Священник и учитель: воспитываем детей вместе

Священник и учитель: воспитываем детей вместе

Сотрудничество храма и школы – каких только возражений не вызывает оно сегодня. А между тем, там где его не испугались, такое сотрудничество приносит свои положительные результаты. Опытом делится директор МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Новоузенска Саратовской области Елена Николаевна Туманова.    


Часто случается так, что не всегда находишь поддержку и понимание среди коллег при принятии какого – либо решения, а уж если хочешь внедрить что-то новое, то зачастую найдешь отпор и непонимание. Такое бывает, и это нормальное явление. Просто его надо принимать как состояние временное. Далее, при веских аргументах и неоспоримых фактах, оппоненты становятся самыми активными воплотителями идеи в жизнь.

Так, отчасти, было и у нас. Только не было ярких противников, были сначала те, кто не видел в этой «затеи» никого смысла, а наоборот непонятное  нововведение: как можно организовать учебный процесс в светском образовательном учреждении совместно с православным храмом? «У нас и так вроде все в порядке, сами справляемся», –  думали многие. Оказалось, нет.

«Первой ласточкой» на пути нашего сближения с православным храмом  стал I Областной конкурс «Преображение» на православную  тематику, который проходил в 2006 г в г. Саратове. Наши учащиеся принимали в нем активное участие в номинациях «Живопись», «Декоративно – прикладное творчество» и получили призовые места. В школе, до отправки работ на конкурс, прошла выставка, которая вызвала большой интерес у бывшего настоятеля нашего храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска священника  Александра Милованова. Батюшка очень внимательно отнесся к каждой детской работе. Много интересного педагоги узнали, пока отец Александр знакомился с выставкой. Надо отметить, что у отца Александра исключительный дар рассказчика, он настолько увлеченно общается с людьми, что встреча с ним – это всегда радость, познание. Оказывается, есть еще столько необъятного в мире, что хочется поскорее узнать, увидеть, и это нравиться детям.

С 2007 года встречи с отцом Александром и учащимися нашей школы искусств стали доброй традицией. Совместные беседы проходили в неформальной обстановке: можно обсудить тему, задать вопросы, поделиться впечатлениями. А сколько у детей вопросов! И нам взрослым, педагогам, не всегда хватает мудрости и опыта правильно  на них ответить, чтобы не обидеть, не давить своей взрослой авторитарностью. А так, просто, без напряжения и без тени сомнения, в правильности сказанного, донести детям простые истины. Объяснить,  к примеру, что нужно любить своих родителей, быть послушными и в школе, и дома – ведь это большая добродетель.

А Родину любить! Как научить? На примере житий святых. Лучше образыов и не сыскать! Их жизнь – пример любому: тут и патриотизм – святые Александр Невский, Илья Муромец, Сергий Радонежский и семейная верность – святые Петр и Февронья Муромские, и молитвенники о земле Русской – святые Серафим Саровский, Тихон Задонский. А сколько мучеников за Отечество  – несть числа! Сейчас все понимают, не только священнослужители, но и те, кто отвечает за воспитание молодежи: без веры, без опоры на огромный духовный опыт Православия, воспитание человека невозможно. И это большая удача, когда есть удивительный союз и понимание между школой и православным храмом в вопросах воспитания детей.

За шесть лет совместной работы по духовно-нравственному направлению были проведены тематические встречи отца Александра с учащимися нашей школы на темы «Святые заступники Руси», «Православие и паломничество», «Русская иконопись» и т.д. После встреч учащиеся изобразительного отделения обязательно готовили художественную выставку своих работ. Тут принимались за работу все желающие. Выставку проводили и в школе, и в храме. Детям всегда приятно увидеть свою работу в числе других. Таким образом, и дети, и преподаватели охватили непознанный ими доселе  пласт духовной культуры – интересно, трудно, но увлекательно.

Сколько впечатлений вызывают выступления наших учащихся на Пасхальном и Рождественском фестивалях. Здесь отличились ученики музыкального отделения. Отец Александр открывал фестиваль, представляя каждый номер и участника. Фольклорный ансамбль «Узенек», хоровой коллектив «Родничок» – постоянные участники фестивалей с 2009 года, которые проходят в рамках совместной духовно-нравственной работы между школой и нашим православным храмом. Теперь уже такая работа ведется и на муниципальном уровне.

А какой радостью светятся глаза наших детей на выступлениях в храме! Все хотят петь и никому отказать нельзя. Поэтому готовим концертную программу на фестивали на уроках хора и фольклорного пения заранее. Поем двух, трехголосные произведения, есть сольные номера. Пение а-capello, как и должно быть в храме. Лица ребят – одухотворенные, светлые – самый высокий показатель нашей совместной работы.

Отец Александр, конечно, наш вдохновитель на новые встречи. Ему удавалось сотрудничать не только с нашей школой – школой искусств, но и, практически, со всеми образовательными детскими учреждениями города. Он готовил беседы и презентации, круглые столы и встречи. Для него это большой труд, ведь в первую очередь у священника храм и службы, но дети для отца Александра стали в туже  «первую очередь», и их духовному воспитанию он служит и отдает много времени и сил. Он сумел зажечь нас верой, объединить всех преподавателей и тех, кто вначале скептически к этому относился, идей духовно-нравственного воспитания детей без ущерба и отрыва от учебного процесса, а только ему во благо; объединил родителей, укрепил семьи, заставил работать над собой, сумел выслушать любого и ребенка, и взрослого,  помог советом в трудном жизненном решении.

Отец Александр с марта 2012 года служит в другом храме, живет в другом городе – такова жизнь священника: где  призовут –  там и служит. Везде люди, и всем он нужен. Но то, что им начато, а начиналось это с нашей школы с 2006 года, будет продолжать жить и развиваться теперь уже  с отцом Андреем Аскаровым – нашим новым настоятелем.

Хочу пожелать директорам школ не пренебрегать возможностью совместной работы православного храма и школы.  Постарайтесь организовывать встречи детей, родителей с настоятелями храмов – они знают проблемы детей и подростков гораздо глубже, чем мы, педагоги, потому что у них больше духовного опыта и мудрости в этих вопросах. Они независимы от предметных циклов и школьных программ  и не рассматривают ребенка с позиции: знает он, к примеру, математику или нет. Поэтому общение с таким человеком – большая польза для души ребенка. Теплеют и светлеют глаза детей, интересно жить, хочется узнать что-то новое – это показатели совместного сотрудничества православного храма и школы.

Елена Туманова



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 октября 2017 г. 8 октября ст.ст. суббота. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Пелагии (457). Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Св. Пелагии девы (303). Прп. Таисии (IV). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937). Сщмчч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937). Прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 5, 27-32). "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности - об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи