Детский конфликт – пища для размышлений

Детский конфликт – пища для размышлений Взрослые часто называют детство золотым, безоблачным. У многих детей нет глобальных проблем, забот о пропитании или борьбы за выживание. Потому и детские проблемы кажутся смешными и ничего не значащими. Но это только на первый взгляд. Как правильно понять, что стоит за плохим поведением детей? Как научиться реагировать на конфликты с пользой для души? Каждая конфликтная ситуация требует индивидуального решения, ведь участники не похожи друг на друга. И все же в поисках общих рекомендаций мы обратились к детскому психологу Татьяне Анатольевне Твердохлебовой.

Конфликт взрослого и ребенка

На самом деле, детские годы – пора весьма драматичная, ведь ребенок учится жить, строить отношения с окружающим миром и другими людьми. И потому не обойтись без конфликтов с родителями, воспитателями, учителями и другими детьми. Для внимательного взрослого каждый конфликт должен стать своего рода звоночком: с ребенком что-то не так. И очень часто причина не лежит на поверхности.

Психологи выделяют четыре основные причины, по которым дети ведут себя плохо со взрослыми. Определить эту причину взрослый может, проанализировав свою реакцию на негативное поведение ребенка. И поняв, в чем дело, он правильнее выстроит стратегию дальнейшего общения.

1. Желание обратить на себя внимание – это весьма распространенная причина, которая зачастую лежит на поверхности и легче всего устранима. К сожалению, ритм современной жизни, который задают себе взрослые, исключает вдумчивое общение с детьми. Ребенок начинает требовать к себе внимания всеми возможными и невозможными способами – непослушанием, озорными проделками, плачем, длинными и беспредметными разговорами.

Как же взрослый может понять, что причина конфликта именно в этом? Как правило, ответная реакция на такое поведение – раздражение. Взрослому хочется, чтобы ребенок поменьше ему докучал. Понятен и способ решения этого конфликта – выработать привычку уделять ребенку внимание. Мы часто отговариваемся нехваткой времени. Но для того, чтобы поговорить, отметить какие-то достижения детей, не всегда нужно его очень много. Давайте им небольшие поручения, просите о помощи и всегда благодарите. В психологии есть такое понятие – «пристальное внимание», когда родитель или учитель делает с ребенком какое-то дело. Они при этом могут много и не разговаривать друг с другом, сама полезная деятельность очень объединяет, располагает к задушевному разговору.

Часто повышенного внимания требуют подростки. При этом они могут вести себя очень самоуверенно, даже порой нагло. Но самооценка у них довольно низкая, поэтому нужно их обогреть вниманием и любовью, прежде чем делать какие-то замечания.

2. Желание установить свою власть – ребенок и словами, и действиями заявляет: «Все будет, как я хочу!». В наши дни такое поведение также очень распространено. Мне известно множество случаев, когда дети начинают манипулировать и управлять своими родителями буквально с пеленок. Это желание власти часто вызвано попустительством родителей, неумением установить свою власть дома. Если ребенок воспринял такую модель поведения в семье, он может перенести ее и в детский сад или школу.

В ответ на желание ребенка установить свою власть, свои правила игры у взрослого возникают злость и бессилие одновременно. С этой реакцией нужно бороться – не позволять себе действовать эмоционально и в то же время установить границы своей власти. Без соответствующей реакции взрослого не должен оставаться ни один случай, когда ребенок пытается руководить им или коллективом. В детском коллективе можно предложить ребенку разделить бремя власти, став командиром или ответственным за какое-то дело. Но правила все равно должны устанавливать взрослые. И не давать такому ребенку возможности выяснять отношения на публике, уводить его для разговора подальше от других детей. Ведь наличие зрителей только подогревает эмоции детей.

3. Месть – она всегда вызывает растерянность и недоумение у взрослого, особенно когда она не вызвана понятной обидой ребенка за какой-то конкретный поступок. Бывает, что ребенок, который травмирован неподобающим поведением родителей или опекунов, начинает совершать злые поступки по отношению к воспитателям, педагогам. Он мстит за обиды, а если посмотреть глубже – за нелюбовь и предательство, которые встретил на своем жизненном пути. Для педагога это очень тяжелый случай, ведь оправдаться за поступки других людей просто невозможно. А доказать ребенку, что вы его любите, бывает очень непросто. Отчаявшийся ребенок будет своими поступками как бы говорить: «А вот не верю я вам!». Здесь важно держаться и не мстить в ответ, как бы сложно взрослому в этот момент ни было. А если ребенок своим дурным примером еще и пагубно влияет на детей, нужно для него четко определить рамки дозволенного поведения.

4. Неверие в себя – ребенок конфликтует, отказывается выполнять какие-то задания. А причина в том, что он просто не верит в свои силы и заранее решил, что у него ничего не получится. Реакция взрослого – также бессилие, он не понимает, почему ребенок отказывается не только от задания, но и от предложенной ему помощи. Выход – постараться найти такие поручения, которые уж точно по плечу, и обязательно похвалить за результат. Сделать что-то вместе и постараться раскрыть способности, которые есть у каждого человека.

Конфликты между детьми

Они возникают довольно часто. И не в каждый из них должен вмешиваться взрослый. Порой от родителей и педагогов достаточно просто пристального внимания к ситуации и добрых советов – вовремя и ненавязчиво. К тому же не всегда, когда ребенок пришел к вам жаловаться, с ним на самом деле стряслось что-то ужасное. Таким образом он так же может просто требовать к себе внимания.

Но если взрослым по тем или иным причинам все же приходится вмешаться в отношения между детьми, нужно помнить главное – никогда не разбираться с одной стороной. Как правило, мы узнаем о конфликте между детьми по жалобе или одного из участников, или зрителей. И совсем не факт, что ваш собеседник верно обрисовал суть дела. Если взрослый начинает на основании полученных сведений сразу же выступать на чьей-то стороне, он рискует ошибиться. Поэтому нужно выслушать всех. А иногда полезно спросить у детей: «Вы сами какой видите выход? Чего вы хотите в данной ситуации?». Обсуждение может привести и к выяснению обстоятельств, и к примирению.

К сожалению, в детских коллективах встречаются такие случаи, когда ребенка не принимают, изводят насмешками. Дети отказываются выполнять вместе с ним задания, общаться. Родители должны начать беспокоиться, если их ребенок часто плачет, неохотно идет в школу. Если это в летнем лагере или на площадке – часто просится домой. Педагоги должны также обращать внимание на эту проблему, давая в детском коллективе такие задания, чтобы все дети могли взаимодействовать друг с другом. Взрослым необходимо всем своим поведением демонстрировать детям, что они готовы поговорить о том, что их тревожит, что они не боятся неприятных тем.

Неприятие порой бывает вызвано физическими или умственными особенностями развития ребенка. Педагоги не должны делать вид, что ничего не происходит, что это абсолютно здоровый ребенок, а детям все только кажется. Нужно объяснить, что люди бывают разные, что этому человеку нужна наша помощь и поддержка. Ведь если что-то случится с нами, мы же хотим, чтобы нас поддержали окружающие?

Бывает, что в негативной реакции сверстников виноват сам ребенок. В таком случае взрослый должен уметь дать совет в нужный момент, не начиная с обвинений в адрес ребенка: «Ты сам виноват, потому что ты такой и сякой». Вначале любого человека, даже и виновного в конфликтной ситуации, нужно похвалить, поддержать, отметить его добрые качества. А потом, когда он настроится на доверительное общение, уже можно сделать замечание в тактичной форме. И всегда говорите именно свое мнение: «Мне кажется, что в этой ситуации…», «Я заметила…», «Мне очень не понравилось…».

Записала Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи