Пост - время навести порядок в своей душе

Пост - время навести порядок в своей душе 27 февраля начался Великий пост, который продлится 48 дней. Многие знают, что пост состоит последовательно из Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы. В чем заключается смысл именно Великого поста? Что дают православным христианам такие длинные постовые богослужения? И почему время Великого поста называется многими благодатным? Об этом мы побеседуем с настоятелем нашего храма иеромонахом Спиридоном (Савиным).



– Батюшка, наступил Великий пост. Многие, к сожалению, имеют довольно смутное представление о его смысле. Скажите, в чем смысл именно Великого поста и для чего он установлен Церковью?

– Как и другие многодневные посты, установленные перед встречей соответствующего праздника (Успенский, Рождественский и Петров), Великий пост установлен перед встречей «праздника праздников» – Пасхи.

Когда-то пост 40 дней держали те язычники, которые хотели принять Крещение. Чтение Священного Писания на службах помогало людям, готовящимся к Таинству (оглашенным), познавать Закон Божий. В Великую Субботу, накануне Пасхи, всех, кто подготовился к принятию Таинства, крестили.

Нужно сказать, что цифра 40 в Священном Писании символична и означает подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию: Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп 
(Быт.7, 17); странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет  (Исх.16, 35; Чис. 14, 33; Втор. 8, 2); сорок дней и сорок ночей Моисей провел на горе Синай  (Исх. 24, 18; 34, 28).

Также и в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира удалился в пустыню, где постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф.4, 2; Лк. 4, 2). До Своего Вознесения Воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней (Деян. 1, 3).

– Мы слышали о строгости поста первых христиан. Это поражает и вдохновляет многих современников. Стоит ли подражать им в этом подвиге?

– В четвертом слове у преподобного Иоанна Лествичника есть такие мысли о подвижниках благочестия: «Удивляться трудам сих святых дело похвальное; ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное». Обратите внимание на слово «вдруг», то есть сразу. И если применить эти слова к посту и начать поститься вдруг, полагаю, это дело возможное, но безрассудное. Во всем нужно прислушиваться к голосу Церкви.

– В Великий пост среди недели не бывает обычной Литургии. Почему? И чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от традиционной?

– Литургия – служба торжественная, а пост – это время покаяния. Поэтому и не стали служить Литургию в будни. «А как же тогда причащаться, где брать силы для совершения подвига, как укрепиться в добром деле и не ослабнуть?» – спросите вы. Вот для этого и была введена в церковную практику так называемая Литургия Преждеосвященных Даров. Она отличается тем, что Дары освящены прежде, то есть ранее, на полной Литургии, и находятся в алтаре на Престоле.

– Многие из тех, кто похоронил близкого человека, хотят за него помолится, прийти на панихиду в храм. Как в дни Великого поста происходит поминовение умерших?

– Полная Литургия совершается только по субботним и воскресным дням, поэтому частицу из просфоры об упокоении можно вынуть только в эти дни. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершаются заупокойные службы, панихиды. Это так называемые Родительские субботы, установленные Церковью, чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них. Важно быть лично на Литургии, чтобы помолиться за усопших. Все «поминки» переносятся на один из этих дней. Еще в будни, когда не совершаем Литургию Преждеосвященных Даров, в конце службы совершается заупокойная лития, на которой тоже можно помянуть умерших.

– Многие священники советуют во время поста читать труды святых отцов. Что Вы порекомендуете почитать своим прихожанам? Особенно тем, кто впервые решился соблюдать пост.

– Кроме Священного Писания, всем советую познакомиться с трудами: святителя Феофана, затворника Вышенского – «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», «Письма», святителя Игнатия (Брянчанинова) – «Письма», преподобного Никодима Святогорца – «Невидимая брань», преподобного Паисия Святогорца – пятитомник его слов и поучений, с «Добротолюбием» и многими другими произведениями святых отцов. Но вначале следует подойти к священнику и получить благословение на чтение той или иной книги.

– Говорят, что в пост в храме стоит особенный запах. В чем лично для Вас «особый аромат» поста?

– Действительно, обстановка в храме другая: цвет лампад тускнеет, облачения в алтаре, храме и у священнослужителей меняются на черные и темно фиолетовые, благоуханный ладан заменяется смирной со специфическим запахом. Всё это содействует человеку в его стремлении изменить свою жизнь к лучшему.

«Духовная весна» – так называют пост. Даже если посмотреть сейчас на улицу, то видно, что пост совпал с весной еще и как со временем года. Снег на глазах исчезает, превращаясь в слякоть и обнажая действительность. Появляется желание навести порядок во дворе, на улице, в саду, чтобы начать новую жизнь. В душе человека с началом «весны духовной» постепенно разгоняется рассеянность, спадает неведение. И взору представляется уже реальная действительность, быть может, неприглядная, которую тоже необходимо преобразить, начать всё с чистого листа и верить, что невозможное человеку возможно Богу. И тогда встреча Пасхи будет радостным событием для сердца каждого верующего человека.

– У нас на приходе сложилась традиция читать во время поста соборно Псалтирь. Расскажите об этом.

– Это старая практика читать молитвы совместно с единомышленниками, прося Господа о чем-либо или о ком-либо. По слову Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Сам я познакомился с ней ещё работая в Свято-Троицком соборе г. Саратова и лично ощутил на себе великую силу совместной молитвы.

Псалтирь – это книга Священного Писания, состоящая из двадцати частей или кафизм. Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части – славы. Мы собираемся по двадцать человек (по числу кафизм). Один из прихожан берет на себя бремя составления графика чтения Псалтири на весь пост и списка имен, кого поминать о здравии и упокоении (по пять имен), а потом передает это последование каждому участнику.

Накануне Великого поста совершается в храме молебное пение на начало чтения Псалтири, где мы испрашиваем благословение у Господа на этот подвиг. Батюшка кропит всех святой водой и произносит напутственное слово.

Каждый читает в день всего только одну кафизму, по каждой части (славе) совершая поминовение. После первой части (славы): о здравии духовенства, своих родных и близких , а так же тех девятнадцати человек и их родных и близких, которые тоже поминают тебя и твоих родных и близких. По второй части (славе) также совершается поминовение, но теперь уже усопших. По третьей части (славе) каждый читающий поминает остальных своих родных и близких, которые не вошли в общие списки.

Каждый читает Псалтирь согласно своему графику, и таким образом, в день прочитывается вся Псалтирь. Читать можно Псалтирь дома, на работе – да где угодно! Во времени тоже нет ограничений – главное, успеть прочесть с 00:00 часов до 23:59. Чтение можно включить в состав молитвенного правила, а можно и читать отдельно.

Святые отцы говорят о великой пользе чтения Священного Писания и, в частности, Псалтири.

– Батюшка, благословите и дайте наставления всем прихожанам на время Великого поста.

– Господь благословит всякого грядущего в мир. Много уже сказано. Желаю всем быть настоящими христианами и получить от поста и чтения Священного Писания спасение своей души и тех родных и близких, за кого мы особенно переживаем!

Беседовала Наталья Морозова

Храм святителя Спиридона Тримифунтского



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

23 июня 2017 г. 10 июня ст.ст. пятница. Седмица 3-я по Пятидесятнице. Петров пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Святитель Иоанн Тобольский
Святитель Иоанн Тобольский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомОбретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Рязанских святых. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСобор Сибирских святых. Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409). Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV). Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Чтения свт. Иоанна Тобольского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1). "Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным". Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, - послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, - и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Епископ Пахомий совершил архипастырскую поездку в Архангельское и Ершовское благочиния
Все фоторепортажи