Верую!

Верую!

Блаженны невидевшие и уверовавшие.
Ин. 20, 29

Беда привела моих близких друзей в храм. Глава семьи заболел тяжелым недугом, и тогда оба супруга начали захаживать в церковь. Поставят свечку, постоят недолго на службе и уйдут. Болезнь, к несчастью, победила, но моя приятельница, оставшись вдовой, продолжала по праздникам посещать храм. Я стала ее поддерживать, «подкармливать» духовной литературой, рассказывать, что сама знаю и понимаю, однако воцерковление подруги дальше не продвинулось. Не удалось даже убедить ее хотя бы прийти на исповедь. Ответила, что пока не готова. А однажды спросила: «Неужели ты веришь всему, что там говорят?» Я не нашлась, что ответить. Почему Бог одних призывает к вере, а других как будто обходит стороной? Почему одна и та же духовная информация на кого-то действует, а на кого-то нет? Может ли вообще верующий человек сомневаться или в этом случае нельзя считать его истинно верующим? Чтобы разобраться в этих непростых вопросах, мы обратились к Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.

– Скажите, Владыка, почему Господь одним дает веру, а другим нет? На одних нисходит Божие благоволение, а другие остаются равнодушными к религии. Бог избирателен?

– Я бы так не сказал. Вера дается от Бога, и без воли Божией никто не может стать верующим, церковным человеком. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 44), – говорит Христос. Бог никого не может заставить верить или не верить, Он привлекает человека, если видит в нем стремление изменить свою жизнь. Поэтому, хотя вера и есть дар Божий, но получит ли его человек или нет, зависит от него самого. Господь дает ему ровно столько, сколько человек может принять.

Когда апостолы спрашивают у Христа, почему они не смогли излечить бесноватого, то услышали в ответ: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф, 17, 20). То есть вера зависит от самого человека. От его стремления жить по совести, следовать добру, поступать по правде. Таким людям Бог обязательно поможет встать на спасительный путь веры.

Сегодня мы живем, к сожалению, не в том традиционном христианском обществе, когда с раннего детства ребенок знал, что Бог есть и Его нужно бояться. Детей приучали ходить в храм, молиться. Весь цикл жизни православного человека, его труд на земле, все будничные заботы и праздники – все было связано с Церковью. Даже если человек не был очень уж религиозен, внешняя сторона его жизни была выстроена в соответствии с теми правилами и порядками, которыми жили все православные люди, все общество.

– Значит, верующих людей было тогда намного больше?

– Нет, их всегда было немного. Еще Господь сказал: Вы малое стадо (ср.: Лк. 12, 32). И эти слова Христовы не раз звучат в Евангелии. Так что и многие столетия тому назад, и сегодня войско Христово немногочисленно. Просто сейчас, когда внешняя религиозность от людей не требуется, раздел между верующими и неверующими стал более заметен. Большинство родителей, не получивших в свое время православного воспитания, полагают, что и их дети проживут без веры. Поэтому есть такое ощущение, что дальше нас ждут тяжкие испытания.

А ведь без веры человек не живет. Если бы земледелец не верил, что попавшее в землю зерно станет колосом, хлебом, зачем бы он трудился? И так во всем. Мы все верующие люди, но одно дело, когда человек признает бытие Бога, и другое дело, когда он выстраивает свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями.

– Еще говорят, что верить в Бога и верить Богу не одно и то же. Поясните, пожалуйста, в чем разница?

– Верить в Бога – это значит признавать Его существование. И бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19), – читаем мы в апостольском послании, но это не значит, что они чтут заповеди Божии и спасутся. А вот верить Богу – это уже нечто иное, это уже намного сложнее, потому что обязывает верующего человека жить так, как велит ему Господь.

– Меня поразил рассказ митрополита Антония Сурожского, как он из человека, презирающего религию, стал великим проповедником христианской веры. Достаточно было впервые взять в руки Евангелие, как молодой человек почувствовал присутствие Христа, и вся его жизнь круто изменилась. Подобных случаев немало, их можно отнести к разряду чудес. А как быть тем, с кем ничего подобного не происходит?

– Я уверен, что обращение владыки Антония в христианство не было случайностью. Этот человек готов был изменить свои взгляды, так же как и апостол Павел, искренний гонитель христианства. Он преследовал христиан, как он сам говорил, по неведению, считая, что тем самым он служит Богу. С митрополитом Антонием Сурожским произошло действительно чудо, которого он сам жаждал. И тот, и другой искали истину, искали правду, и она им открылась.

– Но позвольте, Владыка. Апостолу Павлу и митрополиту Антонию Сурожскому было явление Бога, для них Бог стал очевиден. Не с каждым такое чудо происходит.

– Чудеса и с другими происходят, только это ничего не меняет, если человек их не замечает. А если и заметит, то скорее признает себя психически больным, чем уверует в бытие Божие. Ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7), – сказал Господь. Когда человек живет с внутренним душевным дискомфортом, когда он осознает, что в его жизни что-то не так, пытается разобраться в себе, понять, зачем он живет, то в какой-то момент у него обязательно произойдет встреча с Богом.

– Апостол Фома – единственный из двенадцати, кто усомнился в том, что перед ними – Воскресший Христос. Ему нужны были «вещественные доказательства», и только «вложив перста в раны от гвоздей», он признал Господа. Есть ли у христианина право на сомнения, колебания? Как их развеять и укрепиться в вере?

– Неверие бывает разное. Сомнение апостола Фомы не было каким-то злобным неверием. Он был абсолютно предан Христу. Когда Христос получил известие о смерти Лазаря и предложил Своим ученикам идти в Вифанию, где Его могли убить, Фома первым сказал: Пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Его сомнения в Воскресении Христа – это страх разочароваться. Что, если это окажется неправдой? Всем сердцем и душой он хотел, чтобы весть о Христовом Воскресении оказалась правдой. Для него было крайне важным самому убедиться: перед ним Иисус Христос. И Господь предлагает ему удостовериться, прикоснуться к Нему, говоря при этом: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). А кто эти блаженные? Это мы с вами, живущие спустя тысячелетия после того, как проповедовал Христос. Мы верим в невидимое. Такой и должна быть наша вера.

– Но все-таки, имеет ли право верующий человек сомневаться или вера его должна быть непоколебима?
 

– Я думаю, что каждый человек имеет право сомневаться, вера не должна быть слепой и фанатичной. Вера должна расти в человеке, от детской, наивной, к взрослой, осознанной. По мере взросления человек вырастает не только физически, но и духовно. В его сердце должно произойти преображение, он опытным путем должен почувствовать Христа, познать, что не безразличен Богу. Это познание не дается сразу, отсюда и сомнения, и метания. Но Церковь много столетий назад выработала краткое и точное изложение всех истин христианской веры – Символ веры. И кто эти истины, эти церковные догматы не принимает, тот не может называть себя православным христианином.

– Разными путями люди приходят к вере. Можно ли стать верующим с помощью рационального мышления, изучения богословских книг, Священного Писания? Или Бог познается непостижимым образом, душой? Как рождается в человеке вера в Бога?

– Сколько людей, столько и путей к Богу. Например, из жития великомученицы Екатерины мы знаем, что она пришла к христианской вере, созерцая красоту природы, ее бесконечную гармонию. Кто-то начинает задумываться над жизнью, прочитав духовную литературу, взяв впервые в руки Библию. Известно, что многие ученые пришли к мысли о существовании Высшего разума, проводя сложнейшие исследования, научные опыты. Но на пустом месте вера не может родиться, все зависит от духовного устройства человека, его стремления познать Истину.

Бог привлекает человека, зовет его. Но в большинстве случаев люди стараются этого не замечать, прячутся от Божьего призыва. Почему? Потому что неверующему жить проще: никаких обязательств, живу, как хочу, все позволено. Но, повторюсь, Господь призывает всех, и если человек одумается и, как в притче о блудном сыне, решит возвратиться к отцу, Господь первым выбежит ему навстречу. Обнимет его и будет дальше вести по жизни и помогать.

– Бывает так, что под воздействием неких жизненных обстоятельств, несчастий, болезней, неудач человек охладевает к Церкви или вовсе отходит от веры. Что может в таком случае ему помочь вернуться к Богу?

– В семейной жизни тоже бывают ссоры, распри, охлаждение друг к другу. Как тут быть? Прощать, не держать в себе обиду и обязательно вести диалог. Нечто подобное происходит между человеком и Богом, если относиться к Нему не как к некой абстракции, а как к живому существу. И если что-то наболело – обратись к Богу. Молитва – лучшее средство для развития веры. Чем больше человек молится, вверяется Богу, доверяет Ему, тем глубже становится его вера.
Духовная жизнь не проста, это постоянный, каждодневный труд. Если же в жизни что-то пошло не так, случилась беда или настигла болезнь, нужно со смирением принять все испытания. Может, Господь через эти трудности и скорби пытается что-то тебе сказать, от чего-то уберечь, предупредить большее несчастье. Прими это. Покажи пример христианского отношения к жизни окружающим тебя людям, которые пока не пришли к Богу.


Ольга Стрелкова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи