По молитвам у Казанской иконы

По молитвам у Казанской иконы Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Именно к ней чаще всего обращаются взоры в бедах и болезнях. Именно этой иконой с давних времен благословляют молодых на брак, и озаряемый мирным сиянием лампады кроткий лик Богоматери с любовью смотрит на подрастающих детей. Множество храмов по всей Руси освящены в честь Казанской иконы Богородицы, а некоторые из них хранят чудотворные списки того – первого, явленного в Казани – образа.
 

Указующая истинный путь

На Руси, с древности считавшей себя «уделом Пресвятой Богородицы», было множество чтимых образов Божией Матери. Но, как правило, это были либо старинные византийские иконы, либо списки с них. А Казанский образ поистине наше национальное достояние, такой иконы не было прежде.

Как известно, все иконы Богородицы при всем различии деталей можно отнести к тому или иному иконографическому типу. Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Будучи очевидцем события, он написал «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани». В этом сказании она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». «Радуйся, Одигитрие, прибежище всем нам и утверждение», – эти слова мы слышим в каноне праздника в честь чудотворного образа.

Что же представляет собой иконографический тип «Одигитрия»? С греческого это слово переводится как «Указующая путь» или «Путеводительница». В соответствии с этим названием, Богородица на иконе правой рукой указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой Ее руке. Путь истинный – путь ко Христу.

Поздние исследователи недоумевали, почему Казанская икона названа Одигитрией, ведь на ней Богородица изображена оплечно и смотрит прямо на молящихся. Но сохранились свидетельства о том, что на образе, явленном в Казани, Богородица указывает на Младенца, но не рукой, а особым поворотом головы и взглядом Она дает нам понять, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Обретение и утрата

Явление Казанского образа произошло в 1579 году. По указу Ивана Грозного и стараниями митрополита Гермогена на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. По преданию, первой монахиней в нем стала та самая девочка Матрона, которая обрела чудотворный образ на пепелище отцовского дома.

До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий, чтобы помолиться перед чудотворным образом. До 70% доходов городу приносили паломники. Богородицкий монастырь до революции относился к числу первоклассных, перед началом революционных событий здесь проживало 500 монахинь.

ХХ век можно назвать самым трагичным в истории обители. Еще до начала революционных событий здесь произошла беда: в ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Варфоломей Чайкин (Стоян) и его сожительница Парасковья Кучерова взломали двери главного храма и унесли две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божией Матери. Скорее всего, злоумышленников привлекали драгоценные оклады икон. Как показали на следствии свидетели, образы они порубили и сожгли. Хотя еще долгое время верующие Казани и всей России надеялись, что злоумышленники их продали.

Однако в России к тому времени было уже множество списков Казанского образа, прославленных чудесами по молитвам верующих. В лихие революционные годы некоторые из них были также уничтожены, а некоторые попали за рубеж.

Один из них – так называемый Ватиканский список – 28 августа 2004 года в кремлевском Успенском соборе делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или первой половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился). 21 июля 2005 года Патриарх Алексий II передал образ Казанской епархии. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. С того же 2005 года началось возрождение этого монастыря, но уже как мужской обители.

В помощь ополченцам

Один из самых известных списков Казанской иконы находился в 1612 году в ополчении Минина и Пожарского, освободившем столицу от поляков. После усердной молитвы русских воинов стало известно, что архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и объявил о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

22 октября (4 ноября по новому стилю) русские выбили поляков из Китай-города, а затем захватчики сами сдали Кремль. Священнослужители вышли навстречу русскому воинству с московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее князем Димитрием Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования – казанское 8 июля и московское 22 октября – стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

В годы гонений Москва утратила и Казанский собор на Красной площади, и прославленный образ. В 1990-1993 годах собор был восстановлен по чертежам и обмерам, сделанным в начале ХХ века архитектором П.Д. Барановским. Чудотворный образ из этого собора был утрачен, возможно, он затерялся в запасниках какого-нибудь музея. В Московском Елоховском соборе есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.

Святыня града святого Петра

Другой список с Казанского образа, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, Петр I перенес в град святого Петра. В 1709 году накануне Полтавской битвы Казанский образ по государеву указу был доставлен в стан русской армии. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, затем повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.

В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор. В следующем году М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед петербургской святыней. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение Отечества от иноземных захватчиков, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы – 22 октября.

А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе Санкт-Петербурга пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы.

Вот всего лишь несколько случаев помощи Богородицы по молитвам у Казанского образа. И в ХХ веке, и в наше время их также немало. Матерь Божия помогает всем сущим «в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими». Лишь бы мы молились «умиленною душею и сокрушенным сердцем» и старались следовать по тому пути, который Она нам указывает.

Подготовила Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи