Заметить необычное в обычном

Заметить необычное в обычном Энергии и жизнелюбию моей собеседницы можно только позавидовать. Директор воскресной учебно-воспитательной группы «Школа радости», прихожанка храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска, неутомимый организатор многих творческих, ярких мероприятий, мама троих детей – все эти послушания Юлия Антоновна Титова несет действительно с радостью. Возможно ли научить наших современных детей следовать традициям, которые забыли даже их бабушки? Что помогает сделать урок интересным, а общение живым? Об этом и многом другом наша беседа.

– Юлия Антоновна, расскажите, пожалуйста, с какого времени к Вам пришло решение воспитывать собственных детей в православной вере?

– Когда моим старшим дочерям было лет пять-шесть, я пришла в храм. В то время считала себя «продвинутым» педагогом, знала все методики Монтессори, Глена Домена. Но сердцем чувствовала – все это чужое. А вот попав в храм, поняла, что истина здесь. И детей нужно воспитывать здесь. Дочерям было интересно в храме, мы вместе участвовали в организации пасхальных и рождественских праздников. Потом на уроки в воскресную школу стали ходить.

– Какие сложности возникали на этом пути?

– Главная сложность – собственная лень, инертность. Но я поняла, что если сейчас не научу детей чему-то хорошему, то обязательно найдется кто-то, кто научит плохому. Был, конечно, и переходный возраст, когда дети из упрямства порой отказывались идти в храм. Но потом они сопротивляться перестали, и все наладилось.

Благодаря советам и поддержке настоятеля нашего храма отца Александра Милованова все шло довольно гладко. Что-то в нашей жизни появлялось новое, от чего-то отказались довольно легко, к примеру, от бурного празднования Нового года.

– Со временем из прихожанки Вы превратились сначала просто в педагога, а потом и в директора воскресной школы. Отношение к воспитанию детей в традициях Православия изменилось?

– Конечно, изменилось многое. Прошла горячность, желание изменить все и сразу. Приходит опыт, понимание процессов, которые происходят с детьми в момент взросления, да и само отношение к воспитанию. Приходит рассудительность, спокойствие. Хотя при этом нужно быть очень креативной, мобильной, иначе детям на уроках будет просто не интересно.

– В повседневной жизни своей семьи удается применять православные традиции, или они остаются в классе?

– Если они останутся только в классе, в этом смысла нет. Наоборот, хочется поделиться личным опытом с родителями воспитанников школы: «Смотрите, это работает!»

– О традициях – Вы уже не в первый раз участвуете в Покровских образовательных чтениях. В одном из своих выступлений Вы делились с коллегами своим опытом преподавания по методике Анастасии Алексеевны Абрамовой. Как Вы открыли ее для себя?

– Когда лет пять назад в нашей воскресной школе организовали группу для дошкольников, никто не хотел в ней преподавать: дети шумные, их много, твердой программы нет. В этот момент мне случайно попала в руки книга А.А. Абрамовой «Введение в традицию». Мне ее вручил отец Андрей Аскаров, который на тот момент был настоятелем нашего храма, со словами: «Посмотрите, мне кажется, здесь много интересного». Посмотрела и поняла, что более целостного подхода к детям я не встречала нигде. А поскольку младшей дочери было пять лет, и ее тоже нужно было водить на занятия, я стала вести эти уроки.

Господь дал помощников, силы для того, чтобы воплотить все эти замечательные идеи в жизнь. Ведь по программе требуется достаточно большая подготовка к каждому занятию, и в одиночку сделать это было бы сложно. Кто-то из родителей, бабушек шил куклы, кто-то декорации делал для сказок, кто-то рукоделие готовил. Им очень нравится помогать, оказалось, что эти занятия важны не только для детей. Я попросила родителей написать, что для них значит посещение этих занятий. И одна мама написала: «Такое ощущение, что приходишь в себя после амнезии или летаргического сна. Вспоминаешь то, что всегда знал, но по чьей-то злой воле забыл. Народные традиции и обычаи обретают глубочайший смысл. Начинаешь гордиться своей страной, культурой, языком, историей!»

– Часто нестандартные методики очень зависят от личности их автора. Получается ли воспроизводить опыт культуролога Анастасии Алексеевны в своих условиях?

– Культурологом мне пришлось стать, потому что Анастасия Алексеевна очень высоко подняла планку. Она с детьми говорит на такие высокие и сложные темы, причем на их языке, и чтобы дотянуть до этого уровня, надо много читать. Я не воспроизвожу ее опыт, я пропускаю его через себя и стараюсь сделать свои занятия более вероучительными. Ведь у Анастасии Алексеевны много культурологических вещей, на которые в воскресной школе просто не хватает времени. К примеру, Масленичный цикл. Он довольно долгий – от Крещения до Масленицы, и в большей степени посвящен культурным традициям. А у нас он больше посвящен подготовке к Великому посту.

– Что бы Вы сказали педагогам, которые с опаской поглядывают на этот учебник, боясь не справиться, не дотянуть до поднятой планки?

– Надо бояться только собственной лени. Если приходит решение, что это совсем другой уровень преподавания, и я буду так работать, потому что это очень интересно и дает потрясающие результаты, Бог поможет. Из тех педагогов, которые начали работать по этой методике, нет ни одного человека, который сказал бы: «Нет, у меня не получается, я брошу».

Мне очень нравится замечательный подход А.А. Абрамовой, который я также стараюсь применять: мы относимся к детям не как к чьим-то чадам, а как к чьим-то будущим родителям.

– В вашей воскресной школе за год проходит множество интересных, ярких мероприятий. Что особенно запоминается их организаторам?

– Самое яркое и чудесное – акция «Помощники святителя Николая». Каждый праздник замечательный по своему, но об этой акции дети говорят целый год. В начале сентября уже спрашивали: «А мы будем играть в этом году в помощников святителя Николая?».

Молодежи запомнились Покровские вечёры – посиделки с песнями о Богородице, народными танцами, играми. Проводили их в общеобразовательной школе. Просто спортивный зал, аппаратура и сто человек детей. Мне было очень страшно, ведь в зале старшеклассники, и я боялась, что им будет неинтересно. Но из ста человек не вышли играть всего десять человек. Все остальные танцевали, играли с упоением.

В этом году в первый раз мы провели Рождественский бал. Многие были в повседневной одежде, но я думаю, что в следующем году будет уже больше людей в платьях и в костюмах. Был танцевальный экспромт – никакой сложной предварительной подготовки. И это тоже было очень интересно – дети видели, что танцевать несложно. В каждом танце участвовали человек по семьдесят.

– А как же быть с расхожим убеждением, что молодежи ничего, кроме телефонов и Интернета, не интересно?

– Дети разные, интересы у них тоже разные. Но я понимаю, что такое времяпрепровождение очень востребовано. Они понимают – это что-то настоящее. Это не суррогат общения, а настоящее общение.

– Как жители Новоузенска относятся к таким нестандартным формам общения?

– Главная наша аудитория – дети и подростки. Поэтому очень хорошо, что мы с отцом Александром Миловановым часто бываем в школах. И дети, и родители нас знают. И знают, что плохому не научим. В воскресной школе часто проводим открытые семейные вечера, например, роспись имбирных пряников, на которые собираются много детей, родителей, бабушек. Приходит много людей и на праздничные спектакли.

– А что для детей и их родителей значит это посещение мероприятий, организованных приходом? Очередной кружок по интересам, досуговый клуб или нечто большее?

– Всякие родители есть. Есть и те, кто относится к воскресной школе как к кружку, но, как правило, они долго не задерживаются – год-два и пропадают. Основные наши помощники – те, кто понимает, для чего им все это нужно. Многие из них ходили в храм еще до появления детей. Хотя бывают исключения – ребенок пришел в храм, а за ним пришли родители.

– Кому и когда пришла идея заняться созданием мультфильмов и коротких видеофильмов?

– Идея родилась тогда, когда мы получили задание перед епархиальной олимпиадой: сделать постановку по притчам. Времени и сил готовить театральную постановку не было, решили сделать мультфильм. Нашлись ребята, которые умеют работать с аппаратурой – Илья Швейкин, Варлаам Искалиев. Мы сняли первый мультфильм про сеятеля, получилось интересно. Ребята продолжили снимать, и опять-таки неожиданно ролики получили популярность в Интернете. Варлаам пишет сценарии короткометражных фильмов, актерами в которых выступают наши прихожане. Удивительно видеть, как люди открываются с новой стороны.

– Ваша воскресная школа носит очень светлое и обнадеживающее название – «Школа радости». Вы думаете, радости можно научить?

– Я думаю, научить можно, если детям показать жизнь как величайший дар от Бога и научить радоваться каждому дню. Я часто начинаю урок с игры в Полианну. Задаю детям вопрос: «Что необычного заметили по дороге в храм?». Они быстро включаются в игру и начинают замечать необычное в обычном. Чему мы можем порадоваться сегодня? За что поблагодарить Господа? И оказывается, вокруг много поводов для радости.

– А что Вас саму радует – в храме, в школе, в Вашей деятельности?

– Смотреть, как растут дети от воскресенья к воскресенью, иногда эти изменения очень заметны. Когда дети начинают участвовать в богослужении – подпевают хору во время службы, читают, а ведь совсем недавно только свечки гасили. Радует, когда взрослые дети помогают и хотят делать что-то для других, а не только в свое удовольствие. Вдохновляет молитва, совет и поддержка духовника.

Беседовала Марина Шмелева


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 ноября 2017 г. 5 ноября ст.ст. суббота. Седмица 24-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Патриарх Тихон
Патриарх Тихон

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМчч. Галактиона и Епистимии (III). Совершается служба со славословиемСвт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6). "И послал их" (св. апостолов) "проповедывать Царствие Божие". В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со св. апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним-но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветного не считать истинным словом св. апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: "я не вижу, я не вижу". Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман - атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. "Но ведь это то же, что перестать мне быть мною". Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. "Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, да искуснейшие явятся. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимого мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом". Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. "Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каково я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста". Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло "пизма" (греч.) - упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты - хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил Чин Великого освящения и Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Клинцовка
Все фоторепортажи