Если жена мудрая, то и муж сильный

Если жена мудрая, то и муж сильный

Таинство Брака так же неотменимо и необратимо, как всякое Таинство Церкви. Нельзя человека «раскрестить», нельзя его и «развенчать», «снять венец», как просят иные люди по неведению своему. «…Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Церковь в порядке пастырской икономии (снисхождения) допускает развод в некоторых специально оговоренных случаях (см. «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятое на Поместном Соборе 1918 года, и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», глава Х). Но никакими человеческими силами и установлениями нельзя отменить совершенного уже таинства Брака.

Что нужно делать, чтобы вся последующая семейная жизнь была достойна великого таинства? Об этом мы беседуем с протоиереем Валерием Генсицким, настоятелем храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в Марксе.


— Отец Валерий, вы священник уже более двадцати лет, а в браке с матушкой Галиной — 28 лет. Скажите, семья священника — она такая же, как все остальные семьи, или перед нею стоят особые трудности?

— Да, иногда люди так думают: у батюшки в доме все идеально, потому что он проповедует, стало быть, знает, как надо жить, как себя вести. Наверное, так должно и быть. Люди на нас так и смотрят со стороны. Если батюшку посылают на новый приход, особенно в маленький городок или в деревню, где он со своим семейством как на ладони, — то этот приход начинается с его семьи, как бы это ни банально звучало. Точнее, из того, как живет его семья, какие в ней взаимоотношения. Мы несколько раз переезжали с прихода на приход, и каждый раз очень хорошо это чувствовали. Когда мы приезжали, наших детей все время расспрашивали о нас — в школе, везде, где бы они ни были. Может быть, многие жители Новоузенска, например, потом стали прихожанами не через меня, не через мою проповедь, а через наших детей — глядя на то, как они себя ведут, что они собою представляют. Наши дети были миссионерами.

Однако и священник, и его супруга — такие же люди, как и все другие, и проблемы у них так же возникают, как и у всех. И у нас были конфликты, проблемы, но было чувство долга, понимание того, что мы венчаны. Хотя и нельзя, конечно, жить только тем, что ты венчан, только чувством обязанности,— это не выход. В семье должен быть иной дух — дух радости встречи друг с другом. Вот эту любовь и радость того, что мы вместе, нужно стараться сохранить от начала до конца.

— Для священника исключен развод, повторный брак, а в современном обществе это давно стало нормой. Как вы на это смотрите — из собственной вашей ситуации?

— Разводы — какая это норма? Это ужас, это страшно, такого не может и не должно быть. С чего начинается семья — с того, что брак совершается на Небе. Об этом надо и думать при вступлении в брак: не страсть тут должна руководить людьми, а любовь и ответственность.

Сейчас такая есть тенденция, крайне странная: попробуем пожить вместе, испытаем друг друга. А я удивляюсь: как это вы будете испытывать друг друга? Вы же друг друга любите!

— А что такое любовь? Как вы на этот вопрос отвечаете?

— В том-то и беда, что любовь в современном понятии молодежи свелась к плотскому желанию всего лишь: именно это называют любовью, хотя никакого отношения к ней не имеет. И это же понимание — любовь, которой «занимаются»,— предлагают нам сегодняшние СМИ. А настоящая любовь — это то, о чем апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего… все покрывает… все переносит (1 Кор. 13, 4–8). Вот это любовь, когда ты готов ради любимого человека пожертвовать и временем своим, и сном своим, и отдыхом, и мнением даже.

Когда священник венчает молодых людей, надевает на них венцы — это же не просто так. Многие говорят: «Ой, какая красивая корона!», но это же венец — тот, который сравнивают с венцом мученика ради Христа. То есть прожить достойно супружескую жизнь — сродни мученичеству. Это на самом деле нелегко, тяжело. Здесь необходима мудрость хотя бы одного из супругов. Встретились два разных характера, два разных воспитания, два разных мира даже, они трутся друг о друга, как камушки, они могут высекать огонь, но кто-то из них двоих, тот, кто мудрее, должен быть водой для этого огня. Чаще это женщина. Не в обиду мужчинам будь сказано, женщина мудрее — потому, что она мать. Ради семейного покоя, ради блага детей она уступает, прощает, терпит, молится. Но, помимо того, что она мама — это самое главное, Богом данное, ее качество,— она должна быть всем для своего мужа: нам ведь не хватает ласки, внимания, похвалы, доброго слова («Какой ты хороший, как я тебя люблю...»), это очень нужно мужчине, каким бы сильным он ни был. Мужчина может сделать всё в жизни своей, как говорят, горы свернуть, если будет у него хорошая, мудрая жена. Если жена мудрая, то и мужчина сильный. Я убедился в этом на собственном опыте. Прихожане идут к батюшке, чтобы он подсказал, посоветовал, поддержал. А самого батюшку кто поддержит? Он тоже человек, ему хочется с кем-то поговорить. Таким человеком стала для меня матушка Галина. Только ей я мог сказать, как мне было тяжело — на новых приходах, в первые годы служения. Больше ведь этого не расскажешь никому!

— Сейчас очень многие молодые пары венчаются, но всегда ли они понимают то, о чем вы говорили выше?


— Да, можно услышать, что венчаться в церкви «модно». Действительно, бывает такое: приходят венчаться люди без веры, просто так, ради красивой церемонии, которую можно снять на видеокамеру. Есть и те, кто венчается осознанно, но всей глубины, всей меры ответственности, конечно, не видит. В молодости это трудно увидеть. Ведь какими мы вступаем в брак — еще совсем бестолковыми, осознание приходит позже. Я себя вспоминаю: как я смотрел на брак в юности и как сейчас смотрю на это великое таинство. Очень большая разница.

Плохо, когда люди смотрят на венчание как на средство укрепить брак. Помню одну пару из Алгая: внутренний голос мне подсказывал, что их брак вынужденный, хотя я еще молодой был и сам себе не мог этого объяснить. Я пытался их остановить, просил подождать какое-то время, осмыслить, но они твердо стояли на своем. В итоге повенчал я их; проходит некоторое время, приезжает ко мне один из их родственников и сообщает, что «мое» венчание «не помогло»: разошлась, рассталась эта пара. Они думали, что венчание дает гарантию на всю жизнь. Да, действительно, Господь благословляет, Господь помогает в браке, но нужно прилагать свои усилия, самому просить Бога, веровать, и тогда Господь поможет.

— Вы говорите, что к вам приходят люди с семейными проблемами. А насколько здесь вообще возможно помочь пастырским советом?


— Да я только и слышу, что об этих проблемах. Редко кто придет, чтобы сказать: «Слава Богу, как мне хорошо, как я счастлив». Я сам себе иногда устраиваю такие радости: кого-то специально выведу на разговор, пошучу, пообнимаю, порасспрошу, и когда люди улыбаются — мне так хорошо, я так радуюсь. А так — все идут в храм, к священнику с проблемами. По пословице «Как грянет, так и крестится», или «Как клюнет, так и молится». Когда плохо, когда беда — человеку нужен храм и священник, а вот когда все хорошо — тогда можно об этом не думать. Это о многом говорит! В день бракосочетания сына, поздравляя молодых, я сказал: семейная жизнь похожа на дорогу серпантинную: есть такая, из Судака в Алушту, с такими спусками и подъемами, что не каждый выдерживает, и очень опасная — с обрывами. Редко у кого семейная жизнь бывает гладкой, буквально ни у кого. «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек…» (поется в каноне Пресвятой Богородице). Это море все время бурлит. Поэтому надо благодарить Бога за все хорошее.

— А как вы вообще относитесь к этому празднику — Дню семьи, любви и верности, дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев?


— Праздник мне нравится, его надо было давно уже ввести. Потому что все эти «валентинки» в «День влюбленных» — до того уж подействовали на наше общество российское, православное… Как жили, как любили друг друга Петр и Феврония — вот пример, а не то, что показывают сегодня каждый день по телевизору, специально дразня и разлагая общество. Показывают один разврат целыми днями. Как это назвать? Откуда это идет? Это разве воспитание?

Слава Богу, что ввели этот праздник. Многие уже ездят в Муром, многие знают, что при создании семьи или для того, чтобы встретить человека, который тебе нужен, следует помолиться святым Петру и Февронии. И сам праздник хороший, и пример тоже — такой добрый, красивый — этих двух людей разного происхождения, друг друга встретивших. Иногда говорят — встретились случайно, поженились, а ведь случайностей не бывает, это Господь сводит. Но дальше все зависит от нас самих.

Беседовала Наталья Кацуба

Фото из семейного архива

Газета «Православная вера» № 13 (465), 2012 г.

Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

18 августа 2017 г. 5 августа ст.ст. пятница. Седмица 11-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Преподобный Иов Ущельский
Преподобный Иов Ущельский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьПредпразднство Преображения Господня. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 4, 13-13; Мф. 24, 27-33. 42-51). "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет". Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
(1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12). Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи