Духа Святаго обитель

Духа Святаго обитель

Есть на Русской земле места, особенно дорогие сердцу верующего человека. К северо-востоку от Москвы, окруженные крепостными стенами, возносятся ввысь купола храмов Троице-Сергиевой Лавры, одного из древнейших и наиболее почитаемых монастырей России, уникального исторического памятника. Сотни тысяч людей ежегодно посещают это место, стремясь поклониться святыням монастыря, прикоснуться к истории и культуре России.


Лавра — обитель уединенного подвига многих святых, духовная и политическая поддержка великих князей, образовательный и просветительский центр, свидетель и участник великих событий в истории, опора Русской земли во времена татарского нашествия, в Смутное время… в любое время.

В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, преподобный Максим Грек, иконописцы преподобный Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский). Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

Основатели Лавры — братья Стефан и Варфоломей, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» в честь Святой Троицы. В этой церкви Варфоломей был пострижен с именем Сергий.

Так в 1337 году началась история Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Со временем вокруг него собралось несколько монахов. Преподобный Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью во имя святого Димитрия Солунского над воротами. Позднее по этому плану стали строиться все русские монастыри.

Преподобный служил для иноков примером, не чурался никакой работы: рубил дрова, молол муку в жерновах, пек хлеб, варил, кроил и шил одежду, носил воду из источника, а по ночам молился за всех. В 1354 году братия почти силой заставила его принять сан пресвитера и стать игуменом. В 1355 году он ввел у себя в пустыни общежительский устав. «Только всем вместе можно победить злые напасти. Только всем вместе, рука об руку, можно стучаться в Царствие Небесное. Негоже приходить в монастырь, а жить по-мирски, следует делить всё с братией и забыть о том, кто был богат, а кто — беден. Все равны перед Богом».

Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни. Примером своей жизни, высотой своего духа, нравственным авторитетом преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем веру в свои силы и в свое будущее, отчего и назван истинным просветителем и воспитателем русского народа. Святой Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров.

Накануне Куликовской битвы благоверный князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — напутствовал его преподобный, благословил воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю.

Заступник земли Русской скончался 25 сентября 1392 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован Русской Православной Церковью.

Монастырские храмы

Троицкий собор — сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Он является произведением ранней московской архитектуры и украшался на протяжении веков. Игумен Никон, преемник святого Сергия Радонежского, пригласил расписывать собор преподобного Андрея Рублева. В первой четверти XV века «в похвалу преподобному Cергию» святой написал гениальную «Троицу» — главную храмовую икону собора, шедевр древнерусской живописи. Дабы «воззрением на неё побеждалась ненавистная рознь мира сего».

С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.

В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены храм и колокольня.

В 1559 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор. Его строительство велось двадцать шесть лет. Собор был расписан в 1684 году артелью ярославских мастеров. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века. В Успенском соборе находятся мощи преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия Московского. У стен Успенского собора также находится усыпальница боярского рода Годуновых.

В 1540–1550 годах Лавру опоясывали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями и рвами. Их протяженность составляла около 1400 м. По описи 1643 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве. В эпоху Смутного времени Лавре пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду польских гетманов Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было. Защитниками монастыря стали монахи и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне. Несмотря на жестокие штурмы, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. В Троицкой Лавре получили благословение вожди Минин и Пожарский, возглавившие народное ополчение, которое освободило Москву от польских интервентов 4 ноября 1612 года.

В 1635–1637 годах были построены больничные палаты с шатровой церковью во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1699 году храм во имя Иоанна Предтечи.

Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги — царские палаты. Это большое здание ярко расписано «в шашку» и украшено многоцветными изразцами.

В 1770-х годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов была построена знаменитая монастырская колокольня. Это самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. На колокольне расположено уникальное собрание колоколов. В начале XX века был отлит и поднят главный колокол весом 72 тонны, разбитый в 1927 году.

Сокровищница духовная

В 1742 году в Лавре была открыта духовная семинария, а с 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная Академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1686 году в Москве. При семинарии действуют регентская и иконописная школы. А также на территории Лавры действует Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, который является хранителем одного из крупнейших собраний русского искусства.

На протяжении всего XVII столетия монастырские храмы и сокровищница продолжали пополняться царскими вкладами. Лавра свято следует завету «не отдавать и не продавать» эти ценнейшие памятники, о чем предупреждает надпись на водосвятной серебряной чаше келаря Александра Булатникова: «А кто сию чашу из дому Живоначальной Троицы возыметь или власти продадут или кому отдадут судим будет со мною на втором Христове пришествии».

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву Лавру стремились тысячи паломников. В Лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого.

В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях разместились историко-художественный музей и другие учреждения. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены колокола. К концу 1930-х годов многие памятники были основательно разрушены, а некоторые помещения частично перестроены и приспособлены под жилье и другие хозяйственные нужды. Только после Великой Отечественной войны обитель была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей.

Сегодня Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь, крупнейший духовный центр православной России. Находящиеся на территории монастыря духовные Академия и семинария, музей-заповедник служат сохранению духовных традиций России. Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV–XIX веков лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное пособие по изучению истории русского зодчества, музей под открытым небом. В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сам дух Троице-Сергиевой Лавры оказывает животворное действие на душу человека, поэтому каждому православному христианину хотя бы раз в жизни необходимо побывать в этом святом месте.

Наталия БОНДАРЕНКО



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 января 2017 г. 10 января ст.ст. понедельник. Седмица 32-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Григория, еп. Нисского (395). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Маркиана пресвитера (V). Совершается служба на шестьПрп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Совершается служба с полиелеемСвт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диаконисы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Макария Писемского (XIV). Сщмч. Зиновия пресвитера (1920). Сщмч. Петра пресвитера (1930). Сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Феофана (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. * * Чтения свт. Григория читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52). "Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил праздничные богослужения в день памяти преподобного Серафима Саровского
Все фоторепортажи