Прожить событие Рождества Богородицы

Прожить событие Рождества Богородицы Как можем сделать это мы – христиане XXI века? Мы не родились в Палестине, не стали современниками евангельских событий. Но Православная Церковь предлагает нам способ – вдумчиво и от всего сердца помолиться за праздничным богослужением. Именно в нем сосредоточены и радость, и глубокие мысли, и чувство причастности событию, о котором в песнопениях так часто и говорится – днесь, то есть сегодня…

Жизнь в Церкви

В 1908 году к святому праведному Иоанну Кронштадтскому приехал молодой инок, а в будущем митрополит Вениамин (Федченков). Видя, с каким благоговением отец Иоанн целует крест, гость спросил его: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?» — «Вера? – на минуту задумался святой.— Я жил в Церкви!» — «А что это такое – жили в Церкви?» – с недоумением спросил инок. «Я всегда пребывал в церковной жизни… Служил Литургию… Любил читать в храме богослужебные книги… минеи, стихиры, каноны». Вот такой простой и ясный путь к горячей искренней вере, а затем и святости указал праведный Иоанн будущему митрополиту.

Православное богослужение, которое многих людей пугает своей длительностью, малопонятностью, можно сравнить со здоровой твердой пищей. Привыкнуть к искусственным заменителям легко, да небезопасно для здоровья. Для правильного питания нужен труд, понуждение и добрый навык. Но и результат стоит того. Также и с духовной пищей. Можно, конечно, и короче, и понятнее. Но для души, для человеческого духа полезнее, когда сложнее, многограннее. Нужен труд, усердие, но ведь и плод того стоит. «Если многие из христиан не любят Церкви и богослужения, то потому, что их души не готовы, не расположены к этой любви, не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий, и потому, что не знают Церкви, ее смысла, ее духа, ее цели. Ходите в церковь, слушайте со вниманием глубоким богослужение, песни, каноны, чтения, и вы привыкнете к Церкви, полюбите ее: вы увидите, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения; сколько в ней света, силы, святыни, правды. Входя в храм во время богослужения, вы входите как бы в иной мир: для вас как бы исчезает время и начинается вечность; вы весьма часто слышите хвалу Вечному Существу – Богу, да и священник тайно, в каждой молитве, возносит хвалу Предвечному», – учит нас святой праведный Иоанн Кронштадтский. «В богослужении – вся догматика, вся церковная история, всё домостроительство нашего спасения, всякое врачевание духовное».

Высокая поэзия стихир

Давайте же прислушаемся к совету святого и постараемся вслушаться и вдуматься в те слова, которые услышим в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в храме.

«Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любо­вью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во­площенному Слову», – так в проповеди на этот праздник объясняет праведный Иоанн Кронштадтский причину скорбей праведных Иоакима и Анны. Так удивительно это рождение от престарелых родителей, так трогает сердце их многолетняя мольба. И так часто во время праздничной службы будем мы слышать о Неплодной, Которой Бог позволил принести такой великий Плод.

«Делателю мыслей наших и Насадителю душ наших, Ты, неплодную землю благоплодну показавый, Ты древле сухую родовиту, благокласну, бразду плодоносну соделал еси Анну святую, пречист плод израстити, Богородицу». (Перевод: «Возделыватель наших мыслей и насадитель наших душ, Ты, показавший бесплодную землю благоплодной, Ты соделал прежде сухую ниву родящей, колосистой, плодоносной, – Анну святую, чтобы ей произрастить плод пречистый – Богородицу»). Такие слова слышим мы в тропарях праздничного канона. «Ко Господу в скорби неплодства возопиша Богоматере богомудрии родители и Сию в роды родов родиша, на общее спасение и похвалу». (Перевод: «Ко Господу в скорби бесплодия воззвали богомудрые родители Богоматери, и Её всем поколениям людей родили, к общему спасению и похвале»).

Но как бы ни было удивительно это чудо – рождение ребенка престарелой матерью – не его мы празднуем. Рождение Богородицы святые отцы сравнивают с зарей, которая предвосхищает восход будущего Солнца – Христа Спасителя. В стихире на «Господи воззвах» поем: «От Анны днесь цвет, сад Богоданный, Богородица прозябе, спасение человеков, из Неяже всех Зиждитель рождься паче ума, Адамову очищает, яко Благ, всю скверну благостию». (Перевод: «От Анны в сей день Жезл, Насаждение Богом данное, – Богородица произросла, спасение людей, от Которой всех Творец, родившись превыше мысли, очищает, как благой, всю скверну Адама Своею благостию»).

Какой бы праздник мы ни праздновали, какое бы евангельское событие ни вспоминали, церковные песнотворцы обращают свою мысль к самому главному в христианской вере – к победе Христа над грехом и смертью. Об этом и в тропаре праздника Рождества Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». (Перевод: «Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную»).

Стоит вслушаться в слова, звучащие в храме, оценить красоту образов, возвышенность сравнений, чтобы понять, почему церковные песнопения даже при отсутствии привычной нам рифмы можно по праву назвать высокой поэзией. «Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог и книга Слова Животнаго из утробы произыде, и Яже к востоком дверь, рождшися, ожидает входа Святителя великаго, eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших». (Перевод: «Это – день Господень, радуйтесь люди; ибо Света брачный Чертог и Книга Слова жизни из чрева произошла; и Рожденная – дверь, обращенная к востоку, ожидает входа великого Священника – единственная, и вводящая во вселенную единого Христа ко спасению душ наших»).

Каноны праздника

Во время службы читают два канона. Первый из них – творение преподобного Иоанна Дамаскина. Он родился в столице Сирии Дамаске в конце VII века, получил блестящее образование, был советником правителя этой страны – халифа. Но византийский император-иконоборец Лев III Исавр оклеветал преподобного за то, что тот писал замечательные сочинения в защиту икон. Разгневанный халиф приказал отрубить святому руку. Однако после горячей молитвы у иконы Богородицы преподобный получил исцеление от Господа. В благодарность Богу святой Иоанн поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного, расположенный недалеко от Иерусалима. Здесь он до конца своих дней проводил время в молитве, писании духовных книг и церковных песнопений.

Второй канон написал святитель Андрей, архиепископ Критский, – автор Великого покаянного канона, который читают в храмах в дни Великого поста. Святитель Андрей также родился в Дамаске и также принял постриг в обители преподобного Саввы Освященного, но на несколько десятилетий раньше преподобного Иоанна. Долгое время мальчик совсем не говорил и только в семь лет, после Причащения Святых Христовых Таин, обрел дар речи. Зато впоследствии он прославился своим удивительным даром слова.

В конце VII века святой был рукоположен в архиепископа города Гортина на острове Крит. Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Многими похвальными словами прославил святитель Пречистую Деву Марию. И канон на Рождество Богородицы – одно из его замечательных творений.

У каждого автора свои размышления о празднике. И они дополняют друг друга, раскрывая историю и общечеловеческое значение Рождества Богородицы.

Тропари канонов дарят надежду всем людям. «Неплоды и матери, ликуйте, дерзайте и играйте, безчадныя: безчадна бо неплоды Богородицу прозябает, Яже избавит от болезней Еву и клятвы Адама». (Перевод: «Бесплодные и матери, ликуйте, ободритесь и торжествуйте, бездетные; ибо бездетная и бесплодная произращает Богородицу, Ту, Кто Еву избавит от мук рождения и от проклятия – Адама»), – радостно восклицает святитель Андрей. «Напраснаго древняго Отъятельницу осуждения и праматере исправление, Юже рода к Богу вину присвоения, к Зиждителю мост, Тя, Богородице, величаем». (Перевод: «Избавительницу от строгого древнего приговора и праматери исправление, Виновницу рода нашего с Богом примирения, к Творцу приводящий Мост, – мы Тебя, Богородица, величаем»), – вторит ему преподобный Иоанн.

О радости и веселии много говорят песнотворцы. «Ныне да веселится Небо, да радуется же земля, и да ликует Иоаким и Давид: ов убо яко родитель Твой, истинно рождшия Бога, ов же яко праотец Твой, проповедая Твоя величествия, Чистая». (Перевод: «Ныне да веселится небо, да радуется и земля, и да ликуют Иоаким и Давид: один – как родитель Твой, Бога поистине Родившая, а другой как предок Твой, возвещают величие Твое, Чистая»).

«Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни темные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперек пути спасения, всем прощая – а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили – и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит», – призывает каждого из нас в проповеди, посвященной этому великому и вместе с тем по-домашнему светлому и радостному празднику, митрополит Антоний Сурожский.

Подготовила Марина Шмелева



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи