С радостью о Воскресении

С радостью о Воскресении

В девятый день после Пасхи православные празднуют Радоницу, день особого поминовения усопших, который в этом году выпадает на 24 апреля. Это не только день поминовения, но и возможность для каждого верующего разделить радость Пасхи с умершими родными и близкими.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы сразу после Светлой пасхальной недели как бы обязывает христиан не углубляться в переживания о смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Радоницу также называют еще «Пасхой мертвых», так как на Пасху на небесах ликуют во сто крат радостнее, чем у нас на земле. Тому есть дивный пример: однажды один благочестивый старец Киево-Печерской Лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!».

Панихида на Радоницу приобретает другой смысл — пасхальный — и состоит из пасхальных стихир, песнопений, тропарей. Все поется радостно, торжественно. Православные молятся не о прощении грехов усопших, а приветствуют их: «Христос Воскресе!».

Распространившийся же в советское время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Именно на Радоницу совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищим на помин души. Нужно помнить, что совершенно недопустимо распивать на кладбище водку, выливать ее на могилу. Этим оскорбляется память усопшего. К тому же это проявление языческих суеверий, которые для православного являются грехом.

Правильнее будет на кладбище зажечь свечу и помолиться об упокоении душ наших дорогих усопших. Кладбище является священным местом, где покоятся тела умерших, наших близких, до их воскресения. И соответственно, могила является местом будущего воскресения умершего. Это реальное, живое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых».

Молитва за усопших — это самое большое, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в храме. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После Литургии нужно отслужить панихиду. И, конечно же, молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

«Постараемся же, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — призывает нас святитель Иоанн Златоуст достойно, по-христиански разделить радость праздника Пасхи с нашими близкими, которых уже нет рядом.


Наталия Бондаренко



Комментарии

Оставить комментарий

Православный календарь

24 марта 2017 г. 11 марта ст.ст. пятница. Седмица 4-я Великого поста. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Икона дня

Святитель Софроний Иерусалимский
Святитель Софроний Иерусалимский

Празднуемые Святые

Празднуемые Святые
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомСвт. Софрония, патриарха Иерусалимского (638-644). Совершается служба со славословиемСвт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Перенесение мощей мч. Епимаха. Прп. Патрикия исп (1933). Св. Василия исп., пресвитера (1937).

Евангельские чтения

Евангельские чтения
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
«Мысли на каждый день года» свт. Феофана Затворника
"Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно - верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего - самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой - свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.

Фоторепортаж

фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж фоторепортаж

В Покровске прошла V научно-практическая конференция «Православная книга – путь к преображению души»
Все фоторепортажи