Древний чудотворный образ

Древний чудотворный образ

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Но церковное предание сохранило самые важные сведения о Ее последних днях. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы, хоть и основаны на апокрифах, но не противоречат вероучению Православной Церкви. Так же дело обстоит и с образом Успения Богородицы. В нем из всей доступной информации Церковь сама отбирает и изображает то, что наиболее соответствует ее преданию.

Земная скорбь и радость будущего века

Композиция иконы Успения состоит из двух частей и «прочитывается» «снизу вверх». В нижней части изображено тело Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная и понятная людям скорбь, вверху – ожидаемая радость будущего века. 

Одр Пречистой задрапирован пурпуром, его подножие окаймляется золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Все это в византийской традиции – символы императорского достоинства и власти.

Багряное облачение Богородицы еще раз подчеркивает Ее царское величие, а синий цвет одеяния, символизирующий бесконечность неба, вечный мир, напоминает нам о том, что Матерь Божия соединила в Себе земное и небесное.

Апостол Петр возле одра совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн, которому Господь на Кресте завещал заботу о Своей Матери, припадает к самому одру. Но все же жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной надрывных эмоций. Два человека в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень.

В верхней части Успенского образа возвышается величественная фигура Христа. Иконописцы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей, окруженным символической сферой, подчеркивающей Его славу. В руках Он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде младенца в пеленах. Это символизирует рождение в вечную жизнь. И это рождение становится победой над смертью.

Иногда в икону праздника Успения добавляют некоторые второстепенные детали. К примеру, это апостолы на облаках. По одному из преданий, они со всего мира были перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. Могут изображаться ветхозаветные пророки, говорившие о Божией Матери прообразами. В верхней части иконы может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата.

Образ Успения в житии

Одна из чудотворных икон Успения находится в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В 1521 году двое купцов Василий и Феодор поручили псковскому иконописцу Алексию написать новую икону Успения Божией Матери в житии, то есть с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Пречистой. Они принесли икону в монастырский храм Успения Божией Матери. С 1523 года по молитвам у образа стали происходить многие чудеса и исцеления. Одним из первых чудес стало исцеление бесноватых и прозрение от слепоты одной женщины и ребенка.

Не только монахи, но и мирские люди замечали необычные явления, происходящие в храме, где находилась икона: то в пустом храме пение услышат, то увидят, как свечи сами возгораются, то дивный аромат почувствуют. Несколько раз над монастырем поднимался в небо свет, стоявший подобно облаку.

Но особо икона «Успение» вместе с почитаемой Псково-Печерской иконой «Умиление» прославились в 1581 году. В августе стотысячная польско-литовская армия польского короля Стефана Батория осадила Псков, намереваясь идти на Великий Новгород и Москву. В обороне города принимали участие даже женщины и дети, но численность псковского гарнизона не превышала 12-16 тысяч человек. Победить армию противника, казалось, невозможно.

За несколько дней до подхода врага Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому старцу Дорофею. Взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими». В это время пали пред Нею преподобные Корнилий, игумен Печерский, и другие подвижники обители и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! Помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою… Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих… а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные ходы с иконой Успения Богородицы и другими иконами на указанное место.

Через несколько дней захватчикам удалось сделать пролом в городской стене Пскова, но после принесения к пролому иконы Успения, вместе с мощами благоверного князя Всеволода-Гавриила и другими святынями, псковичи воодушевились и героически отбили неприятеля. Осада продолжалась еще шесть месяцев, и ежедневно совершались крестные ходы на стены города с чудотворной Успенской иконой. Баторию так и не удалось захватить Псков.

В благодарность за победу царь Иоанн Грозный повелел своему воеводе Юрию Токмакову обложить чудотворную икону золотом от своей царской казны и сделать серебряный киот для нее.

В 1812 году во время нашествия на Россию армии Наполеона, которая захватила Полоцк и продвигалась к Пскову, в него была перенесена икона Успения и совершен крестный ход вокруг Пскова. В ночь на следующий день русские войска освободили Полоцк, тем самым избавив Псков от опасности.

Престольный праздник

За свою пятивековую историю Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался, в нем не прерывалась монашеская жизнь. Даже в ХХ веке обитель была спасена от разорения и осквернения. Пронося через столетия спасительную веру и сохраняя традиции, насельники монастыря в праздник Успения встречают тысячи паломников, стремящихся разделить радость молитвенного общения со святыней.

Торжества начинаются 27 августа с украшения дорожки, по которой несут древний чудотворный образ. Ковер из живых цветов начинается от Успенского храма, поднимается вверх, проходит через надвратный храм святителя Николая, затем поворачивает налево и заканчивается у подножья Михайловского собора. Благоухающая дорожка создает радостное, праздничное настроение. Цветы для ее создания заказывают специально. А также их выращивают местные жители, которые почитают за великую честь, чтобы растения из их сада попали на праздник. Из года в год рисунок ковра не повторяется, и всякий раз он получается очень красивым.

Из Успенского храма икону Успения Богородицы, богато украшенную цветами, выносят для праздничного богослужения. Держат ее на руках сразу несколько человек, поднимая высоко, чтобы всем было видно. Поэтому кажется, что она плывет над головами. А еще паломники отмечают, что с началом шествия рассеиваются тучи, появляется солнце, и над монастырем встает радуга. По совершении литии икону торжественно переносят на паперть Михайловского собора. В этом храме совершается всенощное бдение с акафистом в честь Успения Божией Матери.

В день праздника площадь перед собором Архангела Михаила наполняется единым молитвенным духом. По окончании поздней Литургии под звон всех монастырских колоколов чудотворную икону Успения проносят крестным ходом вокруг обители. На площади перед входом в монастырь служат молебен чудотворному образу.

Завершаются торжества 29 августа всенощным бдением с чином погребения Божией Матери.

В эти святые для православного человека дни паломники, пройдя дорогой древних подвижников и почти современных нам «несвятых святых», сохранят надолго благодатную радость и разнесут ее во все уголки России.

Подготовила Татьяна Уютова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи