Светильник, поставленный Богом

Светильник, поставленный Богом

Прошло уже немало лет, как был прославлен в лике святых светильник Русской Православной Церкви святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, всея России чудотворец. Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник — все это об одном человеке. Он жил в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик.

Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский), родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще младенцем. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Иногда целый день ему приходилось работать ради его куска. Товарищи часто шутили и смеялись над его простотой, смирением и бедностью.

В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. По окончании семинарии Тимофей остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию.

В возрасте 34 лет принял постриг с именем Тихон. Переведенный в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. 13 мая 1761 года святитель Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием новгородского архиерея.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. Здесь, как сказал Спаситель, было жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37). Епархия была огромная и в очень запущенном состоянии. Духовенства было мало, население — невежественно и суеверно.

Горячо принялся за работу молодой епископ. Он завел школы, научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться.

Также святитель Тихон направил свое внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Из инструкции священникам (не ссориться, достойно вести себя в алтаре, не совершать незаконных браков, не отлучаться без разрешения на ярмарки, не пьянствовать по шинкам, содержать храмы в чистоте, под страхом строгого наказания благоговейно относиться к Святым Тайнам…) ясно рисуется печальная картина нравов воронежского духовенства. Трудами и молитвами святителя Тихона Воронежская семинария твердо встала на ноги.

Для поучения народа святитель Тихон установил в Воронеже открытое преподавание Закона Божия по воскресным дням. Для тех, которые не могли по каким-либо причинам слушать лично эти поучения, святитель писал христианские наставления.

Всего себя святитель Тихон отдавал исполнению архипастырских обязанностей, движимый послушанием Церкви и заботой о спасении вверенной ему паствы. Однако он всегда стремился к простой жизни, уединенной молитве, духовным занятиям и тайному благотворению людям, отчаявшимся найти в этом мире сострадание и помощь. Постоянный напряженный труд и многообразные административные заботы еще более расстроили слабое от природы здоровье святителя.

Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года еще дальше от Воронежа — в Задонском монастыре, где и жил до конца своих дней. Освободившись от трудов архипастырских, святитель не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и совершая самые тяжелые работы (колку дров, заготовку сена и т.д.). «Кто живет в праздности, тот непрестанно грешит», — часто говаривал он.

Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Трапеза его всегда была скудная, при этом иногда он плакал, говоря: «Слава Богу! Вот какая у меня хорошая пища, а собратья мои: иной бедный в темнице сидит, иной без соли ест — горе мне, окаянному».

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседника. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования, и в частности, что Россия спасется, а захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», — писал келейник святителя Тихона.

Рождественская Литургия 1779 года стала последней в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа.

Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи. Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, епископ Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью. 13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства открыл мощи святителя. Митрополит Исидор говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…».

Наталия Бондаренко


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

19 сентября 2017 г. 6 сентября ст.ст. вторник. Седмица 16-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Гал. 5, 11-21; Мк. 7, 5-16). "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". Это место и подобные ему, напр. : "брашно не поставляет нас пред Богом" - выставляют обыкновенно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают свое непощение, по уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви ведомо. При пощении постановлено воздерживаться от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспевания. Такой смысл закона поста столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Неблаговолителям к посту не на этом надо бы настаивать, а на том, что пост не обязателен, хоть он точно средство к одолению греховных позывов и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспевание внутреннее обязательно, то обязательно и средство к тому, считающееся необходимым, и именно пост. Совесть и говорит это всякому. Для успокоения ее твердят: я другим способом возмещу опущение поста; или: мне пост вреден; или я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты. Но первое извинение неуместно, потому что еще никто не ухитрился помимо поста сладить со своею плотью, и как следует устанавливать свое внутреннее. Последнее также неуместно, потому что Церковь - одно тело и особиться в ней от других противно ее устроению; удалить себя от общих чинов Церкви можно только выходом из нее, а пока кто член ее, тот не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, в ограничениях поста снимается обязательство его с тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять. Но если перечислить таковых добросовестно, то окажется такая их малость, что и в счет их нечего ставить. Останется один резон - нехотение. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли; вот только когда осудят в ад - хочешь не хочешь, а ступай; схватят и бросят туда.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий принял участие в праздновании дня Собора Саратовских святых
Все фоторепортажи