Кто властен над нами?

Кто властен над нами? С человеком случается множество несчастий. И чаще всего причина не снаружи, а внутри. Причина – грех. О том, как неправедная, беззаконная жизнь связана с телесными и душевными, духовными недугами, рассказывает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая п. Новопушкинское, выпускник Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского священник Алексий Талалаев.

– Отец Алексий, объясните, что такое безумие, беснование и одержимость?

– Безумие – понятие, заключающее в себе множество определений и смыслов. Безумный – человек, лишенный разума. Он не понимает, что делает и что происходит вокруг. Как правило, безумие может быть вызвано врожденной патологией (органическим поражением) головного мозга. Существует еще такое понятие, как пограничное состояние, при котором человек находится на грани патологии и нормы. Если не прибегнуть к лечению, есть вероятность, что в организме начнутся необратимые изменения, и он серьезно заболеет. Помимо медицинского аспекта, можно выделить и социальный. Безумными называют людей, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и создающие опасность для жизни, в том числе и жизни окружающих. Допустим, лихачи на дороге.

Беснование, в отличие от безумия, является духовным заболеванием, поражает и тело, и душу. В человеке поселяется бесовская сущность, выступающая как бы второй личностью, и он не может контролировать движения и поступки, но его ум, душа в некоторой степени не зависят от бесовского наущения.

Некий, скажем так, вид беснования – одержимость. В данном случае человек свободен в действиях, однако воля и разум подчинены злой силе. Человек действует вполне осознанно, при этом его сознанием управляет бес.

– А как все это проявляется внешне?

– Часто в среде верующих можно услышать пренебрежительное словосочетание «болящий человек». Но болящий – не значит бесноватый. Не каждый священник может отличить бесноватого от одержимого или психически больного. Для этого нужен духовный и житейский опыт.

Провести грань между психическим заболеванием и беснованием современные психиатры даже не стараются. Они не хотят признавать существование бесов. Мы же, опираясь на Евангелие, знаем, что гадаринские бесноватые (см.: Мф. 8, 28-34), сгорбленная женщина, находившаяся в таком положении 18 лет (см.: Лк. 13, 11), девушка-прорицательница (см.: Деян. 16, 16-19) были именно бесноватыми.

Конечно, существуют признаки, позволяющие отличить беснование от естественных психических заболеваний. Во-первых, бесноватый испытывает отвращение ко всем священным и имеющим отношение к Богу предметам: Святому Причастию, кресту, Библии, святой воде, иконе, просфоре, ладану. Бесноватый чувствует исходящую от святыни благодать и не может приблизиться к ней. Я был свидетелем, как на праздник святителя Тихона Задонского, 26 августа, в Рождество-Богородицкий мужской монастырь стекалось множество бесноватых. И они не могли подойти к мощам этого святого, который, кстати, почитается как врачеватель душевных недугов. Однако не всегда человек, агрессивно настроенный по отношению к Церкви и ее святыням, одержим бесом. На практике бывает, что он вырос в среде нецерковной, и вот кто-то из его близких начал активно воцерковляться и навязывать все то, что этому человеку чуждо и непонятно. Его грубое поведение – не более чем проявление протеста, непонимания и, конечно, невоспитанности.

Во-вторых, у бесноватого меняется голос, становясь неестественным, нечеловеческим. Как будто кто-то говорит через человека. Можно на время лишиться голоса, охрипнуть, но изменить тембр – никогда. Пародистов в расчет не берем – это плод многолетней работы. К тому же таких людей единицы. При бесновании все происходит в мгновение ока.

В-третьих, проявляются сверхъестественные способности, такие как ясновидение. Будущее неизвестно никому – ни ангелам, ни демонам. Только Богу. Но в отличие от человека бесы знают прошлое и несколько шире видят настоящее. Кроме того, они могут мгновенно перемещаться по миру, становиться свидетелями каких-то событий и на их основе предугадывать будущее. Еще они великолепные психологи и способны убеждать людей в неизбежности чего-либо. И даже если предсказания сбываются, то, скорее всего, потому, что человек сам внушил себе что-то относительно грядущего и теперь вольно или невольно стремится к исполнению этого. Очень часто с исцелением «дар» пропадает, что мы и видим в евангельском повествовании о бесноватой прорицательнице, которой помог апостол Павел. Также известен рассказ преподобного Паисия Святогорца о юноше, занимавшемся оккультизмом. Бесы служили ему и исполняли все, что он хотел. Однако когда юноша взял в руку крест и попытался сотворить «чудо», его «верные помощники» даже не смогли подойти к нему. Это снова подтверждает, что природа сверхъестественных способностей – бесовская.

В-четвертых, к признаку беснования относится так называемое внезапное переселение. Если для излечения или ослабления симптомов психического заболевания требуются годы, то бесноватый может исцелиться мгновенно. Но по известной только Господу причине бес может переселиться в члена семьи. Поэтому не каждый должен пытаться выяснить, что происходит с родственником, знакомым. Лучше обратиться к священнику или врачу.

В светском обществе бесноватых людей таковыми не считают и ставят на учет в специализированном психоневрологическом диспансере. Принудительное лечение назначается только по решению органов власти и только тем, кто представляет угрозу для себя или окружающих. Что и говорить, процент самоубийств среди таких людей немаленький. Это статистика. Тем более что беснование не всегда проявляется в агрессивном и буйном поведении. Иногда оно выражается в депрессии, унынии. А это ведь страсти. Люди подавлены настолько, что теряют человеческий облик, человеческую сущность и могут наложить на себя руки.

– В медицине уже давно не употребляют термин «душевнобольной». Почему?

– Понятие души имеется во многих религиях, но только христианская вера раскрывает ее полноту и значение. Бессмертная душа – это средоточие духовных сил, которые возможно взрастить при помощи тела. Поэтому заболевания бывают соматическими (телесными) и психическими. В первом случае мы можем точно сказать, что болит у человека: сердце, рука и т.д. А во втором – болит что-то, что к телу не относится. Мы подразумеваем и говорим: «душа болит». Действительно, состояние уныния, депрессии невозможно объяснить соматическими причинами. Конечно, длительная болезнь, болевые ощущения действуют на человека, но все же в большей степени на его нервную систему. Органов, отвечающих за гнев, подавленность, у нас нет.

Современная психология бездушевна. Хотя дословно психология – это «наука о душе». Сейчас ее называют наукой, изучающей функционирование психики. Некоторые ученые заменили душу энергетическим сгустком, потоком, потому что если есть бессмертная душа, придется признать, что человеку нужно меняться и соблюдать высшие нравственные законы.

– Вследствие чего человек становится бесноватым или одержимым?

– Каждый человек, не соблюдающий заповеди Божии, в какой-то степени является одержимым. Когда мы не боремся с грехом, он входит в привычку и превращается в страсть. А страсть, как ее святые отцы называют, есть другая душа в душе. Она порабощает нас. Бес не сидит внутри, но все равно действует – постепенно, по мере того, как мы сами отворачиваемся от Бога, совершая греховные поступки. Например, слова: вошел же сатана в Иуду (Лк. 22, 3) не следует понимать буквально. Это значит, что воля ученика-предателя оказалась порабощена страстью сребролюбия. Также одержимыми являются алкоголики, наркоманы, игроманы. Они, возможно, и рады не грешить, но он не могут, так как лишены воли, страсть сделала их своими рабами.

Причины беснования разнообразны. Это могут быть тяжкие грехи против Бога, Церкви, ближних: хула на Духа Святого, гордость, осуждение. Доказательства можно найти в трудах Николая Александровича Мотовилова, «служки» и первого биографа преподобного Серафима Саровского. Разбирая рукописи, он нашел рассказ об исцелении христианки, в которую вселился бес. Мотовилов подумал, что она, вероятно, плохая христианка, а вот он исповедуется, причащается, и с ним подобное точно не случится. В ту же минуту его накрыло темное зловонное облако. Он был в таком оцепенении, что не смог ни молитву прочесть, ни крестным знамением себя осенить. В течение нескольких дней Мотовилов испытывал адские муки, которые прекратились только по молитвам его святого покровителя – преподобного Серафима. Полное исцеление наступило спустя 30 лет, в день открытия мощей святителя Тихона Задонского. Так Господь показал: если бесы не нападают, то только потому, что Он им не позволяет. Беснование послужило вразумлением.

Так же происходит и в случае с бесноватыми детьми. Недуг ребенка – следствие неблагочестивой, бездуховной жизни родителей и одновременно попытка вразумить их. Где меньше сопротивления, там бесу и легче пройти. Люди, не участвующие в Таинствах Исповеди и Причастия, то есть не получающие благодать Святого Духа, живущие в грехе, уязвимы.

Как бы это ни звучало, беснование может быть и благом. Апостол Павел приводит в пример человека, наказанного за кровосмешение, и говорит, что он предан сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 5). Так как душа и разум свободны, а беснованию подвергается только тело, человек может принести покаяние: в молитвах, в своем сердце. И через несение этого креста искупить грех, получить облегчение или исцеление. Потому что бесы не имеют власти над человеком. Все, что случается, случается по произволению Господа и с целью спасения для вечной жизни.

Беседовала Дарья Хохлова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи