По милости Божией

По милости Божией

Храм в поселке Мокроус освящен во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Построен он руками настоятеля священника Евгения Клементьева и его помощников — к профессионалам обращались только в случае самой крайней необходимости. Понятно, что и атмосфера здесь особенная…


Наша машина остановилась у входа в храм. На лестнице, прямо посередине, сидела рыжая собачка и приветливо смотрела на нас. Собачка хорошо знала, что внутрь ей нельзя, поэтому она довольствовалась правом сидеть на ступенях и приветствовать людей, входящих в дом Божий. Эта симпатичная деталь сразу настроила на теплое, радостное общение…

Удивительный храм в Мокроусе — действительно дом Божий, в нем сразу чувствуешь, будто тебя тут долго ждали и очень рады видеть.

Первым, кого мы увидели, войдя в храм, оказался его настоятель — иерей Евгений Клементьев — худощавый, с очень живой мимикой лица и стремительными движениями. Отец Евгений производит необычное впечатление. С одной стороны, перед тобой совершенно адекватный времени и обстоятельствам человек — уверенный, собранный, энергичный, но вместе с тем во всем его облике, манерах, интонациях столько детской веры в реальность повседневных чудес… Хочется слушать его бесконечно, и, общаясь с ним, легко представить, что благодаря этому редкому сочетанию трезвенности и наивной детской благодарности Богу за каждую мелочь батюшка способен заразить верой любого: и зрелого, прагматичного, твердо стоящего на ногах мужа, и ребенка.

Возле каждой иконы батюшка рассказывает целую историю, полную чудес: тех самых, которые нецерковные люди просто не способны увидеть и понять… Время от времени отец Евгений стремительно удаляется в алтарь, чтобы принести оттуда еще одну святыню, что-то рассказать и о ней…

— У нас есть частички мощей многих святых, в том числе великомученика Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона… Есть удивительные святыни, например, частица облачения святителя Спиридона Тримифунтского, мне ее дали, когда я был на острове Корфу… Представляете, святитель Спиридон, помогая людям, постоянно путешествует по острову и даже… снашивает тапочки. Когда греков спрашивают, как это возможно, они отвечают очень просто: «У нас же кругом горы!». А иногда в раке обнаруживают кусочки водорослей — это значит, святитель помогал кому-то в море… А еще у нас есть кусочек мраморной плиты из пещеры, в которой был захоронен Лазарь, — продолжает отец Евгений и, видя мое удивление, улыбается: — Да, тот самый — Четверодневный. Это я когда был на Кипре, где служил Лазарь после воскрешения, попросил разрешения «отщипнуть» кусочек расслоившегося мрамора… Я говорю смотрителю храма святого Лазаря: «Разрешите, я же не для себя прошу, а для своих прихожан, представляете, как они обрадуются?». Мне ответили: «Ну, попробуйте, если у Вас получится…». В нашем храме ежедневно совершается молитва. В праздники — всенощное бдение, Литургия и молебны, в остальные дни читаются акафисты. Ведь молитва в храме, как и лампада, должна обязательно постоянно теплиться.

И все-таки, по мнению батюшки, народ в Мокроусе «расшевелить» непросто: сказывается, что здесь никогда не было храма.

— Здесь даже заправка называется «Комсомол»… — удивляется отец Евгений.

— Батюшка, расскажите, а как храм строили?

— Сами строили, без спонсоров. Помогала епархия — началось все еще при Владыке Александре, очень поддержали нас Владыка Лонгин, протоиерей Василий Стрелков — тогда он был настоятелем Свято-Троицкого храма в Покровске. Весь нулевой цикл мы сами осилили — помогали прихожанки, их мужья, просто жители поселка, даже мусульмане в стороне не остались — мы стучали в каждый дом. Многие отозвались. Вот с бабушкой Валей мы вдвоем штукатурили в алтаре, — батюшка кивает в сторону пожилой женщины за свечным ящиком. — Профессионалов приглашали только класть кирпич, плитку и покрыть крышу металлочерепицей. А все остальное — деревянные перекрытия, монтаж, шпаклевка, штукатурка — сами… И дети помогали, и бабушки. И, конечно, наш покровитель — святой Иоанн Кронштадтский. Мы ему акафист ежедневно читаем с тех пор еще, как в вагончике служили — очень нам его поддержка нужна, и мы ее постоянно ощущаем!

— Чудеса у вас кругом…

— Ну да, ведь вся жизнь — это чудо, если кто понимает… Вот видите, цветочки живые вокруг иконы царственных страстотерпцев? Они уже четвертую неделю так лежат и даже, смотрите, корешки пустили, не чудо разве? А вот когда мы в вагончике служили, как-то на Троицу мы икону обычным вьюнком украсили, так он несколько недель живой был — это в жару, когда металлический вагончик раскаляется, как печка, и трава на полу храма уже на другой день превращается в сухое сено!

К Богу отец Евгений пришел через своих родителей. Когда-то они занимали достаточно ответственные посты, а пришли к вере — и не смогли жить по-прежнему: отец с поста подполковника милиции ушел работать преподавателем труда в среднюю школу, а мама с должности директора Дворца пионеров переквалифицировалась в нянечку детского приюта. Эта их решительность, воля, готовность идти за Господом сформировала и внутренний мир их сыновей.

— Жизнь родителей, их пример сыграли огромную роль в моем становлении, — вспоминает отец Евгений. — Когда я был подростком, то они удерживали меня в храме, иногда вопреки моей воле, и я благодарен за это. Родителя уберегли меня от многих ненужных соблазнов и искушений юности. Отец теперь священник, служит в Ульяновской епархии…

— А как рождалась ваша собственная семья?

— Это тоже было достаточно необычно… Мой духовный наставник — протоиерей Александр Ткачев — познакомил меня с православной девочкой, когда я еще учился в старших классах. Я был очень загружен — обычная школа, художка, занятия музыкой, спортом… В общем, виделись мы с Катей редко. Потом, когда я уже учился в семинарии и приезжал домой в Вольск на каникулы, то мы виделись тоже нечасто. И вот пришло время рукополагаться. Отец Александр и мой папа благословили меня жениться. На меня никто не оказывал давления, просто спросили, вижу ли я в Екатерине хорошую матушку и мать своих детей. Я ответил: «Вижу». Так и появилась по милости Божией моя семья, родились сыновья — Алексей и Матфей. Как сельский священник, окормляющий четыре прихода, я почти не бываю дома — ухожу, когда дети еще спят, возвращаюсь — они уже спят. Ничего не поделаешь, для священника главное — служение. Когда уезжаю в поездки — очень скучаю по жене, сыновьям…

— А что такое супружеская любовь для священника?

— Это, прежде всего, чувство ответственности и беспокойства за свою супругу, детей, ощущение близости, понимания друг друга. А любовь для неверующего, мирского человека — это, как правило, просто страсть, которая неизбежно уходит со временем.

— А как проходит процесс воспитания сыновей? Ну, разумеется, они в алтаре вместе с папой?

— Вы знаете, нет. Я редко беру туда старшего, а младшего вообще пока не пускаю в алтарь. Им нужно сначала духовно окрепнуть. Алтарь — это ведь святая святых. Там нельзя сидеть, разговаривать, отвлекать чем-либо священника от молитвы. Нельзя допускать привыкания к святыне. Это касается и священников. Ведь вы же знаете, кто делал революцию в России — интеллигенция, поповские сыновья — те самые, которые дверь в алтарь открывали ногой, если руки были заняты. Это страшно, на самом деле. Ведь у священника две благодати: одну он получает во время хиротонии, другую — от Бога через личную молитву. Не утратить страх Божий, благоговение — это самое главное, иначе все рухнет.

— Батюшка, а Вам никогда не хотелось служить в городе, в большом, благоустроенном храме?

— Что Вы, я, еще учась в семинарии, мечтал построить храм! Ведь в нем будут молиться обо мне и после моей смерти, пока храм стоит. Во время строительства у меня случилась травма глаза, и чтобы сохранить зрение, нужно было отказаться от строительства полностью, пожертвовать этой мечтой — самому построить храм. Я предпочел пожертвовать здоровьем — один глаз у меня не видит. А вообще, в деревне больше думаешь о духовном, в городе, к примеру, важно, в каких ботинках ты ходишь, в каком пальто. А здесь я всю зиму в валенках, в потертой куртке — мне так удобно…

— Зато храм у вас какой нарядный — как дитя у хороших родителей…

— Да, слава Богу за все. Были и тяжелые времена, когда и кушать было толком нечего, ютились по съемным квартирам. Но люди добрые всегда помогали. Была такая бабушка — Анна Ивановна, я с семьей жил у нее первое время, она заботилась о нас как о родных. Она уже умерла, мы каждый день читаем по ней Псалтырь, Царствие ей Небесное… Сейчас очень выручают друзья. Бог милостив к нам: когда для храма что-то срочно нужно — даже не сомневаемся, молимся, скажем, святителю Спиридону Тримифунтскому, и вскоре приходит какая-нибудь бабушка — приносит конверт. Думаешь, ну сколько там может быть от пенсии? Ну, тысяча. Открываешь, а там ровно столько, сколько нужно…

Отец Евгений — человек, чьи мечты сбываются. Поэтому кажется, что каждый его день — это праздник. Но жизненный опыт подсказывает, что за этим стоит огромный труд, большое напряжение всех человеческих сил, ежедневная отдача себя без остатка выбранному служению. Но когда видишь сияющие глаза и детскую радостную улыбку батюшки, то понимаешь, что слова «по милости Божией» для него не просто привычный оборот речи — Бог действительно по Своей бесконечной милости восполняет благодатью все неизбежные потери, и все, отданное Ему от чистого сердца, возвращает сторицей.

Елена ГААЗЕ



Комментарии

Оставить комментарий

20 февраля 2013 03:30:27 р.Б. Екатерина
Отец Евгений, здоровья Вам и Вашим чадам. Милости Божией! Так радостно видеть Вас на фото,скопировала его .

Православный календарь

18 октября 2017 г. 5 октября ст.ст. среда. Седмица 20-я по Пятидесятнице. День постный. Пища с растительным маслом.

Икона дня

Московские святители
Московские святители

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомМц. Харитины (304). Совершается служба с полиелеемСвтт. Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264-265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Прп. Григория Хандзойского (861) (Груз.). Прпп. Дамиана, пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских. Прп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Прп. Гавриила исп (1959).

Евангельские чтения

«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Лк. 6, 46-7, 1). "Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?" Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: "Господи, Ты мой Господь", тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: "Господи, Господи"? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, - чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. . . Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: "Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей". И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Освящен храм Покрова Божией Матери на Волге
Все фоторепортажи