Радуйся, Живоносный Кресте

Радуйся, Живоносный Кресте В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня мы снова приглашаем наших читателей прислушаться к текстам стихир, которые поет хор. В богослужебных текстах нашли отражение история и предыстория праздника, глубокие размышления и поэтические образы. Стоит лишь вникнуть в смысл произносимых слов, и мы станем поистине соучастниками этого события. А поможет нам в этом книга известного литургиста профессора Михаила Николаевича Скабаллановича «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».

Стихиры на «Господи воззвах»

Напомним, что в этот день Церковь вспоминает событие, которое произошло в IV веке. В 326 году равноапостольная царица Елена обрела в Иерусалиме Крест Господень. Патриарх Макарий по просьбам многочисленных христиан, собравшихся в тот день в городе, поднял (воздвиг) Крест, чтобы все могли его увидеть. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание – о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

Совершенный Патриархом Макарием чин – Воздвижение Креста – запечатлен в литургическом действии и в песнопениях праздника. Однако к историческим воспоминаниям присоединяются (а порой и выходят на первый план) размышления о значении Крестной жертвы Христа, о спасительной силе самого Животворящего Древа.

Из четырех стихир на «Господи воззвах» первая указывает на самое общее значение для нас страданий Христа, причем значение это определяется по двум крайним пунктам истории: падению прародителей и небесной вечной жизни. Вторая стихира говорит уже о самом Кресте, указывая на его постоянное и пространственно всеобъемлющее значение как победного знамени. Третья стихира сосредоточивает духовное созерцание уже не на Кресте, а только на воздвижении его, которое возносит нас к Небу, радует ангелов, нас же освящает.

Наконец, заключительная (на «Славу и ныне») стихира указывает на вечное значение «благословеннаго древа»: «Прииди́те вси язы́цы, благослове́нному дре́ву поклони́мся, и́мже бысть ве́чная пра́вда. Пра́отца бо Ада́ма прельсти́вый дре́вом, Кресто́м прелыца́ется и па́дает низве́ржен падением стра́нным, мучи́тельством одержа́вый ца́рское зда́ние; кро́вию Бо́жиею яд змие́в отмыва́ется, и кля́тва разруши́ся осужде́ния пра́веднаго, непра́ведным судо́м Пра́веднику осужде́ну бы́вшу: дре́вом бо подоба́ше дре́во исцели́ти, и стра́стию Безстра́стнаго я́же на дре́ве разреши́ти стра́сти осужде́ннаго. Но сла́ва, Христе́ Царю́, е́же о нас Твоему́ му́дрому смотре́нию, и́мже спасл еси́ всех, я́ко благ и человеколю́бец». (Перевод: «Придите, все народы, поклонимся благословенному древу, через которое настала вечная правда. Ибо прельстивший деревом праотца Адама прельщается Крестом; низверженный падает ужасным падением, насильно завладевший царским созданием. Кровью Божией смывается яд змия, и уничтожено проклятие праведного осуждения после осуждения Праведника неправедным судом. Ибо надлежало исцелить деревом дерево и уничтожить страстью Бесстрастного на дереве страсти осужденного. Но слава, Христе Царь, Твоему мудрому промышлению о нас, которым Ты всех спас, как благой и человеколюбивый»).

Стихиры на литии

Эти стихиры рассказывают нам о самом событии воздвижения Креста. Первая стихира «Днесь яко воистинну» представляет воздвижение Креста как наше осенение силой Божией, вторая «Насажденное на Крайневе месте» – как наше освящение, третья «Прообразуя Крест Твой» и четвертая «Божественное сокровище» – как залог победы. Пятая стихира «Рук премненение» указывает на значение события в борьбе с диаволом и грехом, шестая стихира «Ты мой покров» – краткая личная молитва христианина ко Кресту о защите и освящении: «Ты мой покро́в держа́вен еси, трича́стный кре́сте Христов: освяти́ мя си́лою твое́ю, да ве́рою и любо́вию покланя́юся и сла́влю тя». (Перевод: «Ты моя крепкая защита, трехчастный Крест Христов; освяти меня силой твоей, чтобы я с верой и любовью кланялся (тебе) и прославлял тебя»).

Две последние стихиры «Восплещем днесь» и «Светосиянен звездами» – такая же молитва от всех нас, молитва об освящении и укреплении Крестом и его воздвижением, причем первая из них возводит мысль к Распятию, а вторая – к явлению Креста на небе. Наконец, заключительная стихира на «Слава и ныне» «Честного Креста, Христе», указывая на важнейший ветхозаветный прообраз события – молитву Моисея с простертыми руками при сражении с амаликитянами, обозревает во всей широте и глубине значение события: для отгнания демонов и тления и для сообщения всех дарований.

Стихиры на стиховне

Эти стихиры посвящены исключительно Кресту, составляя лично обращенное к нему приветствие. Первая стихира «Радуйся, Живоносный Кресте» изображает премирное значение Креста: «Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте, благоче́стия непобеди́мая побе́да, дверь ра́йская, ве́рных утвержде́ние, Це́ркве огражде́ние, и́мже тля разори́ся и упраздни́ся, и попра́ся сме́ртная держа́ва, и вознесо́хомся от земли́ к небе́сным; ору́жие непобеди́мое, бесо́в сопротивобо́рче, сла́ва му́чеников, преподо́бных я́ко вои́стинну удобре́ние, приста́нище спасе́ния, да́руяй ми́ру ве́лию ми́лость». (Перевод: «Радуйся, Живоносный Крест, неодолимая победа благочестия, дверь рая, опора верных, ограда Церкви, которым разрешено и упразднено тление, и попрана власть смерти, и мы вознесены от земли на небо, непобедимое оружие, противник 6ecoв, слава мучеников, как и воистину украшение преподобных, пристань спасения, дарующий миру великую милость»).

Вторая стихира «Радуйся, Господень Кресте» говорит о его значении для здешнего мира; третья «Радуйся, слепых наставниче» – его целительное значение для людей и победоносное по отношению к небытию и тлению. Заключительная стихира на «Слава и ныне» в контраст с лиризмом предыдущих песней эпически просто и спокойно обозревает судьбу Креста на протяжении Ветхого и Нового Завета.

Стихиры на «Хвалитех»

Как заключительные в службе, эти стихиры обозревают все значение праздника. Первая из них, характеризуя Крест с самой общей точки зрения как живоносный и пресвятой, говорит так же вообще и о значении его как великого дара земле и его воздвижения как встречаемого славословием со стороны земли и страхом со стороны демонов. Вторая – о значении Креста и его воздвижения для будущей жизни как орудия для привлечения нас к Богу, уничтожения смерти и получения рая. Третья стихира говорит о значении тех же благодатных факторов для этой еще жизни – как орудий нашего освящения, политического благоденствия и нравственной высоты: «О пресла́внаго чудесе́, широта́ Креста́ и долгота́ небеси́ равна́ есть: я́ко боже́ственною благода́тию освяща́ет вся́ческая. О сем язы́цы ва́рварстии побежда́ются. О сем скиптры царей утверждаются. О боже́ственныя ле́ствицы, е́юже восхо́дим на небеса́, вознося́ще в пе́снех Христа́ Го́спода!» (Перевод: «О, необычайное чудо! Широта и долгота Креста равны небесам, так как он все освящает божественной благодатью. Им побеждаются варварские народы. Им упрочиваются скипетры царей. О, божественная лестница, которой мы восходим на небеса, превознося в песнях Христа Господа!»)

Заключительная же стихира посвящена предстоящему через несколько минут выносу креста из алтаря, она указанием на чудесную целительную силу Креста как бы особо готовит верующих к тому, чтобы достойно принять его. «Днесь происхо́дит Крест Госпо́день, и ве́рнии прие́млют того́ жела́нием, и взе́млют исцеле́ния души́ же и те́ла, и вся́кия боле́зни. Сего́ целу́им ра́достию и страхом: страхом греха́ ра́ди, я́ко недосто́йни су́ще: ра́достию же спасе́ния ра́ди, е́же подае́т ми́ру на том пригвозди́выйся Христо́с Бог, име́яй ве́лию ми́лость». (Перевод: «Сегодня совершает исхождение Крест Господний, и верные принимают его как желанного и получают исцеление души и тела, и всякой болезни. Будем приветствовать его с радостью и страхом. Со страхом – из-за греха, как недостойные; с радостью же – из-за спасения, которое подает миру прегвоздившийся на нем Христос Бог, имеющий великую милость»).

Стихиры на поклонение Кресту

Сопровождая поклонение Честному Кресту и целование его «верными», эти стихиры имеют целью с особой выразительностью изобразить перед приступающими к «благословенному древу» все важнейшее, что оно дало нам и чем особенно дорого нам. «Прииди́те ве́рнии, животворя́щему дре́ву поклони́мся, на не́мже Христо́с Царь сла́вы во́лею ру́це распросте́р, вознесе́ нас на пе́рвое блаже́нство, я́же пре́жде враг сла́стию укра́д, изгна́ны от Бо́га сотвори́. Прииди́те ве́рнии, дре́ву поклони́мся, и́мже сподо́бихомся неви́димых враг сокруши́ти главы́. Прииди́те вся оте́чествия язы́ков, Крест Госпо́день пе́снми почти́м. Ра́дуйся Кре́сте, па́дшаго Ада́ма соверше́нное избавле́ние; о тебе бо вернейшии царие наши хвалятся, яко твоею силою исмаильтeския люди державно покаряюще. Тя ны́не со стра́хом христиа́не целу́юще, на тебе́ пригвозди́вшагося Бо́га сла́вим, глаго́люще: Го́споди, на том пригвозди́выйся, поми́луй нас, я́ко благ и человеколю́бец. (Перевод: «Придите, верные, поклонимся животворящему древу; на нем Христос, Царь славы, добровольно распростерши руки, вознес к прежнему блаженству нас, которых враг, похитив сластью, сделал изгнанниками от Бога. Придите, верные, поклонимся древу, через которое мы удостоились сокрушить головы невидимых врагов. Придите, все племена народов, почтим песнями Крест Господний. Радуйся, Крест, совершенное избавление павшего Адама. Тобою хвалятся наши вернейшие цари, как твоею силою мощно покоряющие измаильские народы. Целуя со страхом тебя ныне, мы, христиане, славим пригвоздившегося на тебе Бога, говоря: пригвоздившийся на нем Господи, помилуй нас, как благий и человеколюбивый».

Объем небольшой статьи, конечно, не позволяет привести тексты всех стихир. Читателю предстоит познакомиться с ними самостоятельно – 26 сентября, на всенощном бдении в канун праздника.

Подготовила Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи