только милосердный получит возможность одолеть зло. Когда все уже совсем плохо, помочь может только Бог в ответ на наши молитвы, любовь и веру.

А еще – съездить в Муром

После просмотра мультфильма возникает желание отправиться в путешествие (реальное или хотя бы на первый раз виртуальное) в этот удивительный город. Побродить по его замечательным старинным улочкам. Помолиться у мощей святых супругов в очень красивом Свято-Троицком монастыре. Он на самом деле создает впечатление просто сказочное. Подойти к памятнику святым Петру и Февронии и с удивлением увидеть у ног княгини знакомого зайчика.

А еще помолиться у мощей преподобного Илии Муромца (и тоже поговорить о том, как жизнь рождает былины и предания), праведной Иулиании Лазаревской. В ее житии также есть и чудеса, и милосердие, и помощь свыше. Думаю, и детям, и взрослым запомнится рассказ о хлебе из лебеды, который слуги святой пекли в дни страшного голода. А также о том, что по молитвам праведницы становился этот хлеб вкуснее пшеничной сдобы.

Такой он – старинный Муром, напоминающий нам о том, что верность и честь дороже золота, что милосердие и любовь – главные христианские добродетели, что по-настоящему сильным может быть только добрый и мудрый. Может быть, потому и тянет так сюда многочисленных паломников и туристов. Погреться – в наше холодное время.

Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 августа 2017 г. 10 августа ст.ст. среда. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Савва Сторожевский
Преподобный Савва Сторожевский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Римских: архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа (258). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомБлж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998). Сщмч. Вячеслава пресвитера (1918). Сщмч. Афанасия пресвитера (1937).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается полиелейная служба Собора новомучеников и исповедников Соловецких, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и новомучеников: Рим., 99 зач., VIII, 28-39. Лк., 105-106 зач., XXI, 8-19.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 6, 11-16; Мк. 1, 23-28). Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: "замолчи и выйди из него". Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес, и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: "замолчи и выйди"; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, - все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В духовно-просветительском центре «Покров» завершилась выездная сессия для педагогов воскресных школ
Все фоторепортажи