Святитель иноверцев и раскольников

 Святитель иноверцев и раскольников

Святитель Питирим, Епископ Тамбовский, будучи наделен от Бога многими дарованиями, мог успешно послужить Ему в любом деле. Но с малых лет он мечтал о высшем служении, которого и сподобился на Тамбовской кафедре. Просвещая и приводя к вере язычников и магометян, воров и нищих.

Стремясь к Богу с малых лет

Святой был родом из Вязьмы, чье население отличалось твердостью в православной вере и благочестием. При Крещении мальчика нарекли в честь преподобного Прокопия Декаполита. Духовную связь с этим святым он сохранил даже после принятия монашеского пострига.

С детских лет Прокопий и его сестра стремились посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Будущий святой был способным учеником, преуспевал во всем, за что брался. Его считали лучшим чтецом в Вязьме. А он, всем сердцем любя Церковь, с радостью служил ей чтением и пением. Был у него талант и к изобразительному искусству. Прокопий освоил иконописное дело и впоследствии создал много списков с почитаемых в Вяземской епархии икон.

У Прокопия не было сомнений насчет выбора жизненного пути. К двадцати годам он уже прошел послушание в монастыре в честь Иоанна Предтечи в родном городе, затем принял постриг с именем Питирим, в честь преподобного Питирима, древнего святого, ученика преподобного Антония Великого. Монах сочетал в себе любовь к молитве и самоотверженному труду, потому его авторитет быстро возрастал среди братии. В 32 года он стал игуменом Вяземской Предтеченской обители. Время его игуменства считается периодом расцвета монастыря. Он был для братии примером трудолюбия: будучи архимандритом, он продолжал работать наравне со всеми. Это помогло ему приобрести хорошие строительные навыки и опыт общения с людьми. Все это пригодилось в архипастырском служении.

Судьбоносный случай

В 1682 году 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены, совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, почитаемого чудотворца, написанную не по канонам. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои высокие добродетели, но неумелый иконописец придал святому нелепый и безумный вид. Тогда настоятель проявил ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял образ. Поступок вызвал бунт в городе. Толпа недовольных требовала возвращения иконы. Святой едва вырвался из рук невежд.

Этот случай оказался судьбоносным для архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия передали патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Патриарху пришлось по нраву мужество священнослужителя, и он вызвал его в Москву, чтобы благословить на новое, высшее служение. 1 сентября 1684 года состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года – рукоположение во епископа.

Святитель для иноверцев и раскольников

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты, грубости и непросвещенности ее жителей. Более половины населения составляли язычники и иноверцы: мордва, черемисы, мещера, татары – жесткие противники христианства. А среди христиан насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Нравы населения были самые распущенные. Храмы и монастыри были неблагоустроены, ощущалась острая нужда в пастырях и проповедниках.

Новый архипастырь прибыл в Тамбов в четвертом часу утра и сразу начал служить Литургию Преждеосвященных Даров. Вскоре Владыка благословил Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных городских воротах. Приветливый, кроткий, внимательный архиерей стал большим утешением для верующих. Со всеми он обращался одинаково, как истинный друг и брат. Он излучал нелицемерную любовь к людям и ту скрытую силу духа, которая приобретается в многолетней упорной борьбе с собой. Будущий святитель располагал к себе и православных, и иноверцев, и закоснелых в грехе преступников, и бродяг, к которым был очень снисходителен.

Он часто путешествовал по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил кандидатов к принятию священного сана. Нередко он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению.

Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и мусульман, а также для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разврат, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал религиозным.

По его инициативе в Тамбове основали женскую Вознесенскую обитель, игуменией которой стала сестра святителя монахиня Екатерина, а недалеко от города, в пустынном, окруженном лесами месте, – мужской Трегуляевский монастырь во имя Крестителя Господня Иоанна. Название обитель получила благодаря следующему случаю. Однажды святитель, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места. Все трое пришли в уединенную пустынь, которую и благословили для основания обители.

Большие труды святой понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения.

«Бессмертный Боже, сподоби сего Царствия Небесного»

На одиннадцатом году управления епархией архиерей тяжело заболел. После молитвенного обращения к своему небесному покровителю Прокопию Декаполиту, епископ сподобился дивного видения, в котором преподобный обращался к Богу со словами: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимся Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима. Святитель после этого видения выздоровел, но силы к нему вернулись не полностью, и он прожил еще три года.

28 июля (10 августа по новому стилю) 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, владыка Питирим отошел ко Господу всего лишь в возрасте 53 лет. Место его упокоения стало почитаться богомольцами. Его духовная связь с паствой не прервалась. Известно, что и преподобный Серафим Саровский чтил святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов к нему на поклонение. У гробницы святителя происходили многочисленные исцеления, которые тщательно фиксировались.

«…с чувством истинной радости и умиления»

В 1913 году в прославлении святителя Питирима участвовал будущий страстотерпец император Николай II. На докладе Святейшего Синода «О признании в лике святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» Его Императорское Величество начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления». 

Через год, 28 июля, во всех храмах Тамбова совершали торжественные богослужения с целодневным колокольным звоном. Крестным ходом мощи святого пронесли вокруг Преображенского собора и поставили в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом, освященным еще при жизни святого. А в верхнем храме собора освятили престол в его честь. За время торжеств, в которых участвовали более 50 тысяч человек, было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя. После Октябрьской революции мощи святителя Питирима все время находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея. Промыслительно, что Русской Православной Церкви их передали в год 1000-летия Крещения Руси. Сегодня мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе Тамбова.

Подготовила Татьяна Уютова


Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

21 августа 2017 г. 8 августа ст.ст. понедельник. Седмица 12-я по Пятидесятнице. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Зосима и Савватий Соловецкие с житиями
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820). Совершается служба с полиелеемПеренесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV). Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938). Толгской иконы Божией Матери (1314).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
* Если совершается служба прпп. Зосимы и Савватия, то на утрене читается Мф., 43 зач., XI, 27-30, а на литургии - дня и преподобных: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23.
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15). Господь начал проповедь Свою так: "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие". В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не "покайтесь и веруйте", а "исходите на суд". Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? - и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

Архипастырская поездка в Краснокутское, Новоузенское, Ершовское и Архангельское благочиния
Все фоторепортажи