История семьи

История семьи

Минувший век стал тяжелым периодом в истории государства Российского… Войны, революции, многочисленные реформы — их идеологи старались сделать жизнь человечества в отдельно взятой стране лучше, богаче, комфортнее, забывая при этом о самом человеке. В результате — множество поломанных судеб, разрушенных семей, духовно обедненных поколений… Поколений, которые не знают своих предков.

Без хвалебных од

«История семьи — история России», — так назывался духовный концерт, приуроченный к началу Великого поста, и первая выставка Покровского епархиального образовательного центра, где его взрослые слушатели и воспитанники попытались через биографии своих близких, семейные предания рассказать судьбу своей семьи, поделиться впечатлениями и открытиями, сопровождавшими их на этом пути.

В итоге родилась картина истории Отечества, сотканная из живых человеческих судеб, а в сознании участников отвлеченные цифры и скупые факты превратились в единый организм под названием «Моя страна — моя Россия». Да, она вот такая, без прикрас и хвалебных од, какая есть, с трудной судьбой, а от того еще более красивая.

В поисках семейных преданий

А все начиналось так… Изучая в рамках курса «Православное краеведение» историю нашего края, мы задали себе вопрос: известна ли нам жизнь тех, кто эту историю создавал, кто ее менял или, наоборот, пытался сохранить неизменной?

Во время научно-исследовательской деятельности, когда слушатели и воспитанники центра создавали родословные, они признавались, что узнавали много нового о своих близких и были поражены открывшимися фактами. А что еще более удивительно: в процессе работы рождалось неизвестное ранее ощущение сопричастности к тем событиям и поступкам предков, которые они совершали. Как будто ты сам, а не они, делаешь сложный выбор, за который ответ нести не только тебе, но и тем, кто придет в этот мир за тобой.

Начало ХХ века. Покровская слобода, основанная в середине XVIII века, в 1914 году стала называться городом Покровском. Почти два века покровчане живут и трудятся под защитой Пресвятой Богородицы, и среди них Хрисанф Григорьевич Алефиренко, вероятно, потомок тех переселенцев из Малороссии, которые по приглашению Сената приехали за тысячу верст за лучшей долей. А здесь действительно была и воля, и земля, и свобода.

В начале столетия в слободе было уже шесть православных храмов, и Хрисанф Григорьевич занимался их росписями, по крайней мере, семейное предание гласит, что Хрисанф Алефиренко вместе с братом Павлом были иконописцами и писали иконы красками, рецепт которых хранили в строгой тайне. Вероятно, эту тайну он так и унес с собой, ибо нет иконописца с редким и забытым сегодня именем Хрисанф в летописи Свято-Троицкого собора. Но семейное предание — удивительная вещь, оно продолжает жить тогда, когда архивы погибают от рук человеческих. Поэтому, возможно, Промысл Божий в том, что сегодня его правнучка Елена Труненкова является прихожанкой Свято-Троицкого собора и работает в Покровской епархии. До сегодняшнего дня, любуясь фресками собора, она, вероятно, и не догадывалась, что ее окружает творение рук прадеда.

Украинцы жили мирно и по-доброму с теми, кто также приехал сюда, за Волгу, в поисках лучшей доли. Среди них иностранцы, со своими «странными» обычаями и традициями, но очень уважаемые, потому что были настоящими тружениками, трудились на славу почти два века и считали эту землю своей родиной. Недаром Покровск в 1922 году был назван столицей Автономной области, а в 1924-м — Автономной Республики немцев Поволжья. К сожалению, страница эта была перечеркнута в одночасье в 1941 году. И на десятилетия эта тема была закрытой, запретной.

Много воды утекло с тех пор, а материальная и духовная культура поволжских немцев сегодня скудна и малочисленна, то, что сохранилось до наших дней, приходит в окончательный упадок, а вот в городском музее города Красный Сулин Ростовской области есть экспозиционный зал городского быта конца XIX — начала ХХ века, в котором представлены вещи семьи Шерер, сыгравшей заметную роль в истории Сулина, в развитии его культуры и металлургической промышленности.

Петр Петрович Шерер был из семьи литейщиков и приехал в Красный Сулин примерно в 1876–1880 годах из Баварии. В то время в поселке Сулин уже была построена доменная печь, и хозяин завода пригласил специалиста из Баварии. Но приехал не старый мастер Петр Шерер, а его 21-летний сын, Шерер Петр Петрович. В Сулине он обрел супружеское счастье и прожил долгую жизнь — 124 года. У него было семь сыновей и одна дочь. Один из сыновей, Иван Петрович, переехал в г. Таганрог и был обермастером на металлургическом заводе. В Таганроге он женился на Милютиной Евдокии, одной из первых красавиц города. У них родилось пятеро детей: четыре сына и дочь. У одного из сыновей, Дмитрия Ивановича, и его жены, Параскевы Пантелеевны, было тоже пятеро детей. Одна из дочерей — бабушка воспитанниц Покровского епархиального центра Анны и Инны Павлюковых, Ольга Дмитриевна.

Пострадавшие без вины

Но есть в истории государства страницы, которые хотелось бы перелистнуть, но нельзя, они написаны не нами, а потому прочитать их необходимо в первую очередь нам и нашим детям. Вот и в истории немецкого народа в России есть такие страницы.

Родители деда Натальи Корж по материнской линии, Гаак Иосиф Карлович и Бергер Екатерина Георгиевна, были уроженцами Таврической губернии, Мелитопольского уезда Пришипской волости, село Гайделберг. У них было восемь детей, один из которых — дед Натальи, Гаак Иосиф Иосифович. В 1937 году Иосиф Карлович был арестован, а затем приговорен к расстрелу, и в начале 1938-го приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован только в 1989 году.

Его семья в 1941 году была выслана в Томскую область. Сын Иосиф был направлен в трудовую армию. Документы его были потеряны, и при восстановлении их он поменял свою фамилию и национальность и вместо немца Гаака теперь стал украинцем Гаковым. Воевал на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в боевых действиях, имел награды. После окончания Великой Отечественной войны отыскал своих родных в Томской области, где была обнаружена его уловка со сменой фамилии и национальности. Несмотря на то что Иосиф Иосифович был фронтовиком, его лишили всех боевых наград. В Томской области он создал семью, и у него родилось трое детей. Но официально брак был зарегистрирован только в 1965 году из-за страха, что вся семья: супруга и дети — будут арестованы и сосланы.

Вечный страх, пронизывающий и липкий, страх не за свою судьбу, а за судьбу близких, родных, был постоянным спутником многих, имеющих другую национальность и другое мнение. Достаточно было одного слова, чтобы жизнь поменялась раз и навсегда.

Дед Натальи Трещуковой — Жарков Иван Гордеевич — был репрессирован в 1938 году как враг народа только за то, что на колхозном собрании в селе Усть-Щербедино Романовского района Саратовской области заступился за своего друга и высказался в его защиту; на другой день всю семью выселили из дома, забрали все имущество, а деда увезли. С тех пор его никто не видел. Бабушка и трое детей остались на улице. Им пришлось жить в саманном сарае, который они приспособили под жилье. Жили очень бедно, старшему сыну на тот момент было 7 лет, ему пришлось работать, чтобы прокормить семью. О судьбе Жаркова Ивана Гордеевича до сих пор ничего не известно.

Защитники Родины

Анатолий Хрисанфович Алефиренко, уроженец Покровска, в 1942 году в возрасте 17 лет был призван на фронт. Участник Корсунь-Шевченковской операции (24.01–17.02.1944). Был тяжело ранен и девять месяцев находился на лечении в госпитале. После выздоровления был направлен на Западную Украину. Был в армии до 1950 года. В семье его внучки Елены Труненковой бережно хранится история, говорящая о характере этого человека. За участие в одной из боевых операций Анатолия Хрисанфовича представили к званию Героя Советского Союза, а его товарищей к ордену Красной Звезды. Но Анатолий Хрисанфович поставил условие: или представляют к званию Героя Советского Союза всех его боевых товарищей, или никого. В итоге он был награжден орденом Красной Звезды.

Прадедушка воспитанников центра Тутаева Кирилла и Головиной Дарьи Сергей Дмитриевич Сгибнев во время Великой Отечественной войны служил машинистом поезда, на котором перевозили оружие, военную технику и раненых. Прабабушка Наталья Дмитриевна в военные годы работала в немецкой ставке, добывая информацию для советских партизан. Была в немецком плену, от казни ее спасли партизаны. Ее сестра Мария Дмитриевна имеет орден Отечественной войны II степени за то, что пробыла в концлагере 5 лет и вышла из него живой!

После войны Сергей Дмитриевич работал в разных городах России на возведении мостов. Он участвовал в строительстве автодорожного моста «Саратов — Энгельс», как и родители Людмилы Алексеевой, Валентин Николаевич и Нина Ивановна Смертюковы. Ее отец в 1958 году переехал в г. Энгельс для участия в строительстве моста через Волгу. Работал капитаном речного судна на предприятии «Мостотряд № 8».

Тем, кто не забыл

Как удивительно Господь сводит людей! История семьи Людмилы Стреляной необычна. Два человека с разных областей страны: отец, Кривошеев Алексей Данилович, с Волгоградской, мама, Кривошеева Валентина Ивановна, с Донецкой — встретились в далеком сибирском городе Красноярске. Отец приехал поступать в строительный институт с другом, а мама вслед за старшей сестрой Ниной — работать на завод. Мамин день рождения 6 сентября 1962 года стал днем рождения и новой семьи. Они переехали жить в Балашовский район. Помощь молодой семье оказал старший брат Валентин — тогда старшие братья и сестры участвовали в судьбах младших. Видимо, сказалось воспитание предков-казаков, православного народа, который жил по совести. Прадед, Кривошеев Денис Алексеевич, служил царю, был сильным, крепким и грамотным. Рассказывали, что за отказ расстреливать людей был посажен в тюрьму и репрессирован. Прабабушка, Кривошеева (Лапина) Ольга Ивановна, работала учительницей на селе. Ее сестра Анна, в постриге Поликсения — монахиня Усть-Медведицкого монастыря.

Имена, имена, имена… Обо всех рассказать невозможно, но каждый из слушателей и воспитанников Покровского епархиального образовательного центра хранит свою семейную историю. Большое сердечное спасибо им — тем, кто вспомнил, и тем, кто не забывал.

Елена Плахова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 июля 2017 г. 11 июля ст.ст. понедельник. Седмица 8-я по Пятидесятнице. Поста нет.

Икона дня

Ольга равноапостольная
Ольга равноапостольная

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Совершается служба на шестьВоспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Совершается служба на шестьРавноап. Ольги, вел. кн. Российской, во св. Крещении Елены (969). Обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1998). Мч. Киндея пресвитера (III-IV). Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается полиелейная служба сщмч. Илариона, архиеп. Верейского, то на утрене читается Мф., 36 зач., X, 16-22, а на литургии - дня и священномученика: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6). Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. "Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: "знамение не дастся. . . только знамение Ионы пророка". И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: "явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные. . . " (Мф. 24, 30).

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Завершился многодневный крестный ход Балашов – Вавилов Дол
Все фоторепортажи